Забавная комбинация

Любовь Муринец
Художник- Анна Резник.

Смотрю на голую спину девушки, выходящей из маршрутки в морозную погоду, одетую в короткую куртку и джинсы с заниженной талией, и вспоминаю о том, что я в возрасте этой обнажённой бедняжки всегда носила комбинацию. У меня были две недорогие советские комбинации: одна – белая, а другая - цвета чайной розы. Немецкие комбинации во времена моей юности стоили двадцать пять рублей. Эта сумма составляла четверть зарплаты моей мамы. Поэтому немецкие комбинации я не носила.

А вот моя тётя купила себе немецкую роскошь с первой зарплаты. Она старше меня на семь лет и могла себе это позволить. Я же в это время только училась в школе.
Комбинация- это женская нижняя нательная сорочка с кружевным верхом и низом. На комбинацию надевали платье, и порой оно по своей простоте проигрывало нижнему белью, особенно немецкому. Будучи ученицей старших классов и, оставаясь дома одна, я ходила в комбинации и не могла насладиться удовольствием от созерцания себя в зеркале.

Короче, комбинация для женского пола была и забавой, и большой ценностью, и даже огромным богатством. На самом деле это просто тряпка. Позже, когда мода на комбинации закончилась, хозяйки накрывали этой тряпкой пирожки, вынутые из печи, чтобы они не зачерствели.

Комбинация была богатством, потому что мало было заработать на неё деньги, и немалые. Потом надо было поехать в Москву в универмаг Лейпциг. Там простоять целый день в очереди. Это при условии, что в этот день будут “выкидывать” эти комбинации. Но и это ещё не всё. Комбинаций может просто не хватить, когда подойдёт твоя очередь. Или твой размер закончится. Тогда вообще катастрофа!

Придётся ещё раз приезжать, стоять, переживать. И тот, кто с таким трудом сумел приобрести эту вещь, тот уж дорожит ею “незнамо как”.
Да! Это была дань моде, традиции, когда на смену хлопковой майке пришла не оставившая никого равнодушным красавица- комбинация.

А ещё комбинация- это процедура обмена чего-нибудь на что-нибудь, как например в шахматах. Особенно яркая комбинация бывала во время приезда “тряпельника”- так дети называли старьёвщика.

Он приезжал за тряпьём, а в обмен у него был набор одноразовых побрякушек для детей. Эти дешёвые побрякушки представляли огромную ценность, и даже богатство для детишек дошкольного возраста. Всё это богатство, что хранится в чемодане у тряпельника, служило пять минут, в лучшем случае - сутки, поэтому взрослые к его телеге не подходили никогда, да это и понятно! Но попробуй объяснить это ребёнку! Не получится ни за что! Ребёнок тебе не поверит, не поймёт, слова твои слушать не станет. Нет! Для него тряпельник- праздник души! Сокровища, которыми он обладает, интересны, заманчивы, сказочны, несметны!

Как мы летом ждали тряпельника! Он всегда приезжал со стороны Бронниц, и всегда неожиданно. В телеге с высокими бортами, с чёрным чемоданом, полным всевозможных сокровищ, от которых глаза разбегаются. И ты не можешь, сколько ни стараешься, выбрать себе что-то. Ты хочешь обладать всем чемоданом сразу, и только ты должен быть его властелином. Играть, рассматривать сокровища, показывать их друзьям - вот предел твоих мечтаний в пять, шесть, семь, а порой и в восемь лет.

В этот день, как и в предыдущий приезд тряпельника, мы разыгрались. Играли мы в классики. Я с лёгкостью проходила все клеточки на одной ножке без остановки, коробочка из-под гуталина была послушна мне, и я выигрывала. И тут…
“Меняю тряпьё, меняю тряпьё!”- громко кричит цыган лет пятидесяти с чёрной бородой, с трубкой в зубах, в чёрном атласном жилете, в чёрных высоких сапогах, до блеска начищенных ваксой.

Смотрю, как по деревне едет телега, запряжённая вороной, чёрной как смоль лошадкой. У неё чёрная длинная грива и красная бумажная роза в “косе”. Оглобли чёрного цвета расписаны узорами, цветами яркими масляными красками. Под дугой звенит колокольчик. Что за красота! Зрелище завораживающее! Мы, детишки, просто столбенеем в предвкушении счастья. Тряпельник останавливает возле нас лошадь, неторопливо открывает чёрный чемодан, и мы забываем всё на свете. Чего в нём только нет! О чудо! Все сокровища притягивают, дразнят, завораживают, забавляют и, конечно, одурманивают детишек.

“Бабушка! Скорее! Он приехал!”- кричу я, подбегая к дому.
“Да нет у меня тряпья!”- говорит старушка.
“Он очень дорогой, твой тряпельник! Обдирает всех!”.
“Ну! Бабушка! Дай хоть что-нибудь! Дай что тебе не жалко! Дай бабушка, дай!”- выпрашиваю я.

“Вот ведь, напасть то какая! Опять приехал! Ну, вот возьми хоть мою пальтушку,  что ли!”- не выдерживает моих слёз бабушка.

Одно мгновение - и все притащили тряпьё, и уже сосут “петушки” на палочке. В руках довольных и счастливых ребят - “уди-уди”, мячики на резинке, палочки, чудным образом превращающиеся в веер, носы как у клоунов, и ещё масса всяких побрякушек. Слышен смех, свист, радость детей.

 А тряпельник, погоняя свою вороную, уже подъезжает на конец деревни к дому, в котором живут две моих тёти и два дяди. Мои тёти, которым шестнадцать и восемнадцать лет, и их родители - на работе. Маленьким дядям - шесть и семь лет.

Повторяется та же история, что и у нас: мальчики бегут домой за тряпьём, а их бабушка только машет руками от огорчения, услышав о тряпельнике. Она уходит на огород полоть картошку. Два малых братика начинают реветь навзрыд от горя.

Бабушка на них - ноль внимания, занимается своей прополкой. Тогда один, что постарше, с отчаяния бежит в дом и хватает со стульев всё то, что ему попадается под руки. И счастливые тем, что тряпельник их дожидается, они бегут к телеге, получают петушки на палочке, “уди-уди”, и, прыгая от радости, начинают наслаждаться жизнью, пока их “злая бабка” полет свою картошку.

Вот уже и вечереет. Уже поломаны свистульки, слипаются ручки от бывших такими вкусными петушков. Уж и палочки от них поломаны! Ничего не осталось от забавы, от тряпельника!

Возвращаются с работы родители и сёстры. Да, удачный был день у тряпельника! А в доме моих родственников начинаются слёзы. И самые горькие слёзы текут из глаз моей шестнадцатилетней тёти. Ведь весь её праздничный наряд висел на стуле! А вчера был воскресный день, и она ходила в клуб на танцы. Поэтому на стуле висело, кроме всего прочего, новое платье с рюшечками и немецкая … Ох! Как больно вспоминать ей об этом до сих пор! Такое огромное было горе!

Да уж! Вот такая забавная комбинация!