Сверхзадачи фильмов и книг об искусстве движения

Наталия Май
          

Эта статья – в чистом виде абстрактные размышления. Я понимаю, что авторы произведений искусства о балете, фигурном катании могут ставить перед собой разные задачи. Например: шокировать зрителя, встряхнуть, рассказать часть «закулисной» правды. Но… если ставить перед собой просветительскую задачу (желание вызвать если не любовь, то хотя бы интерес к этой теме), стиль сценариев фильмов и книг изменится.

Я была долгие годы поклонницей фигурного катания, потом, правда, несколько охладела. Смотрела и канадский, и американский фильмы на эту тему. Они, так же, как и наши, построены по принципу: «Упали – отжались, упали – отжались, упали – отжались, упали – отжались». Слышишь диалоги такого типа: «Встали? Пошли! Туда! Сюда!» Я понятия не имею, как люди там в действительности общаются между собой, может, и так. Но предполагаю, что не исключительно – ТОЛЬКО так и никак иначе. Конечно, этим можно и шокировать, и встряхнуть, и вспугнуть… но заставить проникнуться тем, что действительно там интересно, таким образом невозможно.

В отличие от командного спорта в индивидуальных видах иной раз личные симпатии-антипатии решают все, и люди «болеют» и за иностранных спортсменов, если они им очень понравились. Сердцу не прикажешь. Как за Марину Анисину, чей стиль катания многим импонировал, хотя выступала она со своим партнером за Францию. А таких, как Анна Кондрашова, или чешская пара Радка Коважикова-Рене Наводный, сейчас уже только фанаты и помнят. Комментаторы тоже бывают разными. Кто-то комментирует соревнования в стиле «упали-встали-пошли-упали», кто-то интереснейшим образом анализирует выступления, стиль каждого спортсмена или дуэта. У фигурного катания есть важнейшая творческая составляющая: соответствие каждого движения музыкальной фразе, хореография в целом, подбор костюмов… А это, как мне кажется, неинтересным зрителям быть не может.

Но я ни разу, ни в одном фильме о фигурном катании не видела, чтобы сделали акцент именно на этом – на творческих исканиях тренера, хореографа, спортсмена. В музыке тоже интереснее было бы именно это, а не два часа подряд диалоги типа: «Как у тебя стоит этот палец? Не тот палец поставил!» Там тоже физическая составляющая архиважна, но она – не самоцель. Она – необходимое условие для того, чтобы получилась ТВОРЧЕСКАЯ задача.

В фильме «Большой», как мне показалось, было сделано некое противопоставление двух балерин. Одна соответствует классическим параметрам красоты, старательная, приличная девушка. Другая – не стандартна. Но вопрос: кто из них обладает большей оригинальностью? Первая комплексовала, потому что видела – она ординарна. Несмотря на свою красоту и старательность. У нее нет такой ураганной энергетики, такой силы притяжения, как у другой. Она может показаться более скучной и пресной, если появляется другая. Но в словах это было мало выражено… А вместе с тем у этой примерной красавицы была внутренняя драма: ей во что бы то ни стало хотелось доказать свою незаурядность, быть не такой, как все. И она даже решила отказаться от всего ради балета, от любых соблазнов обычной жизни – до такой степени ее грыз этот внутренний червячок. А на самом деле именно для обычной жизни она и была создана. Крепкий профессионал, но не гений. Ее это уязвляло. На эту тему достаточно произведений, написанных еще в советские времена, когда такая проблема анализировалась досконально. Элемент просветительства, который тогда вносили во все, украшал то, что видели и читали.

В музыкальных школах изучается балетная терминология, структура спектакля, виды танцев, движений… Те, кто там не учились, могут этого и не знать, для них такого рода просветительство в фильмах – совсем не лишнее. Каждый жест имеет значение, каждая пауза важна – все не просто так, конечно, многое зависит от исполнителя, насколько он вдыхает новую жизнь в кажущиеся так привычными многим формы. И, глядя на главную героиню фильма, кажется, что все впервые – настолько свежо это, играет новыми красками.

В фигурном катании было столько ярких индивидуальностей! Особенно среди пар – помню акробатические выдумки пар Тамары Москвиной (позы, поддержки), особенно Натальи Мишкутенок и Артура Дмитриева. Оксана Грищук и Евгений Платов – интереснейшая пара: классический партнер и яркая заводная зажигательная партнерша. Они своей современностью, дерзостью, огоньком заворожили зрителей. Другие пары на их фоне как-то вдруг потускнели… хотя, может быть, все идеально правильно делали. Какую программу на музыку Баха сделали Марина Климова и Сергей Пономаренко! К их традиционному классическому сдержанному стилю (пусть и очень красивому) все привыкли, а они вдруг «выдали» такую драму эпического масштаба на льду, когда уже думали не о красоте – такой силы была эмоциональная встряска. Марина Анисина и Гвендаль Пейзера -  пара, где лидером, судя по всему, была женщина. Она своего партнера даже приподнимала. У них были скульптурные позы – когда все крупно, масштабно, не суетливо.

На последней Олимпиаде всех поразили Евгения Медведева и Алина Загитова. Я отметила, что короткая программа Евгении – одна из красивейших и романтичнейших в истории фигурного катания. Но в целом мне ближе зажигательный озорной стиль динамичной Алины, я за нее «болела». Здесь интересно, насколько характер спортсмена соответствует хореографии, музыке… Бывает романтическая внешность и сатирическая внутренняя артистическая природа, бывает – наоборот, а у кого-то – абсолютное соответствие внешнего и внутреннего. Интересно анализировать разные варианты. Мне «смешанные» типы кажутся более интересными, ингредиентов больше. Помню одну из своих любимиц в женском одиночном катании – Кристи Ямагучи, победившей на Олимпиаде в Альбервилле. Японки и китаянки на льду – отдельное явление, они бывают очень изящными, как экзотические цветки, при этом достаточно крепкими и стабильными, как Мишель Кван. Я болела за них вне зависимости от гражданства.

Заинтересовать определенную часть общества искусством движения, личностями тренеров, хореографов, самых самобытных спортсменов и танцоров можно, если сам автор сценария или книги любит то, о чем пишет, и ему интересно во все это погрузиться. А если нет…