Ябеда

Елена Яхненко
Даша сидела на подоконнике и наблюдала, как дождь во дворе прыгает по лужам. Настроение у нее было скверное. И не потому, что дождь. Причиной плохого настроения стала история, которая случилась вчера во дворе. А дело было так. Мама попросила Дашу выгулять их болонку Астру. Даша быстро собралась, взяла Астру и спустилась во двор. Возле подъезда на скамейке в нарядном платье сидела ее лучшая подруга Катя.
— Даша, привет! — помахала ей Катя рукой. – Привет, Астрочка, — обратилась она к болонке, которая, весело виляя хвостом, подбежала к девочке.
— Какое у тебя платье красивое, — с нотками зависти в голосе сказала Даша, разглядывая новый наряд подруги.
— Это мне крестная  вчера подарила, — похвасталась Катя. — А еще она привезла мне говорящего попугая. Он такой смешной и зовут его Гоша. Представляешь, он говорит мое имя. Я тебе обязательно покажу Гошу, но не сегодня. У крестной день рождения и мы едем в гости. Папа ушел за цветами, а я жду маму.
Даша грустно вздохнула, ей очень хотелось посмотреть на говорящего попугая прямо сейчас.
— А приходи ко мне завтра, — будто прочитав ее мысли, сказала Катя, — увидишь Гошу и мы поиграем вместе.
— Обязательно приду, — обрадовалась Даша приглашению.
Астра дернула поводок, напоминая о своем существовании.
— Идем, Астра, идем. — Даша отпустила поводок и обернулась к подруге, — значит завтра я приду, как договорились.
Катя кивнула в ответ и, помедлив, встала со скамейки.
— А давай и я с тобой немного прогуляюсь. Одной сидеть скучно, а маму я увижу, когда она выйдет во двор.
Девочки вместе с собакой направились в сторону детской площадки. Возле соседнего подъезда они встретили рыжеволосого Вовку. Он держал в руках банку с двумя красивыми золотистыми рыбками и весь светился от счастья.
— Привет, Вовка, — сказала Катя. — А что это у тебя, золотые рыбки?
Вовка молча кивнул, не отводя взгляда от рыбок.
— Какие красивые. А можно мы с Дашей тоже на них посмотрим?
— Смотрите, мне не жалко, — разрешил Вовка. — Только по банке не стучите,  рыбки могут испугаться.
— А у тебя и аквариум есть? — спросила Даша.
— Конечно есть, самый настоящий, с водорослями, камнями, ракушками и подсветкой. Аквариум отец подарил недавно, а сегодня он рыбок мне купил. Правда, красивые?
— Ври, да не завирайся, рыжий!  Нет у тебя никакого отца.
Витька Зубов, по кличке Зуб, известный во дворе драчун и забияка, стоял на пороге подъезда и ехидно улыбался.
— Вы почти два года здесь живете, а твоего отца я ни разу не видел, — продолжал с издевкой в голосе  Витька. – Рыжий, он у тебя что, Невидимка? Или Человек-Паук? Или Бэтмен???
Вовка зло посмотрел на обидчика и, прижав к себе банку с рыбками, двинулся к нему. Подойдя вплотную к высокорослому Витьке он почти закричал:
— Есть у меня отец, самый настоящий, только он живет в другом конце города! Он меня любит и приезжает ко мне в гости! И аквариум он мне подарил, и рыбок мы сегодня вместе покупали!..
— Ты на кого орешь малявка? — гневно прошипел Витька. — В лоб захотел, так сейчас получишь!  —  с этими словами  Витька с силой толкнул маленького Вовку.
Вовка  пошатнулся, не удержался на ногах и упал. Банку он удержал, но часть воды вместе с рыбками из нее выплеснулась прямо на асфальт. Слезы ручьями побежали из глаз Вовки. Утирая их мокрыми руками, мальчик быстро поднялся, собрал рыбок, бросил их в банку и убежал домой.
Катя бросилась за Вовкой, но Витька ее остановил.
— Расскажешь кому, всем ребятам во дворе скажу, что ты ябеда и врунья, и чтоб с тобой никто не дружил. Ребята меня послушают, ехидно улыбнулся он. — И тебя касается, — Витька посмотрел в сторону Даши. —Так что запомните: Вовка сам упал! И точка!
— Нет, не точка! Это ты Вовку толкнул и рыбки могут погибнуть из-за тебя, — выкрикнула в ответ  Катя. — Мы это видели, правда, Даша?
Даша как-то неопределенно качнула головой и сказала:
— Мне надо Астру выгуливать, так что я пойду, — и быстро зашагала в сторону детской площадки.
Позже Даша видела, как Катя что-то рассказывала маме и подошедшему к ним папе. Видела как Катин папа потом говорила с Витькой, и как Витька убежал в подъезд, хлопнув дверью…
Даша вздохнула, еще раз посмотрела в окно, потом слезла с подоконника и побрела на кухню.
 — Заходи помощница, — улыбнулась мама. – Наш воскресный пирог почти готов. Скоро будем снимать пробу. А ты чего такая хмурая?
— А ябеды бывают хорошие или все плохие? – в ответ спросила Даша.
Мама с удивлением посмотрела на дочь.
— Ну-ка, Дашулька, садись за стол, будем разбираться с твоим вопросом. И так, что случилось?
Даша уселась на стул и начала рассказывать о рыжем Вовке, его золотых рыбках, о Витьке и о том, как Катя стала ябедой.
Мама внимательно выслушала Дашу, а потом спросила:
— А ты заступилась за Катю перед Витькой, поддержала ее?
Даша опустила голову.
— Но Катя твоя лучшая подружка.
— Да, — согласилась Даша. – Но ябеды плохие. Значит и Катя плохая? Или она хорошая ябеда? Я совсем запуталась.
Мама на минутку задумалась, а потом сказала:
— Давай я расскажу тебе историю из своего детства и, думаю, ты сама во всем разберешься.
— Давай, — согласилась Даша и приготовилась слушать.
— Моя история о девочке Варе. Жила она с родителями в таком же большом доме, как и мы. Их соседкой по площадке была старая одинокая женщина. Детей у  женщины не было, а муж давно умер. Был у нее только рыжий кот с белыми лапками, которого она очень любила. Однажды женщина плохо прикрыла дверь на балкон и кот убежал на улицу. Она долго его искала и все соседи  помогали ей, но кота так и не нашли. Женщина так расстроилась, что у нее разболелось сердце. Ее усадили на скамейку во дворе и вызвали неотложку. Кто-то принес стакан воды, начали искать таблетки в сумке женщины, пожилые люди часто носят с собой таблетки. В суете из сумки старушки вывалился кошелек и упал под скамейку. Никто из взрослых этого не заметил. А вот дворовой хулиган Колька все хорошо видел. Он стоял поблизости, смотрел, как суетятся взрослые, и ждал своего часа. Вскоре приехала неотложка, старушке сделали укол и отвели домой. Когда все разошлись, Колька подошел к скамейке, огляделся  и потянулся за кошельком. И только он собрался спрятать свою находку в карман, как услышал за спиной:
— Это бабушкин кошелек.
Колька обернулся и увидел девочку Варю, которая стояла неподалеку и наблюдала за ним.
— Я видела, что ты взял чужой кошелек, — сказала Варя. — Он из сумки выпал, когда бабушке стало плохо. По-чесному, кошелек надо вернуть.
— Кошелек я нашел, значит он мой.  А расскажешь кому, тогда тебе не поздоровится,  — пригрозил Колька.
Мама на минутку прервала свой рассказ, чтобы заглянуть в печку к пирогу.
—  Этот Колька, прямо как Витька из нашего двора, — не удержалась Даша. —  И что, Варя испугалась, а Колька кошелек забрал себе?
— Нет, Варя не испугалась,— продолжила мама. — Она рассказала все родителям. Варины родители поговорили с Колькой,  и он вернул бабушке кошелек. Вот такая история. А теперь, Даша, скажи мне, Варю можно назвать ябедой?
Девочка на минуту задумалась.
—  С одной стороны, Варя сделала все правильно, — начала Даша неуверенно, — а с другой — вроде как наябедничала на Кольку.
— Далеко не все, кого порой называют ябедами, являются ими на самом деле, — сказала мама Даше. — Истинные ябеды почти всегда стараются получить выгоду от своих доносов. А какую выгоду хотела получить Варя, когда рассказала о нехорошем поступке Коли?
— Никакой, — ответила Даша. — Значит она не ябеда?!
— Конечно же не ябеда, — ответила мама. — Варя просто хотела восстановить справедливость, но у нее не получилось. Вот она и попросила помощи у взрослых.
— Мама, значит Катя тоже не ябеда, — обрадовалась Даша. — Она хотела защитить Вовку, но не смогла и попросила помощи у родителей.
— Ты все правильно поняла, — улыбнулась мама. — А теперь доставай блюдо для нашего воскресного пирога, он уже готов.
— Мамочка, а можно я отнесу кусок пирога Кате, она звала меня в гости сегодня. — Даша на минутку задумалась. — А еще я попрошу у Кати прощения за то, что не поддержала ее и испугалась быть ябедой. Думаю, она меня простит.
— Это очень правильное решение, — сказала мама и обняла Дашу. — Я думаю, что Катя тебя обязательно простит.