Люда Уточка и другие. Часть пятая, заключительная

Дмитрий Буцкий
                Глава первая.
                Год спустя.

 После самоубийства Кольки Данидина прошло около года.
 Ничего не изменилось за это время на Душанбинской Заводе Бытовых холодильников "Памир".
 Люда Данилина по прежнему работала в бригаде стекловатчиц,начинявших корпуса холодильников колючей теплоизоляцией.
 Для секловатчиц "Уточка"оставалась дежурной клоунессой,но она этого  не замечала,и сама по-прежнему смеялась над скабрезными анекдотами,которые охотно слушала,но смех её  оставался звонким и чистым,как колокольчик или  весенний ручеёк, а не хриплым,нездоровым, кашляющим,лающим-как у остальных. И по-прежнему Людочка была одинока! Парни с ней не заговаривали,а девчата,когда выходили за проходную,старались под разными предлогами "отделаться" от "Утки". И Людочка шла к остановке одна,блаженно чему-то улыбаясь! Короче,всё было так-же,как тогда,когда Колька Данилин неусыпно "пас" свою младшую сестру,словно и сейчас-почти год спустя-его тень незримо витала рядом, оберегая Людочку!...
 Короче,прошёл почти год,а ничего не изменилось,всё оставалось по-прежнему...
 Накануне 23-го февраля 86-го года я обедал в заводской столовой.
 Сидя за столиком.торопливо поглощал принесённую из дома еду-(от заводской еды у меня неизменно случались расстройства желудка).
  Я торопился поскорее поесть и уйти не только что-бы успеть до окончания обеденного перерыва. Ко мне могли в любой момент подсесть "мужики-работяги" и начать задирать-"этот ходячий анекдот-еврея рабочего",который наверное У О-(умственно отсталый)-раз подался ни в начальники и ни в студенты а на завод рабочим-и т.п.-а если не отвечать-могли ,якобы ненароком "задеть" или толкнуть,или наступить под столом на ногу,а потом ухмыляясь ожидать реакции,и, если таковая последует,развязно сказать-"Что,пойдём-выйдем?!"-сказать наглым тоном самоуверенной силы нескольких против одного,коллектива против индивида,стаи против жертвы...И это-ещё не самые обидные их выходки,которые я вынужден был терпеть 7 лет!!!...
  Итак,я вздохнул с большим облегчением,когда трое рабочих,взяв на раздаче еду,уселись за соседний столик.
  Всё-таки я был начеку.
  Рабочие говорили о том,что скоро 23-е,и надо будет отметить,что зима ещё не кончилась,а уже по-весеннему тепло...
 -Вот месяц назад-говорил один из них-Был мороз и  снегу нападало о-го го сколько...
 -Это когда Мазовита  тёщу хоронил?-вмешался Витёк-Пивосос.
 -Мазовита 2 года назад тёщу хоронил,когда Андропов умер-уточнил третий рабочий-он был старше и степеннее двух своих сотрапезников,носил под курткой тельняшку,так как  "на флоте служил"- выражаясь его словами, и всегда всех поправлял, любил во всём точность- Тогда тоже снегу навалило-будь здоров! А месяц назад Александра Аркадьевича хоронили.
 -Это отца Бориса Александровича,ну колькиного крёстного?!
 -Его самого!-бывший флотский многозначительно поднял указательный палец-Ещё с нашего завода двоих посылали его закапывать-этого  немчика-дворянчика-на последнем слове рабочий ухмыльнулся,я тут-же понял,что речь шла об Иване-(Ёгане)-Буче-и ...
 -Жидёнка что-ли?-насмешливо спросил Витёк-Пивосос,-по годам он был не старше меня- и кинул в мою сторону заблестевший нехорошим блеском взгляд своих чёрных глаз-я невольно поёжился и стал жевать быстрее
 -Ишь ты,во как челюстями зашлифовал!-Витёк рассмеялся коротким злобным смешком.
 -Нет,не его,другого...-бывший матрос наморщил лоб пытаясь вспомнить да так и махнул рукой-А ты шлифуй челюстями и не зыркай по сторонам!-раздражённо бросил он Витьку Пивососу-("шлифовать челюстями" означает  на флотском жаргоне-кушать,бывший матрос вставлял в свою речь принесённые со службы жаргонные выражения,но очень не любил,когда это делали "на флоте не служившие", Витьку-же нравилось повторять жаргонные словечки-хоть матросские,хоть блатные...)
 -А при чём тут наш завод-спросил первый рабочий-К похоронам этого... Александра Аркадьевича?
 -Значит при том-многозначительно ответил бывший флотский.
 -Какое он имеет к нам отношение,этот Аркадьевич?-
 -Значит имеет-ещё более многозначительным тоном ответил бывший моряк.
 Тут в разговор вмешалась средних лет работница,обедавшая за соседним столиком:
 -Значит, улетит скоро от нас наша Уточка!-вставила работница.
 Дальнейшего разговора я не слышал,так как уже поел и поспешил встать и уйти. Но слова работницы-"Значит,улетит скоро от нас наша Уточка!"-почему-то отозвались в моей душе болью... Теперь,завидев Людочку,я испытывал неприятное волнение: "Неужели скоро она уйдёт,и я никогда больше её не увижу?"-и начинал смотреть на Уточку,что-бы лучше запомнить...
  Однажды Люда почувствовала мой взгляд ,обернулась, и посмотрела на меня одновременно ласково,вызывающе и с недоумением! Я тут-же отвёл глаза...
 В начале марта Данилина пришла на работу в чёрном платочке.
 На обеденном перерыве она раздавала всем карамель и ириски "Кис Кис" Душанбинской Кондитерской фабрики "Ширин".
 -Помяните брата моего,Колю!-просила Людочка-Сегодня год,как он...-люди молча брали карамельки и ириски.
 -Спасибо!-благодарила Людочка-Коле там будет приятно...
 Так или иначе,"Уточка" никуда не улетала.
 Я стал понемногу успокаиваться...
 Прошли апрель и май.
 В июне я ушёл в учебный отпуск.
 Успешно сдав выпускные экзамены,окончив Вечернюю Сменную школу и получив аттестат зрелости, вернулся к работе...
 Но Люды Данилиной на Холодильном заводе уже не было!
 Пока я сдавал выпускные,она уволилась!
 Уточка улетела!
 Больше я её не видел и о дальнейшей судьбе Уточки ничего не знаю!...
 На этом мы расстаёмся с ней!...

                Глава вторая. Грустная.

  Грустно дописывать последние главы!
  Так не хочется расставаться с Людочкой!
  Но сказать о ней мне больше нечего, а выдумывать её дальнейшую биографию я не хочу! 
  Уволившись с Завода Бытовых Холодильников "Памир" Люда Данилина навсегда ушла из моего поля зрения,  из моей жизни.
  Сейчас она уходит и из этого повествования! Уходит со своей отрешённой,   наивной, немного блаженной, но такой искренней, такой доброй улыбкой!
  Чему Людочка так улыбалась? Ясному голубому небу? Светлым и тёплым солнечным лучам, словно игравшим в её глазах? Хмурым, озабоченным, погружённым в повседневную суету людям?  Или своим мечтам?..
  Не могу сказать уверенно!
  Но мне приятно было думать, что Людочка улыбается мне!... 
  Я, когда шёл обедать, всем желал приятного аппетита, так-же как Людочка улыбалась всем! Но в её улыбке   не было ни заигрывания ни кокетства! Она словно говорила:"Мир так прекрасен! Давайте радоваться! Радоваться- и всё! И улыбаться!"
 Однажды, идя на обед, я встретил  Мазовиту и пожелал ему приятного аппетита.
 - Спасибо!-озабоченно ответил начальник цеха и зашёл в туалет!.
  Вот я и приступил к рассказу о других действующих лицах этого повествования!  В нём Людочка- как источник света. Этот свет  падает на других персонажей и о них речь шла  лишь постольку, поскольку они в этот свет попадали! Сейчас, когда Людочка ушла из повествования, скажем немного и о них!
 Итак :раз уж речь зашла о Мазовите, то с него и начнём!
 Последний раз я видел моего бывшего начальника летом 1990 года  когда приезжал в Душанбе с мамой продать квартир. Василий Григорьевич шёл по улице опустив голову. Вид у него был задумчивый и немного растерянный. Я не стал окликать!..
  О людиной маме ничего сказать не могу! Она тогда казалась мне старухой, а Борис Александрович - почти стариком! А ведь им было лишь чуть  за 50-немногим больше чем   мне сейчас!!   Буквально перед самым увольнением Людочки с "Холодильника" у Бориса Александровича умер отец - Александр Аркадьевич.  Поговаривали, что увольнение как-то связано с этой смертью. Но я тут никакой связи не вижу и считаю это сплетнями! .. Какая тут могла быть связь?..
  Толик с наступлением эпохи кооперации открыл кооператив. Говорили - неплохо обогатился!  Дальнейшую его историю я узнал уже в Израиле- воистину мир тесен! С наступлением предраспаднчого хаоса Толик уехал в Израиль, поменяв имя "Анатолий" на "Натан", а золотой крестик на шее-на шестиконечную звёздочку Давида. Через несколько лет "Толян-Натан"бросил землю Обетованную и перебрался за океан  в Америку -страну-мечту всех прохвостов, деляг и ловкачей! Не знаю, чем он занимался и как жил в Израиле, но американские ловкачи оказались ловчее!  Богачом Толик не стал. На тот момент, когда мне последний раз про него рассказывали, он работал в Нью-Йорке таксистом.  Говорили, что он-всегда презиравший пьющих, стал пить! Может быть потому, что детей у него со Светой так и не было?! 
 Света с Толиком сыграли свадьбу месяца через полтора после самоубийства Кольки Данилина. Света-по образованию бухгалтер- помогала Толяну в бизнесе.  Каждую весну она посещала могилу Кольки и оставляла там  свежие цветы.  Последний раз-на ту Православную  Пасху, когда  Русское кладбище охраняли усиленные наряды дружинников! Перед отлётом из Душанбе Света рвалась посетить могилу в  последний раз- проститься с бывшим мужем-но Толик не пустил-то ли ревновал к мёртвому сопернику, то ли действительно боялся за Свету-в городе было неспокойно! С "Толяном-Натаном" Света уехала в Израиль, оттуда через несколько лет в Нью-Йорк, где устроилась уборщицей в Супермаркете.  Говорили поднялась до продавщицы. Но Света так и не забеременела и  детей  не родила. А брать приёмных Толик не хотел-он хотел только своих-кровных! Я даже подозреваю,   что Света, разводясь с Колькой, сделала аборт по настоянию Толика!  Когда думаю об этой паре невольно вспоминаю песню Ирины Грибулиной про Жигули:"Жигули! Жигули! До чего вы довели!"  Наверное потому, что опыт вождения "Жигулей" пригодился  Толяну в Нью-Йорке? Может быть следовало переименовать Свету в Ирину? Получилось-бы символично-Света-(точнее уже Ира)-на белых "Жигулях"  Затем уборщица в заокеанском Супермаркете и Ирина Грибулина поёт:"Жигули! Жигули! До чего вы довели!" -словно про ту, другую Ирину! Но уже не переименовал! Так что пусть Света остаётся Светой!
 Почему Толян уехал в Америку не напрямую а через Израиль? Наверное потому что когда Горбачёв разрешил свободный выезд из СССР  Толян хотел побольше "наварить"  денег на своём кооперативе.  А потом США и другие западные страны закрыли двери для желающих покинуть распадавшийся Советский Союз-уж слишком таковых оказалось много! И только крохотный  Израиль принял всех, кто имел право въехать в еврейское государство, невзирая на их огромное количество-более миллиона! Большинство осело на исторической Родине. Кое-кто уехали в другие страны. Как пел о таких Вилли Токарев -:"Израиль взяли как трамплин!" К последним принадлежал и Толян-Натан...   Что-ж? Б-г ему судья!
 Вот как сложились судьбы тех участников этой истории, о которых я могу что-либо поведать! 
 И только Кольки не коснулась череда событий, пронесшихся, как вихрь, разваливших Великую державу как карточный домик и раскидавших людей по всему свету! 
 Колька Данилин безмолвно лежал под своим скромным надгробием и ничто его не коснулось! Даже если и его могилка была разгромлена в дни мятежа мусульман, крушивших  всё связанное с "неверными"-(то есть с не мусульманами)-в том числе и могилы на Русском кладбище-вряд-ли Кольке это причинило боль и обиду!...
  Вот что я могу рассказать о тех, кто фигурировал в рассказа о Людочке -о моей первой и ещё  наполовину детской идеальной любви!..
  Всё это я собрал из разрозненных слухов и больше ничего не могу добавить!
         
                Дополнение к предыдущей главе.
  Всё-таки,хотел-бы ещё кое-что дополнить о действующих лицах уже почти законченного повествования!
 Я не знаю ,был Толян евреем, или ловким пройдой, смекнувшим, что быстро уехать можно только в Израиль и  купившим соответствующие документы  В 1990-тые таких случаев хватало!  Трезвенником Толика назвать трудно, если вспомнить, что он напился и на похоронах Кольки и на встрече  Данилина из армии-(мне почему-то кажется, что Колька тогда побил именно его, хотя, может быть, и кого-то другого)... Наверное, Толян помнил и соблюдал правило:"Пей, выпивай, но ума не пропивай!" и презрительно относился к тем кто "ум пропил, а добра не нажил!"
 Думаю, что   в Нью-Йорке Толик  просто стал пить больше чем раньше! Наверное потому что понял-миллионером ему не быть! В богачах не ходить! А может быть действительно потому, что годы шли, а  Света никак не беременела... Известно, что прерывание первой беременности может сделать женщину бесплодной! Света свою первую беременность прервала! То ли не хотела рожать от безответственного Кольки. То ли настоял Толик, не хотевший чужих детей-(наверное, колькины насмешки. мол :"Пусть берёт Светку такой, если хочет! Будет моих детей кормить!"-Толяну передавали. Помнишь,читатель, его реплику на кладбище перед колькиным гробом :"А детей я буду воспитывать моих! Слышишь!? Моих! А у тебя детей уже не будет!"   
 Такие, как Толян, возвысились во время искажённого общественного сознания, превратившегося в кривое зеркало в котором прежде презираемый жулик и спекулянт стал уважаемым человеком-бизнесменом-предпринимателем!  Но они оказались "халифами на час"!..
  Иван-(Йоган фон)-Буч уехал в 1987 году в ФРГ.
  Не знаю, как сложилась там его жизнь. Я с ним не переписывался. Но от общих знакомых слышал, что тот устроился вроде-бы  рабочим на автозавод. 
 На счёт того, что я хотел сказать о Кольке:он ушёл, когда понял, что Свету потерял навсегда! Что она не приползёт к нему на коленях с повинной и не будет умолять вернуться! А самому попросить прощения Кольке не позволяла гордость "мужика", который никогда  не клонит голову перед бабой!
 Мне почему-то кажется, что та девушка в столовой сказавшая:"Бросил-бы пить, мотаться, да и нашёл-бы себе другую жену"-сама имела планы на Кольку! Наверное он ей нравился! Спрашивается:за что?  Но пить и гулять Колька-бы не бросил-иначе  для своих дружков он перестал-бы быть "мужиком"! А этого  задира и драчун Колька боялся больше всего- может быть, даже больше смерти! Ведь ему так важно было слышать от дружков:"Ты-настоящий мужик!" Настоящий мужик, который подле одной бабы не сидит, который сам выпивает и друзей угощает и барахлом не дорожит-может уйти и  дверь не запереть!  Короче "щедрая душа!" Так что со второй женой, наверное, повторилась-бы та-же история что и с первой! Или он мучил-бы её долгие годы!   
 Так не лучше-ли, что он ушёл, никого больше не мучая?
 Ведь и родная мать, судя по её поведению на похоронах,  устала от такого сына и его выходок! И она вела себя так, как считалось должным в её ситуации, а не так, как ей бы хотелось!
 И Колька вёл себя так, как должен, по мнению его среды, вести себя "настоящий мужик-работяга!" 
 Может быть по другому выйти из этой роли он не мог?..

                Глава третья.
                Снова кладбище.

 Тот чернявый, курчавый-явно цыган! Хоть и крещённый!-говорил Буч-Сколько таких  подрабатывает могильщиками, гробовщиками, да на изготовлении памятников и оград!-мы спускались вниз по проходу между могилами. 
 Похороны Кольки  Данилина уже завершились, его могила осталась позади.
 Мы с Бучем шли к выходу с кладбища.
 -  Интересно получилось!-рассуждал Йоган-Вот русские-православные.  Поляки-католики. Немцы есть католики и есть лютеране, но и те и другие-христиане! А цыгане есть крещённые и есть мусульманские- люли называются!
 -  Я слышал что мусульмане-люли- это местные среднеазиатские цыгане, а крещённые-те, что сюда с русскими приехали!-вставил я. 
 Всё, что я ещё знал о крещённых цыганах -это то, что они на Русскую Пасху пекли огромные куличи, которые выпекали в вёдрах и раздавали на кладбище всем желающим!  И хотя действительно часть крещённых цыган занималась   теми кладбищенскими  работами,  которые перечислил Ёган-очень многие  ни где не работали, а жили на иждивении своих жён, которые промышляли  гаданиями, попрошайничеством, а случалось и воровством! ... 
 Время от времени молодые цыганки с оравами цыганят обходили подъезды, где им отдавали залежавшиеся в квартирах старые вещи.  Мы как-то отдали детскую одежду из которой я уже вырос, а Костя и подавно!
  О  мусульманских цыганах я почти ничего не знаю! Они держались от нас в стороне и, наверное, предлагали свои услуги-(гадания и т.п.)-мусульманской публике!  Больше я о них ничего не знаю и сказать не могу! И без того  мы уже отклонились от темы, но это потому, что Буч завёл разговор о цыганах и их вере.
   А Буч тем временем продолжал рассуждать:
 -С Колькой тоже интересно получилось! Служил он в стране, откуда вышли мои дальние предки! Они были потомственными немецкими дворянами-хоть и небогатыми! А хоронили его я- немец-католик, ты-еврей, и крещённый цыган!
 Мы уже вышли за кладбищенские ворота и спускались по аллее парка.
 Снизу доносился уличный шум, похожий на гул водопада.  Между деревьями виднелось шоссе, по которому в обе стороны сновали автомашины. Промчалось выехавшее с кладбища  белое "Жигули" с засохшей грязью на капоте и дверцах. 
 Буч остановился, снял с лацкана колькину чёрно-белую фото-карточку, скреплённую булавкой с чёрным и красным квадратиками материи, и воткнул в мягкую весеннюю землю, рядом с корнем одного из деревьев.  Я последовал его примеру!
  Буч взглянул на часы:
 -На заводе сейчас смена заканчивается-сказал он-Так что мы с тобой своё отработали. Можем идти по домам!
 . Дальнейшие наши маршруты не совпадали!... 
  Улицы за окнами оранжевого "Икаруса" заполнялись  серой людской массой, вытекавшей из проходных заводов и фабрик!   
 По утрам проходные-как пасти чудовищ-втягивали эту массу в бетонные чрева заводов. Там, стоя вдоль движущихся кишок-конвейеров,  похожих на больших сороконожек с роликами вместо лапок, люди выполняли одуряюще  однообразные производственные операции под строгим присмотром освещавших конвейера фонарей!
 Вечером заводы и фабрики, выжав из людской массы все соки, извергали её через свои пасти-проходные  обратно на улицы, что-бы утром втянуть опять!
 И эта масса  привычно шла выпивать и совокупляться! Ни на что другое у неё не оставалось ни времени ни сил. Да и не представляла она, что  можно проводить свободное время как-то иначе! 
 Выше я писал о крещённых  цыганах,  занимавшихся кладбищенскими работами, но в большинстве своём нигде не работавших, а живших за счёт своих жен-цыганок, тоже не работавших, а промышлявших гаданием, попрошайничеством, иногда и воровством-(о цыганах-мусульманах из племени люли, об их образе жизни и источниках существования ничего определённого, кроме того, что уже рассказал, поведать не могу).
 Мы осуждали цыган и цыганок за тунеядство, бездельничанье, уклонение от работы... 
 Но, может быть, это был единственный способ  не влиться в серую и безликую  рабочую массу, не стать "работягой" -песчинкой, которой другие "песчинки" не прощают непохожести на них?..
  Я смотрел на вытекавшую из проходных людскую массу. В голове  у меня глухо ухал большой барабан, надтреснуто звучали металлические тарелки, фальшивили трубы, и, словно кто-то нашёптывал мне на мотив складывавшегося похоронного марша :-"Завтра опять Завтра опять Завтра опять На работу мне шагать! Чтоб она сгорела! Чтоб она сгорела! Завтра опять На работу мне шагать!"
 Тут я понял, что в этот день похоронил не только Кольку Данилина, но и мои мечты о Людочке!
 Людочка тоже была одной из песчинок той  безликой массы, которая каждый день  давала мне и почувствовать и понять, что я там -чужой! 
 Я понял  всё это ещё когда сидел в микроавтобусе, ехавшем на кладбище следом за грузовиком с гробом, а навстречу промчался свадебный кортеж!
 Провожая глазами украшенные разноцветными лентами автомобили я провожал и мою мечту о Людочке! Замечание Буча  что, мол, у кого свадьба, а у кого-похороны, переменило тогда ход моих мыслей!
 Сейчас я снова с болью почувствовал, что не смогу быть с Людочкой, что мне дано лишь видеть  её доброе, несколько наивное лицо, слышать всегда приветливый дружелюбный голос...  И это-всё!  Я не смогу-никогда не смогу- стать "мужиком-работягой",слиться с этой оскотиненной средой, стать её частью!
И вытащить Людочку из этой  среды тоже не смогу! Да и некуда вытаскивать!
 Прощай, Людочка- Уточка!
 Прощай, моя первая, чистая, ещё полудетская любовь!
               
                Глава четвёртая,последняя...

  Потом я много думал о Людочке!..
  Наверное, когда Колька дрался во дворе с мальчишками, кричавшими -:"Сын самоубийцы! Дочь самоубийцы!"-его сестра замкнулась в себе.
  Боясь вступать в контакт с окружающими, она создала свой мир! Мир где ей было хорошо! Она жида в этом мире, как в сказочной волшебной стране, оберегая его от грубой жестокой реальности, которая могла погубить это ее убежище, как вторжение холодного зимнего воздуха-цветы в теплице. Она тянулась к людям, как растущие в горшках на подоконнике цветы тянутся к белеющему за окном свету зимнего дня. Но как эти цветы, заботливо отгорожены толстым оконным стеклом от губительного для них зимнего холода, так и Людочка была отгорожена невидимой преградой, ограждавшей её внутренний мир от мира внешнего!
  Наверное, и в школе Людочка была такой-же, как потом на работе.
  Особыми успехами в учёбе школьница  Данилина не отличалась и закончила 8 классов тихой троечницей!
  Возможно, учителя жалели тихую, боязливую девочку, и несколько завышали ей оценки? Но после 8-го класса Люда дальше не училась.
  Как я уже писал, интеллектом она отнюдь не блистала.
  Типичная для девушек бойкость характера и языка в ней также отсутствовали.
  Наверное, все эти качества Людочка реализовывала в своём закрытом для других внутреннем мире? Там Уточка летала на крыльях своих мечтаний, в изменчивом, как облака, радужном тумане видений и фантазий, которым она улыбалась?..
  Кто знает?
 Об этом остаётся только догадываться!
 И фантазии скрашивали её серую, убогую жизнь, как художник, разрисовывая старые обшарпанные стены, не делает ветхий дом прочнее и надёжнее, но делает его уютнее, и в таком доме жить становится если не лучше, не комфортнее, то хотя-бы  интереснее!
  Художница-фантазия дорисовывала то, что Люда хотела, но не могла увидеть!
  А может быть, облекала в зримые образы людочкины страхи и чаяния?! Вспомнить хотя-бы  то, что ей виделось и слышалось на кладбище!..
  И Людочка, хотя никогда первая не делилась своими фантазиями и видениями  -охотно про них рассказывала, когда её спрашивали! А насмешек и издёвок или не замечала, или предпочитала закрывать на них глаза-так ей было легче жить!...
  И ещё.
  Людочка  не пыталась и не хотела вырваться из оскотиненной рабочей среды!
  Эта обыдляченная среда над ней насмехалась почти в открытую,в бригаде Уточка играла роль дежурной клоунессы,поэтому Люду там и терпели-(работница она была посредственная,а о том,что работяги друг друга грызли  и "выживали" из бригад,  я  уже писал).
  Уточка ничего этого не замечала-(или старалась не замечать?).
  Я тоже был объектом постоянных насмешек , придирок, издёвок  и нападок быдла,которое не терпит рядом не таких как оно само!
  Я от этого очень сильно страдал, и мечтал вырваться из зловонного работягского болота!
  А Людочка не то что-бы этого не хотела-она такого боялась! Я это заключил по тому,как она слушала скабрезные похабные анекдоты и смеялась со всеми,когда все смеялись! Она всё старалась делать "как все",с оглядкой на остальных. А эти остальные над ней потешались! Но Людочка насмешек и подначек не замечала. Или старалась не замечать?..
  И "летала"  Уточка где-то в своих мечтах,как в спасительном тумане,куда окружающей всеобщей злобе и пошлости доступа не было...
  Мне кажется,предложи ей я,или кто-нибудь другой, уйти из бригады,Людочка пришла-бы просто в ужас!.
  Может быть,в глубине души она всё чувствовала,может быть, даже и понимала,но другой жизни чем эта-не могла себе представить!...
  Я не.знаю что стало с Людочкой после увольнения с Завода Холодильников, как сложилась её дальнейшая судьба!
  Что я могу сказать той блаженно, но искренне улыбающейся из моих воспоминаний девушке?
  Скажу словами песни Александра Буйнова-:"Был в тебя влюблён! А быть может-нет?! Просто яркий сон Тех далёких лет! Ты тогда была Недоступней скал Но прошли года Ты теперь близка!"
  Близка, как первая, платоническая, безответная любовь, лучи которой согревают и через года! Близка как та девушка-мечта, которой ты, Людочка, может быть никогда и не была?! И в любом случае я говорю тебе БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!! СПАСИБО ЗА ТО ЧТО ТЫ ВСТРЕТИЛАСЬ МНЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ!!!
  Вот такая получилась короткая глава!
 Но это ещё не конец!
 Концом станет эпилог...