Последний порт Португалии

Александр Дед
Последний порт в Португалии нашего 6-месячного контракта. Работаю в греческой компании. Экипаж наш, Питерский.
Мы гуляем по сырому городу с мотористом Игорем, моим старым корешем. С ним ходили в одном экипаже еще в БМП (Балтийское Морское Пароходство) и куролесили в Никарагуа. По моей просьбе он направлен на мое судно, и теперь мы работаем вместе. Игорь в должности третьего механика, я Дедом. Немного обижен на меня за строгий спрос в рейсе, но ничего ,«поймет и простит». Позже.

Не торопясь идем по улицам старого города. Улицы узки, выложены булыжником. Дождит, сыро. В магазинчиках перерыв, час сиесты. Гулять нам так,  еще целый час, до их открытия  и мы заходим в припортовую пивнуху. Пивная  даже не пивная, а скорее столовая для портовых работяг. Большинство и сидят в ней в рабочем. Народу много, кто пьет пиво, кто перекусывает, что-то обсуждают. С трудом находим свободный столик. Мой друг Игорь выделяется размерами- рост за  185,вес за 120 кг. Крупная голова на мощной шее, кулак с голову пионера. Стул под ним трещит, кулаки ложатся на столик. Оглядываемся. На нас тоже оглядываются, чувствуя не местных. Подходит официант. «Откуда?» «Русские». Я заказываю кофе, Игорь-пиво. Работяги что-то втолковывают официанту по-своему, оглядываясь на нас и улыбаясь. Официант возвращается. Приносит мой кофе, и пиво Игорю. Все вокруг пьют пиво из пол литровых бокалов. Перед Игорем ставят литровую кружку. Большую литровую кружку. Мы слегка в растерянности, и окружающие начинают смеяться, глядя на нашу реакцию. На мой вопрос, почему кружка таких размеров, официант объясняет с улыбкой, что это презент для Игоря от заведения. «Ваш друг большой, поэтому и кружка должна быть большой». Мы тоже начинаем улыбаться. Игорь поднимает кружку вверх, приветствуя окружающих. Те ответно поднимают свои бокалы. Посидев в тепле и допив, я кофе, а Игорь пиво, уходим. От второй кружки пива Игорь отказывается-обоссусь. Я расплачиваюсь только за кофе .Нас провожают доброжелательные взгляды.

Время у нас есть, гуляем по магазинчикам, выбираем подарки женам и детям. На судно вернемся, когда захотим сами. Свежо, нагуливаем аппетит. Решаем найти кафешку и поесть морепродуктов. На судне кормят хорошо, но все приелось за полгода. Шеф-повар, он же один.
Находим маленькую кафешку столиков на пять-шесть. Посетителей нет, они появятся к самому вечеру, после работы. Будут сидеть здесь, потягивая один-два бокала, за весь вечер. Курить, общаться и смотреть телевизор. Часов в семь –восемь разойдутся по домам и улицы городка опустеют. Заходим. Дежурный вопрос-ответ «Откуда?»- «Русские».

Смотрим меню. Заказываем королевских креветок. Игорь, боязливо посматривая на меня, просит рюмку водки для согрева. Для наглядности зябко передергивает могучими плечами. Выдерживаю паузу: «Надо было теплее одеваться». Тот чешет затылок могучей рукой бывшего моториста и огорченно вздыхает. «Пей, гад»- сжаливаюсь я. Тот оживляется и подзывает официанта. Заказывает рюмку водки. Официант подходит к хозяину, который стоит за стойкой и внимательно разглядывает нас. Хозяин молча лезет куда-то вверх, к бутылкам, стоящим  на самых верхних полках. Достает початую на 2/3 бутылку водки и отдает официанту. Тот ставит ее перед Игорем и приносит стопку. Мы оба удивлены, но везет сегодня Игорю на халяву. Хозяин объясняет, что  никогда не видел, как русские пьют водку и хочет увидеть это своими глазами. Слышал,но не видел. А водка-презент от него. Губы Игоря расползаются в широкую улыбку. Что-что, а тут он спец!
 Игорь встает, подходит к стойке, и берет пивной бокал на 350 грамм. Ну, а дальше, ничего удивительного для меня. Видел сто-пятьсот раз. Наливает стакан почти до краев и, выдохнув в сторону, выпивает не отрываясь. Крякает и неторопливо  закусывает креветкой. Хозяин наблюдает за нами из-за стойки с нарастающим интересом. Когда ,с коротким интервалом, Игорь хлопает второй стакан, хозяин  показывает ему большой палец. Официант приносит нам тарелку с поджаренным хлебом, хозяин тянет с полки вторую бутылку. С камбуза выглядывает любопытный повар и прислуга.
 
Ситуация оживляется вместе с хозяевами. Игорь, на всякий случай, просит меня: «Спроси, вторая тоже, за их счет?» Я киваю. В глазах друга появляется озорной блеск. Я очень хорошо знаю этот блеск у него в глазах  в предчувствии хорошей выпивки. Машу рукой-пей, хрен с тобой. «Щас увидите португалы, как русские пьют». Сам не пью, возможно, придется за Игоря и вахту постоять. Игорь машет  вторую бутылку такими же дозами и в хорошем темпе. Нам приносят какой-то смешной счет и провожают до выхода. Что-то лопочут между собою. Любопытство удовлетворено за счет заведения.

Все-таки пришлось вахту постоять за кореша. Устал дружбан за прогулку. Холодно было и сыро. То ли осень, а может и португальская зима, не помню уже.