Река Фонтанка, первое название

Игорь Шап
   Это маленький отрывок из моей большой работы "Известная персона или история одной старинной песни". Полностью её можно прочитать в формате pdf в "облаке" по ссылке:

https://cloud.mail.ru/public/EnQE/pPp5v3ati

______________________________________


   Здесь хочу на некоторое время отвлечься. Надеюсь, что это будет интересно московско–рязанским краеведам (петербургских краеведов я порадую уже в самом начале), археологам, кладоискателям... и не только им одним.

   Александр Васильевич Кикин, как и все российские чиновники и вельможи петровского времени, был очень богатым человеком. В Москве на Покровке ему принадлежало три каменных и один деревянный дом, в Петербурге на речке Мья (Мойка) он имел пять каменных домов — "на Московской стороне, на Адмиралтейскомъ острову, въ линiи отъ Зимняго дому его величества кь Почтовому двору".

   Также на речке КАЛИНКА (Фонтанка) на Адмиралтейской стороне он владел тремя дворами. Здесь я ничего не перепутал, именно так называлась некоторое короткое время река Фонтанная (после 1737 года Фонтанка) и, похоже, что информации о таком названии реки нет нигде. Часто упоминается лишь финская (ижорская) деревня Кальюла или Каллина (на русский лад — Калинкина), находившаяся в районе устья реки.

   От названия этой деревни и пошли другие топонимы — Старо-Калинкин, Мало-Калинкин и Ново-Калинкин мосты, Калинкин переулок, Калинкинский пивоваренный завод (крупнейший в дореволюционной России, затем получил имя "Стеньки Разина").

   А вот река с названием Калинка не встречается ни на картах, ни в энциклопедических справочниках. Такое упоминание реки отыскалось в книге историка Николая Устрялова, где приведена ведомость от 13 сентября 1718 года, присланная Петром Толстым об отписных (конфискованных) дворах в С.–Петербурге и Москве по розыскным тайным делам Суздальскому и Кикинскому. Странно, что на сей факт никто раньше внимания не обратил:

    " I. Не розданы: Въ С.–Питербурхе:
    Александра Кикина на речке КАЛИНКЕ на Адмиралтейской стороне три двора."

    И ещё ниже через две строки:

   "Князя Василiя Долгорукаго на берегу Большой Невы и загородный на речке КАЛИНКЕ" (Николай Устрялов: "История царствования Петра Великого", Санкт–Петербург, 1859, том 6, Приложения, № 196, стр. 575).

   Теперь у реки–протоки, которая наряду с Невой стала "душой Петербурга", отыскалось её первоначальное имя (Ерик не в счёт, так как это общее название безымянных водотоков) в годы основания и строительства города.