52. Эмансипация

Ольга Кузнечик
Есть классный фильм под названием "Москва слезам не верит", можно назвать его учебником по огромному ряду жизненных вопросов, причем - легкому такому учебнику, удобоусвояемому: в простой и доступной форме показаны явления современности, как продукт эволюционирования человечества.

Например, эмансипация, как явление, проиллюстрирована в этом фильме, пожалуй, со всех возможных сторон: как она в женщине зарождается, развивается, достигает кульминации и как - лечится. Неприятно лечится - любовью мужчины, но - это же фильм...

Реальность немного не такова, о ней удобнее читать в житиях Матроны Московской, которая про эмансипацию знала не понаслышке, ибо жила в наше время - до и после Великой отечественной, то есть, в "пиковые" годы России. В житиях Матроны - ключевые точки, позволяющие, однако, посмотреть на суть вопроса немного с другой стороны, со стороны духовности.

В частности, как-то раз к Матроне за советом пришла женщина, с жалобой на то, что с мужем живет плохо, поскольку замуж ее выдали не по любви. Матронушка ей объяснила кое-что: главный в этом мироздании Господь. Он есть источник благодати - любой и всяческой. Господь имеет мужское начало, ибо именно в мужском теле Он явил нам Свое земное воплощение (раз уж мы настолько "упертые", что не в состоянии поверить в то, что Адам сотворен по образу и подобию Бога, то есть - мужчиной). И каждый мужчина - это как бы "маленькая дырочка в благодать Божию", в силу подобия мужчины - Богу. Угождая мужчине - обретаешь благодать. Угождаешь мужчине по слову Бога - из смирения - обретаешь благодать и мужчины, и - Бога.
Противопоставляя себя мужчине - утрачиваешь его благодать и настраиваешь против себя Бога, отсюда и проблемы с тем, что принято называть "личной жизнью". И как только женщина это поняла и стала относиться к мужу, как к подобию Бога - тут же у них все, как говорится, и наладилось.

Что же такое "эмансипация"?

Юридически - это обретение дееспособности в рамках правового поля. Я имею в виду земные, юридические законы, конечно.
Духовно - расширение дееспособности мужа, если женщина не противопоставляет собственную юридическую самостоятельность благодати, которую обретает от принадлежности мужчине.
То есть, как бы прежде, до эмансипации, у мужчин было:
- собственное тело, одна штука, и этим телом он работал, в поте лица добывая пропитание;
- "матка с ножками", которая рожала ему детей и какое-то время кормила грудью, а потом - добавляла мужу забот по их прокормлению и воспитанию;
- тела детей, которыми он пытался в поте "своего и ихних" лиц зарабатывать пропитание.

С эмансипацией вместо "матки с ножками" у мужчины появилось второе тело, которое в состоянии так же, как и он, в поте лица зарабатывать пропитание, исключая из "количества ртов" - нерожденных детей, которых надо сначала выкормить титькой, потом дорастить "до товарного вида", потом продать кому-то в рабство (на фабрику, в офис, в бизнес и так далее), и при этом как-то умудряться держать при себе, чтобы деньги-то родителям отдавали, а не сами проматывали, на собственных детей. Чтобы и внуков - тоже при себе держать.

Это - гротеск, преувеличение, литературный прием, потому как прежние, не эмансипированные, женщины работали не меньше мужчин (по силам, конечно), просто они как бы "прятались" за мужа, предоставляя всю славу - ему, но так было, наверное, только у мусульман и староверов.

Так что же такое "эмансипация"?

Мистическая сущность женщины показана в Первой Книге Бытия - это ребро Адама, помощник, сотворенный по образу и подобию Адама, как тот сотворен по образу и подобию Господа. И интересная рождается аналогия: отпав от Бога, Адам "эмансипировался", обретя юридическую самостоятельность зарабатывать хлеб в поте лица своего, и не является ли уподобление женщины мужчине в этом плане - эмансипацией?

Что такое "хорошо", и что такое "плохо" - как бы сюда применить троичную логику? Чтобы не навешивать ярлыки "черное-белое"?

Наверное, это приближение Царствия Небесного, когда пашут и косят не люди, а тракторы, когда лошадь можно покормить бензином, который, в общем-то, не так уж и трудно "растет" и мало зависит от погодных условий, в отличие от овса. Когда у мужчин нет потребностей в детях, как помощниках по хозяйству.

Наверное, сожрав дворянское сословие, мы, крестьянские дети, переварили их усадьбы, любовь к прекрасному, к их свободным от мозолей рукам, переварили, поняли как-то по своему, и построили свой собственный мирок, в котором каждый - господин. Каждый - дворянин, владелец поместья (в отличие от Америки у нас пока не сажают за разведение возле дома огородов вместо газонов).

Наверное, мы все-таки построили то светлое будущее, ради которого сражались наши предки. И эмансипация - это всего лишь инструмент Господа по смирению мужчин с Собой.