Сяпала калуша

Валентина Судакова
     Попало мне однажды в руки странное и прелюбопытное учебно-
  методическое  пособие "Азбука" , выпущенное издательством " У- Фактория"
  ( Екатеринбург ) в 1998 году. С рекомендацией - для обучения детей в семье
  и школе. Странное и взбалмошенное было то время, всё ставилось вверх
  тормашками.
     Прочитала - изучила я его и при - за - ду - ма- лась крепко.А о чём
  я призадумалась- делюсь с вами, моими читателями, может, и у вас мозги
  сильно напрягутся,  и вы сделаете кое - какие выводы и поправки к системе
  домашнего воспитания.Школьного - тоже.

     Дети, если они рождаются без патологических отклонений, имеют богатый
  интеллектуальный потенциал.И потому им надо уделять как можно больше 
  времени и внимания, чтобы им и дома было интересно,  и не опротивела 
  школа,как  это нередко бывает, проявлять не показной, в воспитательных 
  целях,а неподдельный интерес к их учёбе, школьным делам и даже учебным
  пособиям.

     Проявила и я, на правах бабушки, неподдельный интерес к названному
  выше пособию. Издание красочное и увлекательное. Понравилось.Жаль,что у
  самих бабушек, когда они учились, не было таких книжек. А уж если бы с
  таким текстом!...Наверняка стали бы умнее и разносторонне развиты,  и 
  сумели бы понять,что за странная такая сказка, в которой не сразу поймёшь 
  ( а то и вовсе не поймёшь ), о чём и о ком речь идёт. И зачем в учебное
  пособие для несмышлёнышей внесена такая абракадабра : " Сяпала Калуша
  по напушке и увозила бутявку".Перевести эту лингвистическую загадку на
  родной язык я не сумела. Впрочем, фантазируй, сколько хочешь, по силе своего
  воображения. И в этом, наверное, смысл этого задания и загадки. А ещё на
  этой абракадабре прекрасно отрабатываются грамматические ( и прочие 
  лингвистические ) нормы и понятия- по ритму произношения,по чутью
  родного языка.А это большой эффект обучения.Об этом, наверное, думали
  авторы пособия. 

     " Сяпала Калуша..." - это может означать ( по моему, бабушкиному,
  воображению ) примерно следующее : скакала, скажем, лягушка...А, может,
  ползла букашка  ?...И увозила бутявку...( уволокла ( ?) , увидела ( ?  ) ,
  встретила ( ? ) ...Бутявка - это кто - что ??

     Нет, я определённо не справляюсь с этим детским заданием.  Может, у
  вас получится ? Если вы будете выполнять его с детьми, наверное,справитесь.
  И насмеётесь вдоволь. А дети - укатываются.
  Вот и второй смысл такой абракадабры : обучение должно быть интересным
  и хорошо,если весёлым.Для здоровья полезно, не то что нудное запоминание
  чего- то путём бесконечного повторения. А ещё, выполняя эту игру- обучение
  вместе с ребёнком, вы возводите мосты общения с ними. ...Это я пытаюсь
  оправдать свою бестолковость и полное неприятие создания нового " языка".

     Итак, в руки " Азбуку " , сядьте рядом с ребёнком, настройтесь, выклю-
  чите телевизор с боевиками и ужастиками...Посяпаем ? Напомню,вам надо
  перевести на родной,литературный язык эту мудрёную сказочку . Вот она.

     " Сяпала Калуша по напушке и увозила бутявку. И волит: " Калушата, ка-
  лушаточки! Бутявка ! " .Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И приду-
  донились. А Калуша волит : " О- ее, о- ее ! Бутявка - то некузявая " .
  Калушата бутявку вычурили. Бутявка вздребезднулась, сопритюкнулась и
  усякала с напушки. А Калуша волит: " Бутявок не трямкают! Бутявки дюбые и
  зюмо - зюмо некузявые! От бутявок дудонятся...Пуськи бятые! "

     Ну- с, мамы и папы, бабушки и дедушки, справились? Не случился ли
  у детей, да и у вас,  заворот кишок и мозгов от таких милых сказочек?
  Неужели нашлись учителя, взявшие в помощники такую методику школьного
  обучения? Неужто и министерство образования благословило ? Избави Бог !!!
 
 
   

 
 
 
     .