В Е Р А

Надежда Качалкова
Вера – мамина сестра, моя тетя. Старше меня на девять лет, опекала меня заботливо.
В детстве я гостила у бабушки с дедушкой. Мне давали Верины игрушки поиграть. Подарили утюжок и шелковые обрезки для куклы. А мне очень понравилась брошь салатового цвета из пластмассы: две кисти рук в рукопожатии. У женской ярко-красные накрашенные ногти. Я соблазнилась и взяла. Пора домой, мама взяла меня. Вот мы идем с ней между огородами, я держу брошь, жгущую мое сердечко и думаю: «А как я ее буду носить?» Вера увидит, мама спросит: «Откуда?»
Недолго мучаясь, я выбросила ее, но запомнила на всю жизнь. Больше никогда, ни у кого не взяла никакой мелочи. Урок хороший дала сама себе на всю жизнь.
Вера, окончив техникум, уже фармацевт, лечила нас. Я заболела малярией. В деревне фельдшера нет. Вера привезла хинин. Пришлось пить эту страшную горечь. Лицо и глаза пожелтели.
Зимой вдруг захотелось красного помидора. Мама принесла. Я проглотила. Стало легче. Через определенное время повторялось. С возрастом прошло. Желтизна исчезла.
Так хотелось в город к Вере в гости. Она жила на частной квартире. Ехать только летом с дедушкой, а он возил «горючее» к сельхозмашинам. Две бочки на дрогах, а впереди немножко места. Приходилось долго упрашивать, чтобы взял. А, Надя, двоюродная моя сестра, старше меня, боялась, когда он забегал в шинки, чтобы выпить. Однажды, переезжая речкуОмь вброд, уснул подвыпивший, и чуть-чуть проехал мимо, телега заехала на глубокое место и бочки с горючим поплыли по реке. Еле-еле выловыли.  И вот я у Веры. Живет в комнате вдвоем с девушкой. Все красиво, центр города. Постель белая, чистая. Вера на работе в аптеке, я читаю. Вечером угощала жареной картошкой.
Повела в кинотеатр художественный. Дала мне платье свое шелковое, красивое, и я шла, как в кино Фрося из «Приходите завтра» в мамином платье. Вера взрослая, а мне двенадцать лет, поэтому платье мне было великовато, я его зажимала сбоку рукой! Сам фильм, который тогда смотрела, не запомнился, но в памяти осталось что-то красивое.
Я уже подросток. Вера научила танцевать вальс под музыку «Дунайские волны», «Амурские волны». Отсчитывала: раз-два-три, раз-два-три, чтобы красиво кружилась.
Постоянно участвовала в школьных кружках – акробатическом, драматическом, певческом и чтении стихов. Однажды читала большое стихотворение «Слепой мальчик», о том, как его спас советский солдат. Я заплакала, и зал со мной тоже заплакал – шла война.
 Вера спросила:
- А почему ты не идешь в артистки?
- Материально невозможно. Отец погиб. Мама не сможет меня обеспечить.
Я вспомнила, что еще до школы играла в спектакле, где играли взрослые ребята: мой двоюродный брат Алексей Осадчий и другие взрослые ребята. Для меня они казались такими большими, ведь я была как кнопка. Не помню названия спектакля, но один из героев пел:
- Жил на свете, был портняжка,
У окошка он сидел.
Хоть работать было тяжко,
Но все пел, все пел и пел.
А я должна была вскочить на стол, захлопать в ладоши и произнести: «Как я рада, как я рада!» Меня брали на руки, а я целовала в щеку, как будто Алексей мой отец.
Вдруг возникла идея – поставить пьесу, самой. Искала, искала подходящую, нашла Гамлета «Король Лир» и Островского «Без вины виноватые». Очень понравились. Мне тринадцать лет – каникулы летние. Собрала подруг, озадачила, а ребята-подростки не заинтересовались. Так идея не была воплощена в жизнь. Близкая подруга Люба часто вспоминает: «Ты нас строила».
Что-то такое было, если в Туринске руководитель драмкружка предложил участвовать в спектаклях, а я отказалась. И он же в Свердловске  встретил меня, возможно случайно, а может быть и знал, когда и куда я хожу по работе, и снова меня пригласил уже в народный драмтеатр. На мой вопрос:
- Что предлагаете играть?
- Девушек тургеневского типа.
Я снова отказалась, поскольку уже поступила в заочно-вечерний институт по специальности.
Профессия выбрана – это основное для жизни. Четыре дня в неделю лекции с девятнадцати до двадцати двух, хотя было заманчиво. Неизвестно, что бы получилось из меня. Но режиссером быть по жизни пришлось: руководить отделом, коллективом и общественными организациями.
Вернусь немного назад. Вера повела меня в ТЮЗ. Первый спектакль «Правда хорошо, а счастье лучше» запомнила на всю жизнь. И другие спектакли смотрела.
В оперетте первый раз: «Морской узел» - помню до сих пор. Это привило мне такую любовь к спектаклям, что в Свердловске полюбила оперу. Первая – «Богема» - волшебство для меня, «Фауст», «Травиата» и еще, еще. После каждой оперы впечатление на неделю и в памяти на всю жизнь. Симфоническая музыка очень нравится. В Омске каждую пятницу посещаю филармонию, чтобы слушать симфоническую музыку. Это дает положительный заряд для хорошего настроения.
Снова возвращаюсь в то время, когда училась в техникуме. Вера жила с нами: со мной и моей двоюродной сестрой Надей. Мы ходили в кино, обязательно угощались сливочным пломбиром в вафельных стаканчиках, очень вкусно.
Перед началом фильма обязательно концерт – или внизу – пение – Надежды Середа и Виктора.
А на балконе запомнила камерный оркестр, скрипач Коробченко, пожилой.
Вера как-то предложила:
- В аптеку поступила пудра «Лебяжий пух», так хорошо ложится на лицо и стоит семнадцать копеек. Сейчас это смешные цены, а мы с Надей заказали.
Вера научила меня вязать кружево. Я обвязывала белые кружочки из материала и связывала их. Получились красивые занавески на кухонные окна. Правда, вязать я уже умела, мама посадила меня лет в восемь и дала вязать бесконечный чулок из белых ниток. Я уже считала ряды, скажу:
- Мама, я связала десять рядов, хватит?
- Вяжи еще.
Это вырабатывало трудолюбие и характер. Зато уже,взрослая связала себе платье и другие вещи.
Научила мережке. Много вещей сделано моими руками. Осталась салфетка большая на стол. Вышивала крестиком и гладью, хранятся.

Время шло, я закончила Омский финансово-кредитный техникум, специальность – инспектор банка. По направлению уехала в город Свердловск. Из Свердловска направили в город Туринск. О Туринске особый разговор и имеются рассказы. Работа на Урале – светлое, солнечное воспоминание. Прекрасный отрезок моей юности.
До сих пор перезваниваюсь с лучшей моей подругой в Свердловске, ныне Екатеринбурге. Для нас – это Свердловск, был и будет. Много светлого, незабываемого осталось в памяти, поэтому и притягивает постоянно говорить. Она и заставила меня писать воспоминания в рассказах и читать ей по пятницам.
Обстоятельства сложились так, что я вернулась в Омск – здесь моя малая Родина и мама с двумя сыновьями. Нужно помогать их поднимать – я старшая.
Тот же сельхозбанк, только структура другая. Свердловск - промышленный город, Омск – в основном сельскохозяйственный. Пришлось и на посевной и уборочной кампании побывать, и не раз. Ничего, это тоже прибавляло жизненного опыта.
Снова живу с Верой на частной квартире. Верина мама продала в деревне домик, купила в Омске, и мы поселились там. Пока жили вдвоем очень хорошо. Ходили в кино, на танцы в городской сад после работы.
Выполняла курсовые работы и отправляла в Москву на рецензию. Отзывы получала, в основном, положительные. Все успевала. Бывали и командировки на 3-4 дня.
На танцах Вера делала замечания:
- Почему ты не смотришь ни на кого?
Я стеснялась. Вера:
- Смотри, какой парень стоит.
Я взглянула на него, он тут же пригласил меня танцевать. Познакомились, проводил домой. Рассказал, где учится. Несколько раз виделись. Со мной работала наша общая знакомая и поделилась, что он знаком со мной и спросил ее мнение обо мне. Она отозвалась положительно. Ему нужно было перед окончанием училища, жениться и уехать вместе по направлению. Мне он тогда ничего не сказал.
Я направлена в командировку на несколько дней. Возвращаюсь, а мне объявили, что приходили два красивых офицера. Им сказали, что я в командировке. «Поезд ушел». Было очень жаль, но увы…
Вера познакомилась с молодым человеком, вышла замуж. В скорости, и я стала замужней. Но Вера продолжала меня опекать.
Первый ее сын, Володя, был моим крестником.
Мы были близкими родственниками, особенно она. Осталось теплое приятное воспоминание.