С. Вирсаладзе и для Григоровича, и для Плисецкой

Светлана Татарова
   
           Симон Вирсаладзе: и для Григоровича, и для Плисецкой



    Выдающийся советский театральный художник, Симон Вирсаладзе, по-семейному, просто Солико, прожил не короткую по меркам советского времени и чрезвычайно насыщенную высоким искусством жизнь. Главный художник Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова в 1940—1962 годах.
Академик АХ СССР (1975; член-корреспондент 1958). Народный художник СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1970), двух Сталинских премий второй степени (1949, 1951) и Государственной премии СССР (1977).— Это всё было потом,
а начиналось всё так.

   Симон Вирсаладзе родился в Тифлисе в последний день Старого Года (31 декабря/ 13 января 2008/2009 г.) В старом Тифлисе, на улице Петра Великого, семья жила с детьми Тиной, Еленой и Солико. Будучи уже маститым художником, Симон переберётся в этот же дом в 1958 году.
 
   Чтобы стать «Чародеем театральной сцены», ему пришлось много учиться. Первоначально (1926-1927гг.) — в Тбилисской Академии Художеств у И.А. Шарлеманя, затем в Москве, в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН), где его учителями были П.П. Кончаловский, И.М. Рабинович, Н.А. Шифрин. С 1930 года — в Ленинграде, ленинградский ВХУТЕИН был переименован в Академию Художеств (педагог — М.П. Бобышов).
 
   В эти годы оформлял спектакли Тифлисского театра рабочей молодежи (ТРАМ) в духе пролетарского конструктивизма.
 
   С 1932 по 36 гг. он работает главным художником Тифлисского Государственного театра оперы и балета имени Палиашвили. Оформляет как классические спектакли, так и национальные постановки.

 
   В 1937 году начинает служить в Ленинградском Государственном Академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова (Мариинке), став в послевоенные годы главным художником этого театра. Параллельно оформлял спектакли Ленинградского Академического Малого Театра (Михайловского), Ленинградского хореографического училища (в наст вр.— Санкт-Петербургская государственная академия русского балета имени А.Я. Вагановой), театров оперы и балета в Баку и Новосибирске, не забывая и про родной Тбилисси, где работает для Театра им. Руставели.
Знаменитый творческий союз Григоровича — Вирсаладзе, по образному выражению искусствоведа В. Берёзкина, «живописный симфонизм», сложился в Мариинке. Первыми спектаклями Григоровича-Вирсаладзе были «Каменный цветок» С. Прокофьева (1957г.) и «Легенда о любви» А. Меликова (1961г.). Дальнейшее сотрудничество продолжилось у же в Большом, в Москве, куда были перенесены «Каменный цветок» и «Легенда о любви».

   Кроме них оформлены и поставлены
«Спящая красавица» (1963г., 1973г.)
«Щелкунчик» П. Чайковского (1966 г.)
«Спартак» А. Хачатуряна (1968г.)
«Лебединое озеро» (1969г.)
«Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева (1975 г.)
«Ангара» А. Эшпая (1976г.)
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1979г.)
«Золотой век» Д. Шостаковича (1982 г.),
«Раймонда» (1984 г.)...
 
   Григорович неслучайно называл Вирсаладзе «своим соавтором», в их совместных спектаклях рождалась музыка цвета, играла звуками оркестра палитра художника.


   Его стали называть «Художник, одевающий танец». В его «Лебедином» танцевали и Бессмертнова, и позже — Плисецкая. Костюмы для Майи Михайловны, исполненные Вирсаладзе, экспонировались за рубежом вместе со знаменитыми сценическими костюмами от Ива Сен Дорана и Пьера Кардена.
 
   По его эскизам одевался Ансамбль народного танца Грузии.
Для кино маэстро костюма создал шедевры для Г. Козинцева: «Гамлет» (1964г.) и «Король Лир» (1971г.).
 
  Он умер 7 февраля 1989 года, в родном Тбилисси, там он жил в последние годы в «доме с глициниями», там и обрёл свой последний покой.


 По мат. откр. ист.

09:03: 2018
10:11 МСК