Красные и белые от Ширяева

Евгений Ширяев
Красные и белые от Ширяева
Давайте почитаем по своему интересную книгу: Россия в огне Гражданской войны: подлинная история самой страшной братоубийственной войны / А. С. Гаспарян — «Эксмо», 2016 — (Тайные смыслы истории).
Сначала познакомимся с автором (не все же его знают). Из Википедии:
Армен Сумбатович Гаспарян (род. 4 июля1975, Москва, СССР) — российский журналист и радиоведущий, блогер, писатель, публицист, общественный деятель. Автор научно-популярных книг по истории России XX века.
В 1996 году закончил факультет журналистики МГУ.
На радиостанции «Юность» (1999—2000 и 2002—2006) был автором программ «Последний штурм», «Новейшая история», «Российская дипломатия: Отечество и судьбы»[1]. На радиостанции «Маяк» (2000—2001 и 2006—2008) вёл программы «Великие битвы великой войны», «Вторая мировая: неизвестные голоса истории», «Русские вне России». На радиостанции «Голос России» (с 2008 г. по настоящее время) ведёт цикл программ «Теория заблуждений», «Мифы о войне», «Параллели». «Иностранцы в России». Был ведущим политических дебатов Владимира Жириновского и Сергея Миронова в 2012 году.
Ещё цитата из Википедии:
«Белое дело» — общественное инициативное движение (2008), Выросла из небольшой группы частных лиц, интересовавшихся историей Гражданской войны, Белого движения,  русской эмиграции и антибольшевистского сопротивления. Группа сложилась в 2008—2009 гг. под влиянием полемики и сообщений в блоге, который вел в Живом журнале московский журналист А. С. Гаспарян (в 2010 году он вышел из организации).

Гаспарян красочно описывает воинскую доблесть и геройскую смерть многих белогвардейцев. В самом деле – интересно. Вот цитата:
Рядом стоят живые легенды русской императорской армии: генералы Алексеев, Корнилов, Деникин, Марков, Романовский. Овеянные славой первые корниловцы полковник Неженцев и штабс-капитан Скоблин, командир георгиевского батальона полковник Тимановский и последний командир лейб-гвардии Преображенского полка полковник Кутепов. Неподалеку в шеренгах стоят будущие легенды всего Белого движения на Юге России: тогда еще прапорщик Ларионов и поручик Левитов, штабс-капитаны Марченко и Бузун. Перечислять можно долго.
В их облике не было напускного геройства. Никакой рисовки. Полная концентрация.
Только холодная решимость в глазах и замершая в уголках рта команда самим себе «Господа офицеры, вперед!» Вера в собственную стойкость и стойкость тех, кто стоит в этой шеренге с ним плечом к плечу. Каждый понимал: на них сейчас смотрят и равняются кадеты и юнкера, откликнувшиеся на призыв генерала Корнилова и вступившие в Добровольческую армию. Конец цитаты.

Гаспарян завершает книгу печальным стихотворением поэта-эмигранта, бывшего подъесаула Туроверова. Гаспарян советует выучить их наизусть, как заповедь. Приведём одно четверостишие:
Перегорит костёр и перетлеет.
Земле нужна холодная зола.
Уже никто напомнить не посмеет
О страшных днях бессмысленного зла.

Гаспарян – журналист, он давит на эмоции. Он не историк, он не делает выводов, идущих дальше констатации бессмысленности жертв. Кто виноват?? Придётся нам самим подумать об этом, хотя мы тоже не защищали диссертаций на исторические темы. Причём подумаем, используя то, что написал сам же Гаспарян.
Придётся привести обширную цитату:
Тысячи могил и десятки тысяч инвалидов войны, рассеянных потом по всему миру. Цепь безукоризненных военных подвигов и бесконечные расстрелы, погромы, сожженные деревни, грабежи. Подвижничество и террор. Условно говоря, Святой Георгий точно так же помог бы дойти до Орла, но потом Белая армия все равно была бы отброшена в Крым. И никакие Корнилов и Марков не смогли бы этому помешать, как не смогли потом обмануть судьбу и их боевые соратники. Они научились героически умирать за идею, но разучились при этом понимать, в чем именно эта идея заключалась. Нельзя бесконечно жить по принципу Портоса «дерусь, потому что дерусь». Особенно когда жизнь эта проходит в огне бесконечных атак без единого выстрела.
Отсутствие внятной идеи губило все. Большевики пообещали землю крестьянам и фабрики рабочим. Белое движение ограничилось лозунгом «Единая и неделимая Россия». Для победы в Гражданской войне этого, мягко говоря, было недостаточно. В каждом городе и в каждой станице, куда заходили добровольцы Корнилова, им неизменно задавали подкупающий новизной вопрос: «А за что вы, добры молодцы, так геройски воюете?» «Ну как, – отвечал бравый двадцатилетний поручик, – за Россию-матушку, что вскормила нас. За единую, великую и неделимую». Но обыватель, задававший вопрос, обычно такой формулировкой почему-то не удовлетворялся. Его интересовала конкретика. Например, земельный вопрос. И тот самый поручик, прошедший вихри яростных атак, терялся и не знал, что сказать. Он, собственно, об этом и не задумывался никогда. И не только он. Все его сослуживцы по полку тоже едва ли смогли бы сказать что-то внятное по этому поводу. Конец цитаты.

Это поразительно!!! Нет, не то поразительно, что написано в процитированных строках. И не Гаспарян написал первым об отсутствии у Белого движения идеи, понятной массам. Об этом прямо и честно написал ещё генерал Деникин в эмиграции, в 5-томном труде «Очерки русской смуты». И Гаспарян на Деникина ссылается.
Но несколько удивляет, почему Гаспарян не думает дальше. Впрочем, может он считает, что читателю всё и так ясно. Мы же подумаем.
 
Но сначала приведём ещё 2 цитаты:
Это было жертвоприношение за Россию во всех смыслах этого слова. Чистое, безумное, красивое и напрасное. Пусть военное счастье изменяет Корнилову, пусть на исходе боеприпасы, пусть после упорных боев изрядно поредевшее войско едва держится на ногах. Для них это ничего не значит. «Мы говорили в дни Батыя и на полях Бородина: “Да возвеличится Россия! Да сгинут наши имена!”». Это словно о них сказано, о первых добровольцах.
О каком Учредительном собрании вы тут толкуете, милейший, если большевики уже землю всю раздали и в деревнях ее делят? О каких классовых привилегиях изволите говорить, если все уже ликвидировано ленинским правительством? И зачем нужна полная свобода слова, если и без того каждый делает и пишет, что хочет? Остается только «Единая и неделимая Россия». Конец цитат.

Итак, какую картину мы видим? Идут под барабанную дробь дроздовцы (и марковцы, и т.д.). При этом у них нет идеи! Они не знают сами и никому не могут объяснить – ради чего они идут убивать и умирать! Идиотизм высшей марки.
Или всё-таки у них была идейка, которую они просто боялись озвучить? Например, сохранение своих лейб-гвардейских привилегий? Не написали.
Всё это мне напоминает образ, который я в другом месте изложил. Россия в историческом плане напоминает новую баржу-безрулёвку, ведомую по старинке на буксире. Как пойдёт влево – не остановишь. А потом вправо. В 1917 – круто влево, в 1991 – круто вправо. Широкая русская душа. Это не критика и не похвала – просто констатация данности.
Говорит мне одна моя критикесса: «Это Ленин виноват. Если бы не ВОСР, корниловцы в свои походы не пошли бы». Согласимся на минуту. Но только на минутку. И подумаем дальше, глубже. Мы же умеем думать? Гаспарян, думаю, тоже умеет думать. Но, видимо, боится – ведь придёт в диссонанс с многочисленными современными «либеральными» писаниями.

А мы подумаем. Так вот, старый порядок ликвидировала не октябрьская, а февральская революция. Сделали её не большевики, а кадеты и прочие «либералы». Но довели ситуацию до полного бардака. «Власть валялась на дороге». А в сознании масс (именно масс – крестьянских и рабочих) давным-давно созрел лозунг «Земля – крестьянам, фабрики – рабочим». И не Ленин его первым придумал, и даже не Маркс. Под подобным лозунгом шли ещё толпы Стеньки Разина и Емельки Пугачёва. Просто они писать не умели. И даже думали – пусть во главе будет царь, но только свой, народный царь, а не рождённый неизвестно от кого Романов, получающий трон по наследству.
А вот Ленин в 1917 году чаяния народа понял. Вот это и есть демократия, а именно: Народ всегда прав. Даже если этот народ сегодня глуп (по чьему-то мнению). Именно весь народ, а не лейб-гвардейцы и не либеральная элита. Да последняя, уверен, и не станет возражать против лозунга «Народ всегда прав». Она ведь сама за народ!

Но вернёмся к Гаспаряну и к печальному стиху подъесаула Туроверова. Жалко ли нам погибших и рассеянных по всему миру корниловцев и прочих? Конечно, жалко этих бравых и честных ребят, но, выходит, больших дураков. Идти в бой и на смерть, не имея идеи!??
Вот идут по телевизору передачи – истории преображенского, измайловского, семёновского полков. Интересно и красиво. Героизм и скорбь. Да просто – сколько отличных мужчин погибло! И обездолили скольких женщин, и создали демографические провалы.

Но посмотрим с другой стороны и изобретём притчу. Волк загрыз овцу. Хозяин схватил ружьё и убил волка. Чтобы других овец не загрыз. Жалко ли нам овцу или волка?. Да обоих жалко, и даже паршивую овцу меньше (много их), а волка больше. Красивый зверь, лесо-гвардеец.
А кто прав? Увы для либералов – права бесправная овца. Просто потому, что если бы не было стада овец – подох бы волк, да и хозяина не было бы.
Такова сермяжная правда, в соответствии с общественной теорией относительности, сформулированной Ширяевым.
Так что в ситуации 1918-1921 годов виновато именно Белое движение. Уже своей глупостью виновато. Не осознали, что ситуация в корне изменилась, что возврата к прошлому не может быть, что этому возврату, в войне со всем народом, никакие пулемёты не помогут.
Если же копнуть ещё глубже, то виновата 1-я мировая война, которую развязали капиталисты некоторых стран для передела мира. Так что виноват капитализм.

Но вот с 1992 года у нас гайдаровско-чубайсовский капитализм. Баржа-безрулёвка рыскнула резко вправо. Земля и фабрики – олигархам. Здесь мы сами виноваты. Глупый народ молчал. Долго ли ещё будем молчать?
Дума и Правительство, конечно, что-то полезное делают. В рамках капитализма. Естественно, кое-кто из них незаконно обогащается. Американцы составили «Кремлёвский список». Наши СМИ пытаются его вышучивать, но это реальное обвинение. Это плевок в нашу демократию. Путин В.В. (с соответствующими службами) изредка коррупционеров прищучивает. Но говорит мне один мой близкий критик: «Путин сам олигарх». Ах, мой милый критик. Если это так, то Путину-то можно простить, он уже сколько лет правитель государства. А вот ниже-то нужна мера! А её нет. Или при капитализме она невозможна? Думаю всё же, что при современной демократии можно и капитализм видоизменить. И тогда не называть его капитализмом.
Нужны:
• Многоукладная экономика, но с законодательным ограничением размеров частной собственности;
• Прогрессивный подоходный налог;
• Национализация основных отраслей;
• Принцип: От каждого по способностям, каждому по труду
Конечно, сделать это непросто. А когда нам было просто? Но при цифровой экономике (декларируемой Путиным) это возможно.

Выборы 2018. 8 кандидатов, 6 чётко за капитализм (при несущественных распрях между ними). 2 кандидата за возврат к социализму. Грудинин – робко. Сурайкин совершенно определённо. Даже с эмоциональным перехлёстом: 10 сталинских ударов. Конечно, не нужны нам удары, не нужны сталинские, давайте придумаем другие имена, оставив Сталина в почёте, но в деловом забвении. Давайте перейдём к брежневскому социализму, но с добавлением реформ Косыгина, в своё время обозначенных, но не реализованных. Никакое общество не является нереформируемым, как в своё время утверждал демократ Гайдар про социализм.

Своим эмоциональным перехлёстом Сурайкин всё же заставляет нас чётко понять, что в 1991 году произошла буржуазная контрреволюция, которую мы проспали. Товарищ Сурайкин, если Вас изберут, сделайте не 10, а 4 выше перечисленных дела, и тогда мы их назовём: 4 сурайкинских продвижения. Чтобы это лучше выполнить, предложите Путину быть премьер-министром. Он показал себя отличным деловым менеджером. Владимир Владимирович, соглашайтесь! Для блага народа и во славу Вам.
Можно и над термином «социализм» подумать, а то и фашисты называли себя социалистами. Предлагаю термин «народизм», от слова народ. Дико звучит? Привыкнем, социализм когда-то тоже странно звучал.
Ну а революции и гражданские войны нам больше не нужны. Лимит на революции в России ХХ веком исчерпан. Нужна эволюция, постепенная и упорная. Законодательная. Революция же просто невозможна (если мы разумны), потому что с 1917 г. возможные средства революции ужасающе развились. Так и политики уже вроде бы понимают, что в ядерной войне победителей не будет. Одновременно кардинально технически развились коммуникационные средства, помогающие договориться. Переход количества в новое качество за 100 лет.

Эх, не получится выше написанное. Сурайкина не изберут, потому что неизвестен народу никакими делами. Изберут Путина, а он, если и захочет, не сможет этого сделать. Ему просто не даст это сделать его буржуазная единая Россия. Ладно, я подобного ренессанса не увижу, но пусть увидят потомки.
Ширяев Е.В. 10.03.2018