Рецензия на фильм «ГИБЕЛЬ БОГОВ»
Действие происходит в Германии 30-х годов. Нацисты начинают набирать силу. День рождения главы семейства - промышленного магната барона Эссенбека. Красивые лица, прекрасное воспитание, безупречные манеры, изысканный вкус. Но вот появляется жених старшей дочери – инженер, служащий завода, владельцем которого является барон. Он приезжает с дальним родственником Эссенбаков, гаупштурфюрером СС Ашенбахом. И сразу выясняется, как неоднозначно отношение членов семьи к нацизму.
На протяжении всего фильма не отпускает чувство параллели того прошлого Германии и нашей сегодняшней действительности. Тот же культ силы, самоуверенность наглости и хамства. И основная идея фильма, как предупреждение нынешним российским олигархам и политикам: Будь ты богаче Креза, имей власть и влияние, но, если ты служишь преступному режиму, всё плохо кончится.
Погибает почти вся семья. В победителях остаётся самый ничтожный из когда-то процветающего клана: неврастеник, педофил и убийца Мартин, которому гитлеровская власть не просто простила пороки, а даже одобрила все его деяния.
Ещё одна ассоциация с нашим временем. Разве не поощряются сейчас убийства и посадки неугодных? Уничтожение культуры, всевозможные запреты на самостоятельную общественную и политическую деятельность. А разве не показывают на экранах телевизора пьяные, обкуренные оргии, ошалевших от безнаказанности богачей и их друзей от власти. И, как вишенка на торте, потрясание ядерной дубинкой, под всеобщее одобрение элиты и народа.
Кадр из фильма: «…Ты сейчас их всех ( родных) ненавидишь,- гипнотизирует педофила Гаупштурфюрер СС,- Ненависть - сильное чувство. Ненависти нужен простор».
Ну что ж, российское телевидение можно поздравить. Оно успешно справилось с поставленной задачей. Уроки ненависти упали на благодатную почву. Семейные связи рушатся, как карточные домики. Каждый предпочитает выживать в одиночку в собственном коконе нетерпимости и неприязни. И таких, зомбированных пропагандой единиц, становится всё больше. Наконец, наступает момент, когда количество переходит в качество. И судя по воинственной риторике национального лидера, настала пора выплёскивания этого моря ненависти на мировые просторы.
Думал ли режиссёр Висконти, создавая, без сомнения, талантливый фильм о прошлом Германии, что он напророчил будущее России? Не знаю. Скорее всего, мы все вместе сотворили этот ад равнодушия, трусости и тупости.