Лапы прочь от Михаила Юрьевича

Алексей Чернечик
                Машенька:
                - Ты читаешь Лермонтова?
                Алёшенька:
                - Да. Мы вчера с папой дочитали "Тамань".
                Машенька:
                - Понравилось?
                Алёшенька:
                - Прелесть! Так пишет - прямо всё перед
                собой видишь!
                (Разговор в детском садике)


    В восьмом номере за прошлый год в так называемой (а если говорить прямее - откровенно большевистской) "Юности" отпечатан очередной перл Дударевой "Мотивы игры в "Тамани" М. Ю. Лермонтова." Отпечатан под самодовольно-наглой рубрикой
"Как беден наш язык/Ключи чтения." (Если  в а ш  язык беден -  а судя по написанному он донельзя беден - отправляйтесь в первый класс и для начала по новой изучите букварь, а не лезьте в нагло отнятые у государства и бесстыже присвоенные журналы со своим дичайшим мракобесным бредом.)

    В этом, с позволения сказать, творении каждое слово требует опровержения и вопиет о защите от вероломно-невежественного его использования. Поэтому я вынужден остановиться лишь на некоторых эпизодах этого перла с абсолютной уверенностью полагая, что и их с лихвой хватит для того, чтобы с успехом вступиться и защитить мои любимые русские слова и с исчерпывающей полнотой показать  к а к и е  сейчас в России  кандидаты "филологических наук", к т о
"В настоящее время является преподавателем кафедры русского языка №2 РУДН" и
к т о  "Автор более 100 научных статей о русской литературе и фольклоре и монографий "В один голос": фольклорная традиция в поэтике С. А. Есенина..."
Именно так представляет Дудареву эта самая большевистско-дударевская "Юность". Да, да - именно Дударев, муженёк Дударевой, является главным редактором и, по-видимому, хозяином(или уж во всяком случае сохозяином) бывшего государственного(в сущности, в том числе и  т в о е г о, читатель) журнала.

    Итак, начинаю защиту, а с другой стороны(одно без другого в данном случае невозможно) и обвинение.

    Назвав Тамань проклятой(нигде в повести этот город таковым Печориным не называется, и , совершенно очевидно, Печорин  н е   м о г  его назвать так ни в каком смысле - у него просто язык бы не вывернулся; известны ли вообще Дударевой значения слова "проклятый"?) Дударева приступает:
    "Герой попадая в Тамань, сразу же  ж а л у е т с я(разрядка моя - А.Ч.) на этот странный, грязный город." И далее, дабы подтвердить свои фантасмагорические измышления, Дударева цитирует повесть, бесцеремонно коверкая великого Лермонтова( н и к а к о г о  курсива здесь, как и во всей "Тамани",  н е т), пытаясь нагло приписать свои мыслишки Михаилу Юрьевичу:

    "Было холодно, я  т р и  н о ч и  н е  с п а л(повторяю - это самозванный курсив Дударевой - А.Ч.) , измучился и начинал сердиться."

    Только за  э т о, не читая дальнейшего(после  т а к о г о  читать дальнейшее бессмысленно, но мы всё же прочтём, насколько хватит выдержки и терпения) в любом десятом классе,  л ю б о й(не для блатняков) русской школы Дударевой влепили бы единицу за полнейшее не знание текста произведения.

    Во-первых, "сразу"  ж а л о в а т ь с я  н а  г о р о д  Печорин  н и к а к не мог: он приехал в Тамань "поздно ночью" и у него не было ни малейшей возможности хоть как-то ознакомиться с городом. И только  п о с л е  того, как десятник обошёл с Печориным весь город и не нашёл свободного жилья, Печорин начал(нет, не жаловаться - упаси Бог!) именно сердиться и  к р и ч а т ь  н а  десятника.

    Перед тем, как продолжить, приведём( а заодно и насладимся чудным языком Михаила Юрьевича) полную, не вырванную безграмотно из контекста и исковерканную в своих дремучих целях фразу:

    "Я приехал на перекладной тележке поздно ночью. Ямщик остановил усталую тройку(Дударева, а лошади н а  г о р о д не   ж а л о в а л и с ь, а? -А.Ч.)у ворот единственного каменного дома, что при въезде. Часовой, черноморский казак, услышав звон колокольчика, закричал спросонья диким голосом: "кто идёт?" Вышел урядник и десятник. Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казённой надобности, и стал требовать казённую квартиру. К которой избе ни подойдём - занято. Было холодно, я три ночи не спал, измучился и начинал сердиться. "Веди меня куда-нибудь, разбойник! хоть к чёрту, только к месту!" - закричал я."

    Итак, во-вторых, где же здесь углядела жалобу "кандидат" Дударева?? Даже ребёнку, едва вышедшему из грудного возраста, совершенно очевидно,  что  н и
о  к а к о й  жалобе здесь  н е  м о ж е т  б ы т ь  и  р е ч и! Печорин  кричит, требует, едва ли не приказывает!

    В-третьих, и  г л а в н о е, чтобы  русский офицер жаловался на город?? Кому? Десятнику??? Дударева, ты попутала русского боевого офицера Печорина с трусливым, холуйским, развращённым награбленными благами, стукачком-комиссаром. Или намеренно(возможно по невежеству?) оклеветала русского офицера. Кстати, Печорин в конце повести говорит с иронией: "И не смешно ли было жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восьмнадцатилетняя девушка чуть не утопила." Так это после того, как его обокрали, так это начальству. Причём, если девушка уплыла, то мальчик вот он - пожалуйста. Жалуйся как, допустим, на врага народа - и расстрел с конфискацией в свою пользу.

    В-четвёртых, а по поводу, собственно, чего жаловаться  н а  г о р о д? Не спал Печорин три ночи и измучился, как и лошади, вне города. Разве что на то, что "было холодно"? Но при чём тут город? Да и мало ли городов, где холодней, чем в черноморской Тамани - в Москве, например.

    В-пятых, с чего ради Тамань у Дударевой стала вдруг странной? Опять же, у Михаила Юрьевича на сей счёт нет ни малейшего намёка. Очевидно, такой же городишко, как и все подобные ему в России.  Печорин характеризует его как "самый скверный городишко из всех приморских городов России". ("Скверный" и "странный" далеко не синонимы; а, да, позабыл, у "них" же язычок-то бедноват - вот и приходится обходиться, как Эллочка Людоедка, теми словами, которые хоть как-то известны и хоть как-то понятны.) И тут же, в  с л е д у ю щ е м  предложении Печорин поясняет почему именно "скверный":
               
    "Я там чуть-чуть не умер с голоду, да ещё вдобавок меня хотели утопить."

   Действительно, д л я  П е ч о р и н а очень скверный город. Но странный ли? Мало ли где топят, режут, стреляют, вообще убивают. Да везде! Или уж во всяком случае почти везде. Что же тут странного?? Самого Печорина едва не застрелили в Пятигорске(Грушницкому осталось только нажать на курок) и в казачьей станице("пуля сорвала эполет"). Так что, Пятигорск и станица, которую Печорин даже не называет, тоже странные? Конечно скверно, очень скверно, когда какая-то ничтожная контрабандистка тебя хочет утопить, причём  а б с о л ю т н о
н е  з а  ч т о - Печорину и в голову не могло прийти доносить на них! Ну а то, что утопить(вообще убить), чтобы замести следы, что ж тут странного -  это как раз вполне естественно.

    Далее Дударева заявляет: ""Три дня и три ночи"(вот для чего потребовалось выделять "три  ночи" - у Михаила Юрьевича совершенно обычные, чисто описательные слова: не одну же ночь - не устанешь; больше трёх ночей - откуда тогда ехал Печорин? Из Персии что ли? - А.Ч.) - фольклорная формула, отсылающая нас(да, "вас" отсылающая, но вот только куда? - А.Ч.)к былинам, к сказкам, где герой, нацеленный на достижение  з а в е т н о г о (разрядка, естественно, дударевская - А.Ч.) путешествует три дня  или просит на что-либо отсрочки на три дня..."

    Как можно комментировать этот невежественный мракобесный бред, не имеющий
н и к а к о г о  отношения к изумительно-прекрасной, б о ж е с т в е н н о -
р е а л и с т и ч е с к о й  "Тамани"??  Печорин никакие три дня даже и не упоминает, ни на какое "заветное" , разумеется, не нацелен(он что, свихнувшаяся
мракобесная шарлатанка?!) и ни о какой отсрочки(бред какой-то!) не помышляет просить. Да и кто это в русских сказках просил отсрочки у смерти на три дня? Царь Максимилиан, на которого ссылается "кандидат"? Ты помнишь такую сказку или былину, читатель? Нет? Я тоже. Таких просто нет! Да и сама Дударева пишет(или ей аспирантики подсунули? а она не читая - в печать?): "...в драме "Царь Максимилиан" царь Максимилиан просит отсрочки у смерти на три дня." Но при чём здесь пьеса Ремизова, написанная аж в 1919 году?? Что, сказок не нашлось?
   
    Правда, Дударева всё же упоминает былину - "Илья Муромец и Калин-царь", но без каких-либо пояснений. Кто просил? Что просил? У кого? Напомним: Калин-царь - эпический татарский царь...Впрочем, зачем подробности. Л ю б о й  русский ребёнок знает, что Илья Муромец никаких отсрочек не просил и просить  н е    
м о г. Просил князь Владимир, и  н е  у  с м е р т и, а у этого самого Калина и не три дня, а три  года - чтобы подготовиться к отражению татарского нашествия.  Впрочем, в  л ю б о м  с л у ч а е,  к а к о е  о т н о ш е н и е  э т о т  т а т а р и н  имеет к  р у с с к о м у  о ф и ц е р у  П е ч о р и н у??

    Читаем очередной дударевский опус: "И видит-то он(Печорин - А.Ч.) не приветливых хозяев, а опять странных(действительно,  о п я т ь  другого слова не нашлось - А.Ч.) людей: старуху и слепого мальчика..."
               
    Было бы  н а  с а м о м  д е л е странным, если бы Печорин увидел приветливых хозяев: он всё-таки не в имение к матери и младшему брату приехал, а пришёл на постой в "лачугу" к абсолютно незнакомым, чуждым ему и по происхождению, и по воспитанию, и по социальному положению людям.

    Кстати, когда Печорин пришёл с десятником, старухи и вовсе не было дома. На его вопрос "А хозяйка?" мальчик ответил "Побигла в слободку." И только на следующий день Печорин в первый (и в последний) раз увидел старуху. Давайте обратимся к бесподобнейшему описанию этой сцены:

    "Печь была жарко натоплена, и в ней варился обед довольно роскошный для бедняков. Старуха на все мои вопросы отвечала, что глуха, не слышит. Что было с ней делать? Я обратился к слепому, который сидел перед печью и подкладывал в огонь хворост. "Ну-ка, слепой чертёнок,  - сказал я, взяв его за ухо: - говори, куда ты ночью таскался с узлом, а? Вдруг мой слепой заплакал, закричал, заохал: "Куда я ходив?..никуды не ходив...с узлом? яким узлом?" Старуха на этот раз услышала и стала ворчать: "вот выдумывают, да ещё на убогого! за что вы его? что он вам сделал? Мне надоело и я вышел..."

    Читатель, ты здесь хоть крупицу странного нашёл? Больше Печорин старуху не видел.


    Ну а следующий пассаж Дударевой  П Р Я М О  У К А З Ы В А Е Т,  Ч Т О  О Н А
И  В О В С Е  Н Е  Ч И Т А Л А  "Т А М А Н И"! Даже в десятом классе, даже под наблюдением и при присмотре учителя! Суди сам, мой любезный читатель:      
    "Всё это как-то странно и тягостно(это когда Печорин таскает за ухо мальчика и бесцеремонно допрашивает старуху? - А.Ч.) даже для скептика(??? - А.Ч.) Печорина, который вдруг начал молиться..."               
                С т о п!  Т Е Б Я  Н Е  П О К О Р О Б И Л О, читатель? Да, покоробило! Даже если ты в последний (и в первый) раз читал "Тамань" в 10-ом классе средней школы(разумеется не по принципу "смотрю в книгу - вижу фигу"), даже если ты и забыл (что вполне естественно) многие детали сюжета,  Т Ы  Н Е  М О Г  З А Б Ы Т Ь сути произведения, сути его главного героя - Т А К О Е  Н Е  З А Б Ы В А Е Т С Я!!  Да, покоробило - Печорин  Н Е   М О Л И Л С Я,  П Е Ч О Р И Н  Н Е   М О Г  М О Л И Т Ь С Я перед немощной старухой и слепым убогим мальчишкой.  П Е Ч О Р И Н  В О О Б Щ Е  Н И Г Д Е  В "Г Е Р О Е  Н А Ш Е Г О  В Р Е М Е Н И"  Н Е  М О Л И Т С Я!! Ни перед тем, как поставить себя под дуло пистолета Грушницкого, ни когда добровольно безоружный идёт, рискуя жизнью, брать живьём только что зарубившего офицера казака! Н И К О Г Д А!!  Повторяю, Печорин никогда в романе не молится и  П О  С В О Е М У  Д У Х У  Н Е  МО Ж Е Т  М О Л И Т Ь С Я на людях, как трусливая хамелеонская мракобесно-невежественная гомосоветикусская особь.

    Да и  К А К  вообще мог молиться перед двумя совершеннейшими ничтожествами русский боевой(не только боевой!) офицер??? Или Дударева опять в своих фантасмогорических галлюниках попутала русского офицера с трусливым невежественным большевистским комиссарьём? Или это опять наглая, выходящая за всякие рамки приличия, клевета на русского офицера!

    Стоит ли продолжать дальше? Стоит ли обсуждать совершенно нелепые,абсурдные разглагольствования о "ритуальном орнаменте", о том, что мы(Дударева) "можем предположить(да  в ы  м о ж е т е  предположить всё, что угодно - А.Ч.), что слепота мальчика и глухота старухи(как мы выяснили мнимая, и Печорин это прекрасно понял - А.Ч.) вовсе не случайны." (А что случайно в этом мире?) Стоит ли обсуждать разглагольствования о том, что "слепой - пограничное существо между миром "живых" и миром "мёртвых"(кавычки и эти и предыдущие дударевские - А.Ч.)" или о "сакральных  п р о с т о н о р о д н ы х(да-да, разрядка дударевская -А.Ч.)" знаниях неграмотной абсолютно неверующей контрабандистки, о том как она "зашифровывает информацию" и т. д. и т. д. и т. д...

    Стоит ли говорить, что идёт откровенное перевирание фактов(или точнее говоря абсолютное их не знание) под личиной совершенно мракобесного 
"мистического" умствования?
               
    Давайте закончим ещё одной дремуче-невежественной, немыслимо самодовольной цитатой:

    "Печорин всего этого не видит(дударевских галлюцинаций - А.Ч.) и не слышит(теперь уже слуховых галлюцинаций - А.Ч.), поэтому и идёт кататься с незнакомкой в лодочке..." Последние пять слов, а именно "кататься с незнакомкой в лодочке" Дударева пишет жирным шрифтом, по недоумию подчёркивая своё  а б с о л ю т н о е  невежество.

    Печорин идёт  Н Е  кататься в лодочке. Для этого не берут с собой пистолет и не предупреждают других о грозящей опасности:
"...я разбудил своего казака: "Если я выстрелю из пистолета, - сказал я ему, - то беги на берег." Он выпучил глаза и машинально отвечал: "слушаю, ваше благородие." Я заткнул за пояс пистолет и вышел."

    Да Печорина и не приглашают кататься "в лодочке": "нынче ночью как все уснут, выходи на берег," - шепнула ему на ухо контрабандистка "и стремительно выскочила из комнаты." Из текста "Тамани" прямо следует, что Печорин идёт никак не для катания, а  с о в с е м  д л я  д р у г и х  ц е л е й! И сам Печорин рассказывает:

    "Взойдём в лодку, - сказала моя спутница; я колебался(??? - А.Ч.), я не охотник до сентиментальных прогулок, но отступать(куда отступать? - он же шёл кататься "в лодочке"! - А.Ч.) было не время. Она прыгнула в лодку, я за ней, и не успел ещё опомниться, как заметил, что плывём. "Что это значит? - сказал я сердито."

    Вот так, шёл кататься в лодочке и вдруг "Что это значит?" Это если бы вы шли с вашей девушкой в кино, а когда оказались в кинотеатре, вы бы... Всё, хватит, довольно!  С Л И Ш К О М  Д О В О Л Ь Н О!!!

P.S. Информация для размышления. С 1-го января 2017 года в этой самой "Юности",
абсолютно убыточном издании, появился "отдел литератур народов России и СНГ".
Начальником(или как у них - "заведующим") сим важнейшим отделом стала(новогодний подарок от муженька? - за чей счёт?) эта самая "кандидатка"( может уже и "докторша" - не знаю) Дударева.

P.P.S. Вот и занимайся за казённый(то бишь наш) счёт(желательно бы, конечно же, за свой) "литературой народов России и СНГ". А для большей пользы для филологической "науки", езжай, ну...в твой любимый Казахстан к не менее любимым казахам. Пусть они тебе и платят за "исследования" их "литературы".