Да под тюремною кровавою стеной

Юрий Извеков
Анна Ершова:
- Готовый задник для спектакля об окраинах России или Запада Америки начала прошлого века.
Сергей Чурилов:
- Не, проводов много. На начало прошлого века не потянет.
Анна Ершова:
- Я видела такие провода 60 лет назад в Забайкалье. Это эл. и телефонные провода. Думаю и сейчас так же. Читинская область сильно отстаёт от остальной России. Там нет огромных предприятий, ГЭС...
Юрий Извеков:
- ГЭС на Ингоде, Ононе или Читинке - да вы что? - зато есть огромная ГРЭС.
Сергей Чурилов:
- Дык не начала же!
Анна Ершова:
- Это я об Америке. У нас в это время там буряты кочевали. Только после революции осваивали те места где были полезные ископаемые. А до этого там каторжники работали, в том числе и декабристы.
Сергей Чурилов:
- Дык, декабристы и осваивали эти самые ископаемые! Золотишко, серебро и прочие.
Анна Ершова:
- А раньше другие каторжники уголовные. На руднике Акатуй , где наша семья жила, был был знаменитый декабрист Лунин и там же знаменитый вор Ланцов, который совершил неудачный побег, его подстрелили на стене тюрьмы. Местные жители сохранили эту стену и подкрашивали кровь на ней. Думаю и сейчас это есть. А у Лунина там ухоженная могила на сопке. Сибиряки всегда привечали каторжников -любых.
Юрий Извеков:
- Вот песня про Ланцова, записаная в 1982 году в Нерчинске.

***
Звенит звонок насчет проверки.
Ланцов задумал убежать.
Он быстро печку разбирает,
А там его красавица-жена.
Её он за руку хватает
И в прямо дырку лезет от трубы.
Вокруг товарищи стояли -
Никто-никто не смотрят на него.
Глаза все все в землю опустили
И молча-молча крестят молодца.
Тут стража горная ворвалась -
Стреляет в дырку прямо от трубы.
Жена-красавица упала
И прямо мертвая в золу на кирпичи.
Ланцов по крыше пробегает.
Ой, да посерёдочке, да по самому коньку, по гребешку.
На стену рысем залетает -
Настигла пуля молодца.
Лежит, лежит он посерёдке,
Да под тюремною кровавою стеной.
По снегу тихо кровь струится,
Глаза закрыты не глядят.
И молча тёмными рядами
Вокруг товарищи стоят.
И даже стража побледнела,
А тот солдатик, что попал,
Молчит и губы посинели,
И молча-молча плачет про себя:
- Ах! Ах! Ах, что же я наделал,
Зачем в Ланцова я попал,
Теперь всю жизнь мне будет сниться
Ланцов, разбойник удалой,
Как он лежит в снегу под стенкой,
Кровь тихо капает с него.


 Еще один вариант записи:
*
Звенит звонок насчет проверки.
Ланцов задумал убежать.
Он быстро печку разбирает,
А там красавица-жена.
Её он за руку хватает
И в дырку лезет от трубы.
Вокруг товарищи стояли -
Никто не смотрят на него.
Глаза все все в землю опустили
И молча крестят молодца.
Тут стража горная ворвалась -
Стреляет в дырку от трубы.
Жена-красавица упала
И прямо мертвая в золу.
Ланцов по крыше пробегает.
Ой, да посерёдочке, да по самому коньку.
На стену рысем залетает -
Настигла пуля молодца.
Лежит, лежит он посерёдке,
Да под тюремною кровавою стеной.
По снегу тихо кровь струится,
Глаза закрыты не глядят.
И молча тёмными рядами
Вокруг товарищи стоят.
И даже стража побледнела,
А тот солдатик, что попал,
Молчит и губы посинели,
И молча плачет про себя:
- Ах, ах! Ах что же я наделал,
Зачем в Ланцова я попал,
Теперь всю жизнь мне будет сниться
Ланцов, разбойник удалой,
Как он лежит в снегу под стенкой,
Кровь тихо капает с него.

От того же исполнителя, то ли подчищенный, то ли исполнитель не так заходился, как при мне.

Анна Ершова:
- Спасибо, Юрий за песню. Я ее частично знала. На руднике её пели не всю. Мой отец любил её петь, и брат сейчас поёт, который во Владивостоке. я её сохраню.
Наталия Флоренская:
- !!!!!!!! "на стену рысем" !!!!!!!!!
Юрий Извеков:
Да, так тогда и было. "Рысев" тогда полно было, даже из острога сидельцы их видели, а на воле-то, чё было. Полно, одним словом.
Наталия Флоренская:
- Чудесно ... так и представляется картина..... рысем!!!!
Василий Иванченко:
- А записывали в транскрипции? Здорово! Ермолинский про Лунина "Голубую звезду" ямбом написал и удивился сам, когда я ему продекламировал страницы случайные.
Юрий Извеков: Так это уже не фонетическая запись - слегка подправил, я же не для диалектологов публикую.
Татьяна Лазарева:
- Вот это да...