Лебяжье. Ломоносовский р-н, Лен обл

Григорий Аванесов
                ЖИЛЬЕ

Жил с 1955 по 1959 год. Из центра Петербурга до Лебяжьего на машине ехать около 75 километров и примерно 1 час и 20 минут.

В 1955 году отец получил маленькую комнату около полустанка «Чайка» (Балтийское направление на Краснофлотск 59 км). В этой комнате мы прожили не очень долго. Потом мы получили две комнаты с одной соседкой в центре села в деревянном доме. Это было наше первое относительно нормальное жилье. В Лебяжье мы жили на Строительной улице.

В Лебяжье мы уже имели две комнаты на первом этаже и даже приличную казенную мебель, которую получили в КЭЧ (Квартирно-эксплуатационная часть — воинская часть тылового обеспечения). У нас была спальня и столовая. Кухня общая.

Уже в то время Лебяжье (Балтийское направление на Краснофлотск 61 км) было достаточно большим селом, имело среднюю школу продуктовые магазины, чайную, баню, небольшой деревянный вокзал. Когда в село привозили продукты были большие очереди в магазине.

В Лебяжье находилось 93-е Военно-морское училище летчиков первоначального обучения Балтийского флота (ВУЗ ВМФ) и еще несколько частей ВМФ. Всю войну в Борках около пос. Лебяжье действовал аэродром штурмовой авиации КБФ.      

Долгое время (до петровский период) поселением владели шведы. После освобождения прибрежной полосы от шведов в ходе Северной войны Пётр I подарил здесь участок земли Б. П. Шереметеву.

Впоследствии у имения сменилось несколько хозяев, одним из которых был знаменитый русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков), псевдоним Николай Щедрин 1826 — 1889. Теперь в селе ему установили памятник!

В 1939—1940 годах в селе Лебяжье проводились массовые депортации в Сибирь представителей финских народностей. День рождения посёлка отмечается 18 августа.

                Лоцманское селение

На самом берегу залива в Лебяжье находится Лоцманское селение, существующее с 1867 года, — это уникальные строения России. История возникновения его связана не только с развитием торговли, но и с историей Балтийского флота.

Первым лоцманом был сам Петр I. Он основал лоцманскую службу России.

В середине XIX столетия с устройством искусственных ряжевых заграждений на южном кронштадтском рейде был искусственно затруднен вход в Кронштадт и Петербург для коммерческих судов, так как ряжи представляли секрет государства и на картах не обозначались.

В этой связи возникла необходимость организовать в Кронштадте специальную лоцманскую службу людей, доверенных и знакомых с местными условиями, для ввода и вывода из Кронштадта коммерческих судов.

В 1864 году был утверждён Устав цеха морских проводчиков, которому для воспитания кастовости была запроектировано отдельное селение-коммуна в Лебяжьем.

В 1867 году на окраине деревни было построено лоцманское селение и канал для швартовки судов лоцманов. В настоящее время канал заброшен и зарастает.

Здесь изобретатель радио Попов провёл первый сеанс дальней радиосвязи. Летом 1898 г. был осуществлен сеанс по радиосвязи между миноносцем № 115, которым командовал Е.В. Колбасьев, и селом Лебяжье, на южном берегу Финского залива.

В селе жил писатель Виталий Бианки (1894—1959), — певец природы Лебяжья. В Лоцманском селении в последнем доме у моря, ближе к речке там жили Бианки.

Отец Бианки – был заведующим Орнитологического отделения Зоомузея. Он снимал дачу в Лоцманском селении пять лет: с 1897 по 1901 гг. Виталий Бианки был заядлым футболистом – тогда профессорский сын.

                СОСЕДИ

Телевизора у нас не было поэтому все свободное время я проводил во дворе. Поэтому хорошо знал своих соседей. Нашими соседями на втором этаже дома в Лебяжье были Шемберги Александр Романович и Валентина фамилия их сыновей была Габрусенко. По первому мужу Валентины. Младшего сына звали Саша.

Потом их сменила более молодая семья Пестременко. Их сына звали Витя. На первом этаже жила Нина Федоровна с дочкой Людмилой. Нина Федоровна работала на кухне в доме отдыха. Людмила была старшеклассница. Летом к ним приезжали родственники из Прибалтики. Как они помещались в крошечной комнате было не понятно.

                Река Лебяжье

Река берёт своё начало на севере Таменгонтского болота и впадает в Финский залив в посёлке Лебяжье Ломоносовского района. Река образовалась путём слияния речки Чёрной и ручья Глубокого.

Река Лебяжье небольшая река, весной она разливается и местами бурлит. Это было во время ледохода. Лед был совсем рыхлый. Когда я возвращался из школы проходя по мосту я заметил, что какие-то дети перебегают по движущему льду. Я к ним присоединился. Реальную опасность я не сознавал.

Плавать в то время я не умел. Перескакивая с льдины на льдину я попал на льдину, которая подо мной раскололась пополам, обломок на краю, которого я остался встал вертикально, я очутился в воде. Я успел раскинуть руки и удержался на поверхности среди льдин. Подняться на лед я не мог. Я очень сильно испугался, то что мама меня будет ругать.

Страха смерти не было, я даже не сознавал, что могу погибнуть. Быстро перебирая руками я между льдин старался приблизится к берегу. После нескольких попыток мне удалось коснуться дна. Опираясь на дно я пытался выбраться на берег, но это не удавалось. После нескольких попыток я по пояс в воде добрел до кустов, которые свисали над водой.

В это время льдины пытались сбить меня с ног и утащить под мост. Отчаянно цепляясь за ветви кустов я с большим трудом выбрался на берег. Зимняя одежда намокла стала тяжелой. Я медленно побрел домой надеясь, что мама не заметит мою мокрую одежду. Дома мама помогла снять одежду и хорошенько меня выпорола. Осознание реальной опасности пришло только через много лет.

                ПЕРВЫЕ ДРУЗЬЯ

В начальной школе я дружил с Наташей Болбасевой (ее отец был морской летчик) и еврейской девочкой Лилей с двумя длинными косами (ее отец был пограничник). Через пожарный пруд в бараке жил мой одноклассник Сергей Болотов. Зимой мы на льду этого пруда играли в хоккей с мячом. Но школу я ходил один.

Детьми мы часто играли в войну. В лесу дети часто находили оружие и боеприпасы. Я ни чего в руки не брал, так как был предупрежден родителями.

                Театр

Как-то всем классом нас возили в Ломоносов на представление кукольного театра. Сам театр и спектакль мне не понравились. Видимо потому, что я уже бывал в Питерских театрах. Видел блеск и роскошь еще царских театров.

Отец давал три рубля билетерше и меня пропускали на вечерние спектакли. Я с раннего детства посмотрел много балетных спектаклей.

РЕЦЕНЗИЯ на «Лебяжье. Ленинградская область» Маргарита Гуминенко от 21.03.2019

Родные места! Балтийское направление я очень хорошо знаю с детства, а в Лебяжьем сестра чуть не купила квартиру. Подозреваю, что именно в тех домах, о которых Вы рассказываете. Но это было уже в начале 2000-х.

РЕЦЕНЗИЯ на «Лебяжье. Ленинградская область» Ирина Борунова-Кукушкина от 18.08.2019

Григорий, с интересом прочитала Ваши воспоминания. Не бывала в Лебяжьем. Не так много мест знаю в Лен. области, поэтому нравится узнавать что-то новое.