А и поделом им! Мордой и в г

Евгений Прокопов
     Из Цикла Байки о сибирских художниках

   А и поделом им! Мордой и в г****! -Таким хлёстким выражением о французах М.И.Кутузов  в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» подвёл итоги бесславного наполеоновского нашествия.
  Вспомнилось это на одной из последних художественных выставок.
  Но – по порядку.

       Многих друзей и поклонников  известного новосибирского художника Максима Афанасьева несказанно удивила неожиданная трансформация его творческих интересов.
       Несмотря на молодые годы, он никак не может пожаловаться на неуспешную, незадавшуюся  карьеру. В свои сорок с небольшим лет он успел немало. Уже пятнадцать лет Максим –  член Творческого Союза художников России и Международной Федерации художников – участник городских, областных, межрегиональных, всероссийских и международных выставок. Выставлялся Афанасьев даже в Третьяковской Галерее!
     Максим Афанасьев - художник – универсал, который уверенно работает во всех жанрах и сюжетах классического изобразительного искусства.
    И вот, молодой и успешный художник, председатель молодёжного объединения Новосибирской региональной организации Творческого Союза художников, вдруг оставляет тихий уют своей мастерской, каждый свободный денёк вырывается на этюды, на пленер.
    Да на такой «пленер», какого, наверняка, свет не видывал! Добравшись до заветного бережка сибирской реки или озера, второпях разбивает палатку. Часами плавает художник, любуясь причудливыми подводными пейзажами, ползает в завалах и коряжниках, продирается сквозь  гущину подводных трав или через камыш мелководья. Словно перестал интересовать художника мир человеческих забот и страстей.
  Только один вопрос не даёт покоя. Не является ли это увлечение художника Афанасьева своеобразным бегством от действительности? Многие  его поклонники  разочарованы таким трендом развития его таланта. Вполне понятен такой особый счёт, повышенные ожидания, особая требовательность к щедро одарённому молодому художнику.
   Во времена советского «тоталитаризма» многие талантливые мастера изобразительного искусства уходили в анимализм (анималистику) вынужденно, не находя в себе нужного заряда спасительного конформизма, приспособленчества к господствовавшей идеологии.
   Тогда это было во многих отношениях вынужденный уход, фактически бегство от действительности.
    А что сейчас уводит творческую молодёжь от жизни, от социума, от проблем быстротекущей бурной действительности?
   - Социальности, ради Бога, социальности!- взывал неистовый Виссарион Белинский.
   Большие, социально-важные темы ждут Максима Афаеасьева. Технический арсенал, освоенный в  альма матер и развившийся за годы творческой работы, вполне позволяют надеяться на возможность такого варианта.
   Казалось бы, какие могут быть претензии к художнику? В сфере творческой он может быть судим только по тем законам, которые он признаёт,- этот постулат великого А.С.Пушкина никем не оспаривается.
   Но остаются проблемы востребованности социальной тематики в современном обществе…
  Впрочем, не всегда удаётся и Максиму Афанасьеву уйти от жизни, от актуальности. Действительность нагоняет художника, мстит адепту чистого искусства.
   В одной из последних своих работ («Старый мост. Под водой») его творческий метод подвёл его: подводная натура оказалась настолько гадкой и омерзительной, что ощущения у зрителей рождаются те ещё! Словно очутился вслед за художником в помойке.
  Прав был великий полководец Кутузов: - А и поделом им! Мордой – и в г****!