Эр - 5

Александр Александров 73
«Эр – 5»*.

Я, собственно, устарел, как говорили специалисты, еще до начала  войны.
А молодость моя  лихая  пришлась на тридцатые годы. Возил  грузы, разведкой  занимался.
А в сороковых  нас подвинули молодые и дерзкие - с мощными моторами, скоростные.
Куда  мне  – полутораплану  из фанеры да всего пятьюстами лошадей под капотом?
Но, рассказ о другом.

В апреле сорок четвертого  нам  повезло.
Достались простые  грузовые рейсы за линию фронта, вместо опасных ночных налетов.

Мы садились, разгружались и забирали пассажиров.
Сто пятьдесят четыре ребенка вывели в партизанский отряд воспитатели Полоцкого детского дома. Немцы готовили им участь  доноров для раненых. Такое вот изощренное убийство… .
Их и вывозили.

Тем рейсом летели последние.  Одиннадцатого  апреля  – в ночь.
В сумерках уже погрузили детей.
"Не беспокойтесь, все будет хорошо. … Понимаю, что везу детей. Сам  сирота… ». – Успокаивал воспитательницу перед полетом летчик*.

Взлетели.
Вначале все шло хорошо. Я неспешно рассекал крыльями сумрак, пассажиры жались друг к другу, пилот  зорко следил за приборами.
Снаряд ухнул неожиданно близко – метрах в пятидесяти.

Веер осколков прожужжал мимо. Но парочка  все же  пробила плоскость.  Никто не пострадал.
Кроме самолета….

Надежный, не дававший сбоев двигатель, вдруг  замер - перебит  топливопровод.
До смерти мне осталось пара минут.
Земля стремительно понеслась на встречу.  Ветер взвыл в тишине. Метры быстро стали  складываться в десятки и сотни. Полыхнуло у радиатора.
 
И в эту секунду я ощутил, что умереть мне не дают. По крайней мере - сейчас - точно не позволят. Стальная воля человека сжала мою душу, собравшуюся было сдаться, и вернула к жизни.
 
Пришли в движение рули высоты,  полет стабилизировался, перешел в планирование,  и появилось четкое ощущение, что я не могу ничего сам, даже погибнуть! Пока не позволит это неприятно сильное существо  в моей кабине.
И я подчинился.
Вот только этот дым…

Пожар усиливается.
Едкая черная копоть не дает  дышать, слепит. Жар уже  прогрыз перегородку между моторным отсеком и кабиной. 
Мне – машине – невмоготу.
Пламя  раздувается встречными потоками словно кузнечными мехами, и я снова издаю  жуткий вздох -стон заваливаясь на крыло.
Но, дьявольщина!  Всякий раз он вынуждает меня вернуться на курс.

Кто там, внутри, в огненном вихре – человек ли?
Я же знаю. Чую, что руки его уже горят.
Но мы продолжаем полет.
Безмолвно.

У него же есть парашют!
Но вертятся вихрем эти твердые как гранит мысли. Острыми камешками царапают совесть: «Должен…, дети…, товарищи…, … коммунист!»
Последнее,  словно хребет стальной,  заставляет распрямиться наши души. 

Огонь уже пожирает стенку, спасительную для  пассажиров. Даже на них начинает тлеть одежда. Нужно срочно садиться. А под крылом -  проклятье - деревья, да болота! И мы продолжаем полет в поисках надежной тверди.

В кабине пилота беснуется пламя. 
- Погиб? – Спрашиваю себя я о человеке.
- Нет. Управление  не брошено.
Видимо не для того эти дети  вырваны из лап фашистов, чтобы сгореть в небе уже за линией фронта!
Наконец подходящая снежная поляна.
Садимся.

Мы почти грохнулись.
Что-то страшно затрещало, и я покатился, быстро  сбрасывая скорость. Потом смышленый мальчишка, как учил его летчик перед полетом, быстро вывел малышей.

Пилот  вывалился из кабины.   
Его обгоревшие до костей ноги подломились. 
Приподняв  обожженную голову, с расплавившимися прямо на лице летными очками,  он  прохрипел:  «Все живы?! Бегите от самолета…!»

Потом я взорвался.
_______________________________________________
Примечания:
• «Р-5» – советский многоцелевой самолет 30-х годов 20-го века.
• В основе рассказа история  спасения пассажиров самолета Р-5 летчиком Мамкиным А. П.10-11 апреля 1944 года.  Пилот, сгорая заживо, сумел довести и посадить самолет с 10 детьми и тремя взрослыми на борту. Летчик умер от полученных ожогов 17 апреля 1944 года. За свой подвиг Мамкин А.П. награжден не был.