Держись, геолога жена!

Тамара Бакшт
                А путь и далек и долог,
И нельзя повернуть назад,
Держись, геолог! Крепись геолог!
Ты – ветру и солнцу брат!


На небольшой станции с красивым названием Малиногорка в наш плацкартный вагон ввалились бородачи с рюкзаками, спальными мешками, ящиками и какими-то тюками. Пахнуло лесом, дымом от костров.
Их шумное и веселое рассаживание по местам, расталкивание по верхним полкам багажа привлекло всеобщее внимание.

Моя попутчица, миловидная женщина с темно-русыми волосами, назвавшаяся Валентиной, тоже не без интереса посматривала на них. Надетый в вагоне халатик сделал ее по-домашнему уютной. Легкая картавинка придавала ее речи особенную привлекательность и располагала к разговору. Посмотрев на бородачей, она сказала:
 - Геологи возвращаются с полевых работ.

Была уже глубокая осень. Замерзшая земля покрылась легким налетом снега. Для меня полевые работы были связаны с пахотой земли, севом и уборкой урожая. И я спросила свою соседку:
 - Откуда вы знаете, что геологи, и что за полевые работы?
 - Подруга моя замужем за геологом. Он в поле в мае уезжает и возвращается осенью. Это только так называется «поле», а на самом деле это лес и горы, и весь период работы на местности называют «полевой сезон». Насмотрелась я на их семейную жизнь.
 - Ну и что? Плохая жизнь?
 - Нет почему? Хорошая, хотя, как сказать, не всякому такая жизнь под силу.

Бородачи уже уютно устроились с той несуетной обстоятельностью, которая вырабатывается годами бродячей жизни, с умением чувствовать себя везде, как дома. Разложили еду, заказали чай.
За окнами быстро темнело. Мелькали огоньки дальние и ближние. Я спросила Валентину:
 - Ну, и как же живет ваша подруга со своим мужем геологом?
 - Да живет... Трое детей у них. И, представьте себе, все родились в июле – сентябре. Приедет вот в это время муж домой, наскучаются. К концу следующего полевого сезона уже гулькает и улыбается в кроватке то дочка, то сынок.
 - А что же, и в роддом не провожает?! – удивленно и даже возмущенно спросила я.
 - Какой роддом! У нас же поселок. В нем экспедиция базируется. Не роддом, а родиль-ная палата в сельской больнице. Нет, иногда успевает встретить после выписки. Сообщение можно по рации послать. Он начальник партии, всегда может найти заделье, чтоб приехать ко времени.
 - А кто же с малышом помогает?
 - Когда третьего родила, ее мама приезжала из другой области, а так все сама. Сейчас уже дети большие, учатся. Да, детский сад свой экспедиция построила. А то ведь и работать надо, так детей или у пожилых соседок оставляла, или, если кто соглашался, нанимали нян-чить. Квартиры у них в экспедиции – обычные деревенские дома с огородом. И печку топить надо, и дрова поколоть, и воды наносить.
 - А где она работает?
 - Вместе мы в школе работаем. Я математику преподаю, она русский и литературу. У геологов жены, в основном, то учителя, то медики. Есть которые и в геологии работают, вме-сте с мужьями ездят, еще и детей маленьких с собой берут. Но женское ли это дело? Все равно со временем пристраиваются на работу в контору.
 - Как же она все успевает ваша подруга? Когда за собой-то следить?
 - Лохматая и грязная не ходит. И дети ухожены, и дома порядок, - обиделась за подругу Валентина.

Помолчала, как будто что-то вспоминая.
 - А сколько через их дом людей чужих прошло, и не выскажешь! – снова заговорила она.
 - Как это, чужих? – спросила я заинтересованно.
 - Возвращаются с практики студенты – будущие геологи, им ехать дальше на учебу, а расчет еще ждать надо. Где остановиться? «Зайдите ко мне домой, там вам место найдется», - скажет начальник. Вот они и заходят, и живут день, два, три…
 - Другой раз забежишь вечером, ступить на пол, кроме кухни и спальни, негде: везде
постели настелены. Это летом и осенью, а зимой командировочные всякие. Уезжают, благодарят, обещают писать. Бывает, пришлют к празднику открытку, а потом все забывается. Да она и не в претензии, обычное дело, помогла людям и ладно.

 - А как они с мужем отдыхают-то? Ездят куда или как? – поинтересовалась я.
 - А вот посудите сами: она в школе работает – у нее отпуск летом. А он все лето работает – отпуск зимой. Пока дети маленькие были, ездили только по ближней родне, больше по праздникам. А то он приедет летом и заберет ее с ребятишками с собой. Недели две-три живут в палатке на природе. Когда дети подросли, стал брать с собой то одного, то другого, а то и двоих сразу. Вот маме и отдых.
Но было, они раза два вдвоем ездили и в дальние поездки. Ее мама домовничала.
Опять помолчали...

 - Беспокойная у них жизнь. Вот в прошлом году уже половина октября, ждет его, волнуется: ведь холодно в палатках, а вместо самого письмо приходит. Раньше времени в горах выпал снег и идет уже третий день, а чтоб закончить работу, надо дней десять. В снегопад в маршрут не пойдешь. Пишет, что в каждой палатке поставили железную печку, топят кругло-суточно. Дымят, как паровозы. А снаружи с палаток сосульки свисают. Машина «газик» сломалась, да и не выехать по такой дороге. Поэтому, вместо хлеба – сухари. Но котлопункт –  это кухня общественная, работает. Утеплили ее летний вариант тентами и брезентом. Раз в горы не выходят, завтрак поздно, в 10 утра.

Люди заняты укладкой вещей, упаковкой проб. Всем хочется домой, у каждого свои заботы и планы. У одного жена должна родить, у другого скоро сессия (учится заочно), третий – молодожен.
С нетерпением ждут, когда за ними большая машина придет, и может быть за это время доделают работу. Добровольцы, которые пошли в ближайшее селение за сигаретами, отнесли письма на почту.
Еще почти неделя прошла до их приезда. Все обошлось благополучно, хотя часть невыполненной работы перенесли на весну.
 - Какая-то невеселая у них жизнь, - сказала я.

Помолчали. И вдруг Валентина оживилась:
 - А праздники устраивают веселые! И шутки, и розыгрыши, и песни, и танцы. А в Новый год и ряжеными отплясывают. Дома у геологов выстроены на двух хозяев. За стеной такая же семья. Так, то в одной половине, то в другой устраивают застолье в майские, октябрьские праздники, в Новый год, дни рождения отмечают, но всегда и особенно День геолога. Детей сведут в одну половину дома, угощенья им наставят, а сами с друзьями веселятся в другой половине. Сбегают за стенку, детей проведают, а те там и уснут. Потом спящих их домой уносят.
 - Пьяных в дугу я в их доме не видела. Обычно они как-то свои экспедиционные собираются, но мы вот с мужем в друзья попали, в одной с ними компании не один год уже.
 - Они и в свой экспедиционный клуб на праздники ходят, - продолжала Валентина. - И в самодеятельности участвуют в своих коллективах. И все как-то у них дружно и складно. И никакой скуки в доме. И другие семьи геологов, которых я знаю, так же живут.
Я принесла чай на двоих. Мы разложили свои припасы и, угощая друг друга, поужинали. Я восхитилась ее пирожками, а она с удовольствием съела мою котлетку.
 - А держит твоя подруга какое-нибудь хозяйство: кур, гусей, а, может быть, корову? Детей-то много, - поинтересовалась я
 - Нет, конечно. И времени нет, и сноровка в этом деле нужна, да и без помощи и с малыми детьми трудное дело. Покупают, что надо. Деньги полевикам-геологам платят хорошие. Им есть, чем заняться: и книги по подписке получают, и слайдами и фотографией занимаются.

Бородачи уже угомонились, да и другие пассажиры уже укладывались спать. Мне захотелось спросить Валентину еще об одном, что волновало меня.
 - Послушайте, - понизив голос, обратилась я к ней. – А как же у них между собой? Столько людей, вернее, мужиков у нее ночуют, а он не ревнует? Молодые же!
 - А она как? – в пику мне спросила Валентина. - Ведь он все лето в лесу. А там и геологини, и поварихи разбитные, и студенточки молоденькие? В маршруты вместе ходят…
Я пожала плечами. Мы помолчали. И с какой-то затаенной завистью она сказала:
 - Видно, верят они очень друг другу и любят. Ведь без любви такая жизнь в постоянной разлуке показалась бы каторгой.
Мы стали укладываться. Поразмыслив некоторое время на тему: сколько людей, столько судеб, я заснула.
Среди ночи моя попутчица сошла на своей станции.

А я потом, когда слышала о делах и заслугах геологов перед Родиной, всегда вспоминала о неведомой мне самоотверженной жене, ставшей для своего мужа надежным тылом, подругой, хозяйкой дома, матерью его детей. Фиг, чего бы они добились, эти геологи со своей романтикой, если бы не было их верных и преданных жен!
Томск, 2004