Небесный фонарь

Юстас Мрожек
1.

- Шесть лет назад… Если бы я знал шесть лет назад, что окажусь здесь – ни за что не уехал бы…
Сергей надорвал целлофановый мешочек, перевернул его вверх дном и принялся вытряхивать содержимое на пикниковый стол. На деревянную поверхность с легким стуком упала маленькая белая пластинка с дырочкой в центре; следом за ней плавно приземлилось нечто похожее на свернутый бумажный пакет красного цвета.
- Осторожно, не порви, - боязливо предостерегла Ксюша, с тревогой наблюдавшая за распаковкой.
- Не переживай, уцелеет, - успокоил её Сергей. – Только бы вспомнить теперь, как их собирают…
- Там в мешочке, кажется, осталась инструкция, - указала девочка.
- Точно. Сейчас посмотрю.
В предвкушении предстоящего зрелища Ксюша мечтательно улыбнулась и машинально заболтала ногами, представляя, как она стоит на пустынной набережной, высматривая в небе милый сердцу летающий огонек – совсем такой, как на картинках в интернете. Сергей, бегло просматривая инструкцию, краем глаза заметил погруженную в грезы девочку и, добро усмехнувшись, пообещал:
- Будет здорово, вот увидишь.
Ксюша вдруг словно очнулась, внимательно посмотрела на него и спросила:
- Тебе не нравится здесь? В нашем городе?
- Нравится, почему же, - ответил Сергей, расправляя красный бумажный купол. – Просто как-то скучно тут, что ли... Нечем заняться, понимаешь?
- Понимаю. А почему ты тогда сюда приехал?
- Не по своей прихоти, уж поверь мне, - рассмеялся парень, закрепляя пластинку на веревочках у нижней части купола.
- А по чьей?
С лица Сергея резко сошла всякая веселость. Тяжело вздохнув, он положил готовый фонарик на стол, прошел к скамейке, на которой болтала ногами Ксюша, и сел рядом с ней, уставившись в землю.
- Обстоятельства меня вынудили, - сказал он. – Не самые приятные, как можно догадаться.
- Расскажи, - попросила Ксюша, не отводя от Сергея взгляда.
- Ну... В один прекрасный день все пошло… Не так как надо…
В задумчивости он почесал подбородок и продолжил:
- Сначала меня бросила девушка. Просто собрала вещи и ушла с нашей общей квартиры. На следующий день – уволили с работы. Причин не объяснили. Я кинулся в университет – а там уже готов приказ на мое отчисление. Дальше больше – друзья стали коситься, отказывались встречаться, проводить со мной время, когда мне это было так нужно. Под конец – даже родители не отвечали на звонки. Вот так вот все словно повернулось против меня.
- Какой ужас, - Ксюша сочувственно погладила Сергея по плечу. – Но почему? Ты не знаешь?
Сергей чуть вздрогнул от её прикосновения, но быстро опомнился и благодарно кивнул девочке.
- Я потом уже узнал, - проговорил он. – Поклеп это был. Кто-то про меня нехорошие слухи распустил. Очень нехорошие.
- Какие слухи?
- Я… я до сих пор не уверен, честно говоря, - уклончиво ответил Сергей.
- Как это не уверен?
- Ну… я просто не хотел бы повторять их. Особенно в твоем присутствии, - он грустно улыбнулся. – Маленькая ты еще для этих кошмаров… Но, так или иначе – мне потом сообщили, что было бы для всех лучше, если бы я просто уехал. И я уехал. И попал сюда. И, как видишь, не слишком этому рад.
- Потому что здесь скучно?
- Ну, если совсем откровенно говорить – не только поэтому, - Сергей почесал затылок. – Просто… Как я уже сказал – я здесь шесть лет. А так никого и не встретил. Не завел новых друзей. Словно на родине на меня эти слухи наложили порчу, которую я забрал с собой, на чужбину, - он с горечью хмыкнул. – Так и живу. Работу хоть нашел – выживаю, как могу. Но мне…
Колеблясь, он склонил голову и будто бы с трудом выдавил из себя:
- Мне одиноко. Понимаешь?
- Понимаю, - ответила Ксюша и опустила глаза. - Я понимаю…
- Я знаю, что понимаешь, - Сергей провел девочке ладонью по волосам. – Слишком хорошо понимаешь для будущей пятиклассницы. Мама, кстати, пришла на выпускной?
- Нет.
Ксюша соскочила со скамейки, встала перед Сергеем и принялась покачиваться из стороны в сторону, взмахивая руками в ритме легкого, ненатужного танца.
- Я стояла на сцене. А оттуда видно весь актовый зал, целиком!
Она легко провела сжатой кистью по воздуху и приставила её себе к глазу, как подзорную трубу.
- Я смотрела на ближние ряды! – она вытянулась во весь рост. - Смотрела в середину! – она встала на носочки. – Смотрела на самые дальние сиденья! Но…
Она опустилась обратно вниз.
-  Но её нигде не было…
Импровизированная подзорная труба отпала от глаза девочки и беспомощно повисла в воздухе, превратившись в обычный детский кулачок.
- А подружки? – участливо осведомился Сергей.
- Им со мной скучно, - вяло пожала плечами Ксюша.
- Ты сама так решила?
- Они мне так сказали.
Повисло молчание. Минуты две ни Ксюша, ни Сергей не издавали ни единого звука.
- Хоть кто-нибудь знает вообще, что ты здесь? – спросил, наконец, парень. – Кто-то хоть за тебя беспокоится?
- Нет, наверное, - подумав, ответила девочка. – Мама опять взяла бутылку и ушла в гости к тете Тане. У них там какие-то важные дела, она сказала.
- Ну да, важные дела… - хмуро пробормотал Сергей. – Ужас какой-то. Как так можно со своим ребенком…
- Да так даже лучше, - попыталась убедить его Ксюша. – По крайней мере, не пришлось ей ничего объяснять, рассказывать о нашем с тобой уговоре, - лицо её просветлело. – Ты, кстати, закончил делать фонарик?
- А? Да, я закончил.
Сергей поднялся со скамейки, подошел к столу и зашуршал бумагой.
- Да, все держится. Он обязательно заработает.
- Ой, так здорово! – Ксюша подбежала к нему и взяла в руки готовый к полету купол. – Тогда что же мы…
Она положила фонарь на стол и обратила взор на Сергея.
- Как договаривались? Как обычно? – спросила она.
- Конечно, - Сергей широко улыбнулся. – Ты ведь помнишь, как все делается?
- Я помню, не бойся, - успокоила его Ксюша. – Я сегодня еще это посмотрела в картинках, пока искала эти огоньки. Я теперь опытная.
- Ну… - Сергей оглянулся. На сумрачной набережной не было никого кроме него и девочки. – Сейчас покажешь мне, чему научилась. Пойдем.
Он взял её за руку и повел к ближайшим кустам, расположившимся около дощатой дорожки, что шла вдоль металлических перил. Еще раз опасливо осмотревшись, Сергей стянул с себя куртку, постелил её за кустарником и лег на неё спиной, широко раскинув ноги. Пока он расстегивал брюки, Ксюша встала на колени между его бедер и устремила взгляд в небо. В её воображении мрачная беспорядочность тяжелых темных облаков уже расступалась перед светом единственной искорки, постепенно растворяющейся в останках багрового заката.

2.

- А вдруг не полетит?
- Полетит, полетит. Нужно, чтобы накопилось – и тогда полетит.
В очередной раз, дабы удостовериться в том, что ничего не осталось, она украдкой вытерла губы рукавом своей курточки.
- Ну вот, смотри… Летит!
Надувшийся купол слегка подергивался, робко стремясь ввысь. Он поднял руку повыше и разжал пальцы. Отпущенный на волю фонарь степенно набирал высоту, ярко сияя на фоне почерневшего неба.
- Как красиво… - прошептала она, беря его за руку.
- Я же говорил, - восторженно произнес он, сжимая её маленькую ладошку своей большой, взрослой дланью. – Я же говорил, что тебе понравится.
Легкий порыв ветра направил светящийся купол к едва различимому горизонту. Медленно столь желанный ею огонек уменьшался в размерах, неутомимо поглощаемый тьмой.
- Здорово, да?
- Да, очень. Спасибо… Я… - она запнулась. – Ты…
В её голосе послышались слезы.
- Ты сделал для меня больше, чем кто-либо еще за всю мою жизнь. Правда. И мне хотелось бы… - она всхлипнула. – Мне так хотелось бы, чтобы все это никогда не кончалось…
Он ласково обнял её за плечи и прижал к себе. На его лице промелькнула довольная улыбка.
- Не волнуйся. Мы еще сможем это повторить.