Операция Кот в мешке. Глава 15. 1963г. Октябрь

Виктор Пущенко
                ОПЕРАЦИЯ
                “КОТА В МЕШКЕ”
                Кубинский дневник

                ГЛАВА 15 1963 ГОД ОКТЯБРЬ
   В эти дни у нас царит паника: было сообщение о том, что на Кубе будет ураган. Приход его всё переносился, особенно ждали его утром 4 октября, поснимали палатки, а на самом деле утром была тишайшая погода. Некоторые начали хихикать: «Перестраховщики!» Однако вскоре днем начался дождь. Сейчас дует ветер с дождем, стало холодновато. И вот по Кубе понесся ураган, как бешеный зверь. Постоянно дует сильный ветер с дождем — не ахти какое приятное сочетание. Появились у нас уже и худые последствия урагана: две казармы совсем разрушены, у 4-х других сорвало шифер с крыш. Ко всеобщему удивлению, держится только казарма санчасти. Палатку ленкомнаты завалило и порвало, нашу маленькую палатку сорвало в первую же ночь, большая держится до сих пор. Людей из казарм с самого начала перевели кого куда: в машины, дома, станции, на КП. Наши больные и фельдшера разместились в санитарных машинах, Витя и Курский находятся у нас. Сейчас ветер стал потише, но дождь сильнее. В перспективе у нас прогнозируют наводнение, в которое мы тоже не верили, но сейчас мнение меняется: низкие места уже превратились в озера, пересыхающие ручьи — в бурные реки. Вода подбирается к санчасти. Во время ветра мы устояли, в наводнение, наверное, не устоим. Многие солдаты нарядились в противохимические костюмы, некоторые бегают босиком, в одних трусах. Наш бассейн полон воды, в нем устроили купание, пока командир не разогнал.
Сейчас резвятся, а потом будут болеть. Наши ребята тоже не унывают, делают всё, что велишь. Ничто так не дисциплинирует и не сплачивает людей, как серьезное дело или экстремальная ситуация. Сорокин и Мирошниченко несколько раз лазали спасать крышу нашей казармы, Петров всю первую ночь спасал палатку. Все таскаются с едой, не ропщут. Аптеку мы свою растащили по сухим углам, укрыли брезентом, документы принесли к нам в комнату. Организовали две запасные амбулатории: у нас в комнате и в санитарной машине. Продолжаем лечить больных, не свертываем своих дел.
   От урагана особенно сильно пострадала наша провинция Ори- енте, в частности, у Сантьяго-де-Куба, в горах Сьерра-Маэстра, у Банеса. У нас в 4-ом дивизионе повалило все казармы, потеряна связь с 3-им дивизионом. Размыло шоссе между Ольгино и Туна- сом. Сегодня наши делали несколько попыток пробраться в 3-ий и 4-ый дивизионы с хлебом, но безуспешно. Говорят, что сегодня здесь проезжал Фидель, по размытой дороге его перевозила амфибия. Наши вернулись из Гаваны и рассказывают, что в Камагуэе самое настоящее наводнение: вода в городе поднялась до полутора метров. За Камагуэем были видны большие разрушения: вывороченные с корнями и поломанные деревья, снесенные с домов крыши, разрушенные халупы. Да, этот ураган нанесет большой ущерб Кубе. Это опять ляжет тяжелым ярмом на шею нашего народа: надо будет ликвидировать последствия урагана. Говорят, что октябрь здесь не счастливый, подвержен политическим и природным катаклизмам. Подобный ураган на Кубе был где-то в 1933 или 1935 году.
   Ураган длился четверо суток и закончился в ночь с 7 на 8 октября. Всё постепенно входит в нормальную колею.
   В нашем новом дивизионе у Нуэвитаса большое несчастье: там потерялось 5 человек. Труп одного из них уже нашли, других ищут, но они, по-видимому, тоже трупы. Приехал оттуда Даниленко, который во время урагана был там, и рассказал, как всё это произошло. Дивизион расположен на ровном низком месте, недалеко от него — речка, пересыхающий ручей. В этой речке накопилась вода и прорвалась оттуда, заполняя окрестности. Уровень воды до метра поднимался очень быстро, позже вода прибывала медленнее. В период быстрого прибытия воды было сильное течение. В это время шесть человек послали забрать оружие из пирамид — их снесло течением. Другие пошли запастись провизией в каптерку — их тоже снесло. Третьи вызвались спасать первых и вторых и сами оказались в их положении. Всего таким образом снесло 12 человек. Все или часть из них оказались на деревьях метрах в 150 от дивизиона. Там они сидели всю ночь, тщетно взывая о помощи. А вода всё прибывала, дождь и ветер хлестали с новой силой. Утром более сильные и выносливые решили спасаться сами, начали плыть, зацепились за забор с колючей проволокой. Таким образом спаслось 7 человек, а 5 исчезло бесследно. Очень неприятный сюрприз принес нашему полку новый дивизион. Во всём этом рассказе чувствуется, что там отсутствовала разумная организация в экстремальной ситуации. Думаю, что виновных найдут и накажут, за этим в армии не постоят. Сейчас весь личный состав дивизиона сняли вертолетом и перевезли в Камагуэй, часть из них лечится в лазарете: кто от простуды, кто от испуга.
   Во 2-ом дивизионе нашли, наконец, трупы всех 5 утонувших во время урагана солдат. Двое из них утонули тут же, у деревьев, остальных отнесло подальше. Один из них заканчивал службу. Сейчас дивизион будет перебазироваться на другую позицию.
   Фидель отказался от помощи американского Красного Креста в связи с ураганом на Кубе. Кажется, они загибают, но им виднее.
   Работники министерства связи Кубы согласно решения, принятого правительством, конфисковали из почтовых посылок, поступивших на Кубу из США и других враждебных Кубе капиталистических стран, 27000 пар обуви, 38367 предметов верхней одежды, 95804 платья, 58089 предметов детской одежды и другие товары. Всё конфискованное имущество направляется в пострадавшие от стихийного бедствия провинции Кубы.
   Выступая на Северном Кавказе, Хрущев сказал, что мы закупаем в этом году много миллионов пудов хлеба в Канаде и Австралии, так как своего хлеба у нас в связи с засухой не хватает. Это первая закупка хлеба Россией за границей с незапамятных времен. При условии экономного расходования хлеба, отметил он, нам его теперь хватит. Данное высказывание говорит о многом. Оно подтверждает слухи об очередях за хлебом в СССР. Этот год, судя по всему, был не такой уж и засушливый. Просто мы сплавили свой хлеб нашим многочисленным зарубежным друзьям, а себе вынуждены закупать за границей. Здесь уже ходит такая поговорка: «Пшеничку сплавили за граничку, а кукуруза смеется — дома остается». Говорят, что на Казанском Кремле ночью нарисовали голого по пояс Хрущева, от одной груди которого, насосавшись, отвалился китаец, а к другой присосался кубинец. О каком росте животноводства, в частности свиноводства, может быть у нас теперь речь, если людей призывают к экономному расходованию хлеба. Вот так решили у нас в стране зерновую проблему. Вот вам и целинные земли, вот вам и кукуруза!
   Ураган, бушевавший в Карибском море, назвали «Флора». Особенно сильно пострадали от него острова Тобаго, Гаити и Куба. Разрушено 2/5 территории Гаити, там погибли 4 тысячи человек и 100 тысяч остались без крова. Остров Тобаго почти весь разрушен. На Кубе пострадали в основном восточные провинции: Камагуэй, Ориенте, Лас-Вильяс. Имеются человеческие жертвы, сколько — неизвестно, во всяком случае не менее тысячи человек.
   Хрущев в телеграмме выразил соболезнование народу Кубы в связи с постигшим его бедствием, наш Красный Крест выделил пострадавшим на 100000 рублей медикаменты и продовольствие. Наши заявили, что помогут Кубе в ликвидации последствий урагана. Но хорошо теперь, что не нужно далеко возить хлеб из России, мы его, оказывается, закупаем в США и Канаде и везем оттуда прямо на Кубу. Вот и доругали Америку, а сами пошли к ней с протянутой рукой за хлебом.
   Секретарь партии в Камагуэе снят Фиделем за то, что оказывал населению помощь во время урагана за плату.
   Сейчас все наши газеты трубят об увеличении производства минеральных удобрений, в них напечатано письмо ЦК КПСС работникам химических заводов. Минеральные удобрения и поливные земли — это всё не плохо, но вряд ли они решат проблемы нашего сельского хозяйства.
   Поездив по Кубе после урагана, я составил общее представление о его последствиях. Повсюду, особенно от Тунаса до Камагуэя, видны поваленные деревья, в Камагуэе повален почти весь парк в центре города. Везде ощущается тухлый запах разлагающихся животных, погибших во время урагана, кое-где видны их трупы. Из 400 разрушенных в Камагуэе домов (по сообщению прессы) не видел ни одного. По пути от Тунаса до Ольгино почти полностью уничтожены плантации бананов, в 3-х местах разрушены мосты. На наше диво, халупы в Тунасе все целы, построены, значит, крепко. Последствия урагана быстро ликвидируются, мертвых похоронили, но кое-откуда еще до сих пор вывозят семьи пострадавших.
   18 октября от Тунаса до Ольгино разразился сильнейший ливень, и опять повсюду наводнения, опять спасение пострадавших, опять разрушенные дороги.
   В районе Нуэвитаса погибло вместе с русскими 19 человек. В восточных провинциях гибли целыми семьями, они у них большие (по 7-8 человек). Всего погибших предполагается тысячи две.
   Наш пострадавший дивизион Моторного вытащили на гору и теперь он виден со всех сторон. Это явно нехорошая позиция, но страх перед низинами погнал их в горы. Обвевают их сейчас все ветры. На горе много кустарника, в том числе ядовитого. Там расчистили место, поставили палатки, очищают от грязи технику и сами очищаются. Они чувствуют себя немного именинниками, к ним приковано всеобщее внимание, начальство всех рангов валит туда валом. Люди работают днем и ночью, горят на работе в прямом и в переносном смысле. У них начались сейчас заболевания, похожие на москитную лихорадку, это всех пугает, думают, что это тиф или что-то в этом роде. Из-за этого я и пропадал там в субботу и в воскресенье.
   Некоторые подробности последних событий, поведанные мне Петей (в его редакции, надо учесть). Во время урагана в Камагуэе находился маршал авиации Савицкий со свитой. Командир дивизии с самого начала докладывал ему о необходимости эвакуации нашего дивизиона, но Савицкий сказал, что этого делать не следует, у нас, мол, в Сибири не то бывало, но не паниковали. Виноват в гибели людей и Даниленко, командовавший там спасением имущества, но не предусмотревший возможности гибели людей. Комдив на амфибии со свитой пытался пробраться в дивизион. Амфибией правил кубинец, она оказалась неисправной и чуть не погубила эту спасательную экспедицию. Двое солдат упали в воду и их едва спасли. Автомобилисту дивизии, притворившемуся больным и не явившемуся на вызов командира дивизии отремонтировать амфибию, здорово попало: его исключили из партии и хотели судить судом офицерской чести, но он грозился самоубийством.
   Савицкий, оказывается, большой самодур. Во время урагана он несколько раз вызывал Петю по пустякам, требуя то одного, то другого лекарства. Санорин, например, искали по всему городу. В общем, любит мужик лечиться. Где бы он не появился, везде издевается над медиками. В Союзе посылал самолет за медикаментами куда угодно, даже за границу.
   Весь ураган они пьянствовали, пили коньяк и заедали курами.
   Согласно обнародованным официальным данным, на Кубе во время урагане погибло 1200 человек и более 100 тысяч потеряли всё свое имущество. По нашим неофициальным данным, цифра 1200 явно занижена, а цифра 100 тысяч — завышена. Правительственная пропаганда утверждает, что если бы не было партийного руководства и помощи Вооруженных сил, то погибших было бы 20-30 тысяч человек. Смелое заявление! Можно подумать, что во время урагана спасение утопающих не было в основном делом рук самих утопающих. Даже на такой трагедии правители стараются нажить себе политический капитал.
   В Ольгинском госпитале ряды всё редеют, там появились новые лица. Я прошел медицинскую комиссию, не надеясь в душе на всю эту затею. Там двое врачей с нашего факультета, выпускавшихся раньше меня, они говорят, что нет еще разнарядки и что я слишком рано всё затеваю.
   Петя рассказал мне интересные факты из нашего недавнего прошлого. Оказывается, русские женщины, находившиеся в Камагуэе, устраивали с кубинцами, в частности с неграми, свои интимные дела, причём за песо (10 песо за визит). Существовала целая очередь к ним. Когда узнали об этом солдаты, то автобус с женщинами забросали камнями, поэтому их быстренько убрали с Кубы. И до чего же наши бабы падки до иностранцев! Возможно, им захотелось попробовать чернокожих? Да и перестроились они очень быстро со свободной любви на платную.
   Сегодня у нас произошел неприятный инцидент. В мое отсутствие в офицерскую столовую дали порченое мясо. Начали гадать, что с ним делать. Смотрели его Витя, Сергей и Таня и пришли к выводу, что его можно использовать после соответствующей обработки. При этом Таня сказала, что дома она это мясо не использовала бы. В обед начальник столовой, кстати говоря, однофамилец и земляк командира, уже раньше цеплявшийся к Тане, при всех обвинил ее в невежестве и небережливости государственного имущества. Таня обратилась к командиру, который вызвал к себе всех: и медиков, и продовольственников и начал ругать Мамедова. Но тот, как уж, начал выкручиваться перед командиром, выставлять себя святым, всячески чернить Таню и медиков вообще. Командир объявил ему строгий выговор.
   По словам фельдшера второго дивизиона, ездившего в Гавану на похороны погибших во время урагана солдат, там уже похоронено 49 русских, среди них одна женщина — медсестра из Ольгинского госпиталя.
   Колонна наших машин ехала из Гаваны. По дороге они стукнули кубинскую машину с курами. Дело было ночью, решили посмотреть нанесенный ущерб и зажгли спичку, при этом загорелись и сгорели куры (400 штук) и машина. Кубинцы требуют возместить убытки.
   Во 2-м дивизионе двое солдат пошли в самоволку в Нуэвитас, напились, сели в кубинскую машину и уехали в сторону Камагуэя, но наскочили на столб возле дороги. Машину разбили, сами целы и невредимы. Кубинцы требуют возвратить им исправную машину, ту же пригнали в дивизион.
   В одной только провинции Ориенте, по данным Даниленко, погибло от урагана 2000 человек.
   «К нам едет генерал!» Молва о приезде генерал-полковника Гречко разнеслась по всей провинции Ориенте. Первый раз за всё время пребывания на Кубе они изволили объехать войска. Командир от ЧП и ожидания начальства ходит злой, как тигр, не подступись. Есть от чего злиться: земля горит под ногами. Летает генерал на вертолете и ездит на «Волге». Свой визит в полк он начал с 4-го дивизиона, где был 23 октября, потом посетил 3-ий дивизион, а сейчас прибыл к нам. Это мужчина высокого роста, на вид добродушный, простой. Ходит, смотрит, расспрашивает, интересуется в основном ураганом и его последствиями, замечаний не делает. Наши очень старались накормить его повкуснее, три раза готовили пищу, подготовили и спиртное, но он не соизволил откушать. Зато после его отъезда Пузырев и Даниленко выпили и закусили изрядно и весь день были пьяные. Сожрали при этом все куриные ножки, которые были изъяты из нашего рациона, нас же потом два дня кормили шеями и хребтами.
   В продовольственный склад из Союза привезли несколько ящиков яблок (яблоки на Кубе не растут), но никак они не дойдут до потребителей, хотя командование и все имеющие туда доступ едят их уже давно. Нам едва достался килограмм.
   Уехала от нас большая группа промышленников, производивших осмотр и ремонт ракет и станций. Сразу стало свободнее дышать, а то в столовой было не протолкнуться.
   Сейчас на Кубу идет масса наших теплоходов с продовольствием и промышленными товарами в качестве помощи пострадавшим от урагана. Интересно, додумаются ли помочь чем-либо семьям пятерых погибших во время урагана наших солдат? Думаю, что отделаются отпиской: «Погиб при исполнении служебных обязанностей».
   Вчера у нас показывали кинофильм «Полноводие» из жизни деревни. Заворачивают там бабы, мужчины все отсталые, один из них показан явным собственником-единоличником. Его молодая жена, Герой Труда, существующая скорее всего только в воображении сценариста и постановщика фильма, страшно передовая, сознательная женщина. Характерно отношение зрителей к фильму. Прозвища «Дунька с трудоднями», «доярка» последние дни у нас стали нарицательными. Вот такое укоренилось у нас отношение к сельскому труду.
   Прибывший по замене новый начальник политотдела Крюков оказался хуже, точнее тупее прежнего. Да здесь, по-видимому, дело не в личности, а в порочности методов работы наших политработников. У меня с ним с самого начала не сложились отношения. Не разобравшись в существе дела, он начинает кричать, грозиться, а потом бежит к командиру с доносом. Единственное, что его беспокоит — это посещаемость политзанятий. По-видимому, решил нас здесь подковать политически на все четыре конечности. Всем остальным он интересуется мало, только тогда становится страшно деятельным, когда допустишь хотя бы маленькую оплошность на  службе.