40 лет Сиднейского Марди Гра Парада

Алекс Суханов
Рассказ
(из серии «Австралийские Истории»)
С 40 годами страсти, гордости и протеста Сиднейский гей - лесбиянский Марди Гра парад вырос до какой-то цирковой феерии и буфонады, которая заставляет людей в Сиднее не только развлекаться, но и задуматься о  проблемах, затрагивающих всех, а не только этих представителей ЛГБТК по всему миру.
В свой 40-летний юбилей Марди Гра парад выглядит как самый большой и захватывающий цирк  с этим искрящимся и шумным шествием более 200 групп и платформ, демонстрирующими лучшее, что может предложить ЛГБТК сообщество. Лесбиянки на велосипедах, размалеванные карнавальные персонажи, герои этого сообщества и странные исполнители смогли присоединятся к группам ЛГБТК  и их союзникам из всех слоев общества, чтобы создать это странное  шоу, похожее скорее на шабаш.
Итак, сиднейский Марди Гра парад отметил свое 40-летие - и  это его первое празднование после того, как Австралии проголосовала за равноправие однополых браков. Для многих, включая автора этих строк, было неожиданно и странно, что 10 % ЛГБТК членов от всех проголосовавших набрали около 60% голосов на референдуме «за равноправие однополых браков» 2017 года в Австралии. Какое значительное изменение в сознании населения страны не могло произойти за последние 40 лет, и, видимо, оно проголосовало только за «равноправие», не замечая, что «однополых браков» быть не может ни по каким морально-религионым канонам, а возможно только однополое партнерство.
Брак – это прежде всего союз мужчины и женщины для создания семьи – ячейки общества, с целью естественное производства потомства и продолжения рода.
Об этом говорит любая религия и вся история человечества.
27 лет тому назад, когда я прибыл в феврале в Сидней, меня сразу пригласили на Марди Гра парад посмотреть как какое-то важное событие, обещая, что подобного зрелища «голубых» и лесбиянок в карнавальных костюмах (и без них!)  я еще не видел. Ну и что? Что они праздновали -то? Так я увидел этот плотский шабаш странных персонажей, о которых немного знал, но после этого  решил, что больше я туда ни шагу.
В нашей стране они тоже, конечно, были, но нелегальны, поэтому и  вели себя как-то скромнее, без этой показухи и вызывающей наглости – мол смотри, вот мы какие!
Немного истории
 Марди Гра (Mardi Gras) в переводе с английского значит « Масленица во вторник» или «жирный вторник» и зто относится к событиям празднования- карнавала, начиная с христианских праздников Богоявления (День Трех Королей) и с кульминацией - дня накануне Пепельной среды. «Жирный вторник» отражает практику последней ночи, когда поедают более жирные продукты до ритуального голодания в посте.
Подобные популярные практики связаны с празднованием Масленицы перед постом и религиозными обязательствами, связанными с покаянным сезоном Великого Поста. В таких странах, как Соединенное Королевство, Марди Гра также известен как «Масленица», которая происходит от слова «shrive», что означает «признаться».
Карнавал является важным праздником в англиканских и католических европейских странах. В Соединенном Королевстве и Ирландии период за неделю до Пепельной среды называется «Масленица», заканчивающейся на Масленицу во вторник. У этого есть свои популярные праздничные аспекты. Блинчики - это традиционная еда. Блинчики и связанные с ними жареные хлебцы или пирожные, сделанные с сахаром, жиром и яйцами, также традиционно потребляются в это время во многих частях Латинской Америки и Карибского бассейна.
Получается, что ЛГБТК сообщество отмечает религиозный праздник Марди Гра, но вносит в свой парад-шоу свои идеи и символы, от которых верующие люди просто отворачиваются сейчас, а не так как 40 лет тому назад, когда они воспрепятствовали этому шествию, разогнав его с помощью полиции.

1.Это было 24 июня 1978 года.

Для г-жи Роу - 27-летней английской иммигрантки, которая всю жизнь боролась с ее сексуальностью и была трезвой после многих лет злоупотребления психотропными веществами, это был хороший день, когда все в ее жизни, казалось, улучшилось.

Она шла вместе со своими друзьями - парнями-гомосексуалистами и лесбиянками, и была частью группы из нескольких сотен человек, собравшихся для первого в истории Сиднея Марди Гра парада.
Это был День Гей-Солидарности - серии торжеств, которые возникли во всем мире после беспорядков в США, вызванных полицейским рейдом в нью-йоркском гей-баре в 1969 году. Настроение в ту ночь было более праздничным, чем политическим, как вспоминала г-жа Роу.
1970-е годы в Австралии были гнетущим - и время от времени опасным для гомосексуалистов и лесбиянок.
Гомосексуализм по-прежнему был незаконным в Новом Южном Уэльсе (NSW) в 1978 году, а гомосексуалисты  ежедневно сталкивались с беспрепятственной гомофобией.
Г-жа Роу полагала, что это была часть исторического социального консерватизма Австралии, и она была отражена во всем: от культуры, жестокости полиции и гей-рейдов, и до жестокого языка и дискриминации на работе.
Марк Гиллеспи -теперь академик из Сиднейского университета, в этот день был тоже участником марша. Годы спустя он расскажет в «Беседе», что это был большой риск для его, как  школьного учителя, это участие в параде, так как  это могло  означать для него потерю  работы.
Но в этот день было редкое проявление свободы. Для г-жи Роу - «это было похоже на политическое пробуждение - это был первый раз, когда я могла сказать, я - лесбиянка, и я имею право быть здесь». Но все изменилось, когда группа вышла из зоны разрешения шествия и полиция появилась перед ними. Г-жа Роу и другие выступили им  навстречу и вели себя вызывающе.
Она говорит, что «ужас начался», когда они достигли мемориального фонтана Второй мировой войны. Они оказались в ловушке. Полиция заблокировала все входы, и стала забирать их из толпы. Их стали бить дубинками. Они слышали, как люди кричали, полицейские хватали людей,  как люди бросали вещи- это была всего лишь какофония звуков и энергия ненависти и злости.
Как вспоминает  г-жа Роу : «Меня сбили с ног. Эта действительно была тяжелая свалка и мне стало  больно, - и полиция меня достала, и меня бросили в машину и отвезли в полицейский участок на Дарлингхерст».

Пятьдесят три человека, включая г-жу Роу, были арестованы в ту ночь. Она была брошена в камеру с 23 другими испуганными женщинами, прежде чем их стали обвинять в оскорбительном языке в соответствии с Законом о преступлениях.
В результате она потеряла свою работу, злой  гений гражданских прав был выпущен из бутылки, как говорит г-жа Роу.
Демонстрации и марши протеста против жестокости полиции разразились на фоне кампании отменить обвинения гей-активистами и гражданскими либертарианцами.
В конце концов власть людей восторжествовала, когда в мае 1979 года был отменен Закон о тяжких преступлениях, за которым последовала декриминализация гомосексуализма в NSW в 1984 году. Два года назад активисты получили официальные извинения за насилие 1978 года.
Этот первый парад, разогнанный насилием, оказался точкой опоры, войдя в исторические книги в качестве одной из самых больших этапов борьбы за гражданские права в истории Австралии.
Как отмечал гей-активист и автор Грэм Уиллетт, что 1978 Марди Гра был «самым драматическим моментом реакции» против кампании за права геев.
Разумеется, для г-жи Роу это был личный поворотный момент и «катализатор для значительных изменений, которые мы увидели 40 лет спустя - я навсегда горжусь тем, что была частью этого движения в этот момент».
В этом году, 3 марта, г-жа Роу стала частью группы из 240 человек так называемых  «78-ников» - термин, предоставленный этой оригинальной группой  в рамках ныне всемирно известного уличного парада.
Для г-жи Роу, это также будет празднование трансформации Австралии с 1978 года; в то время как многое еще предстоит сделать, особенно для сельских и региональных, трансгендерных и интерсексуальных сообществ, ее радует атмосфера либерализма, которой сейчас пользуются многие, но еще не все - молодые гей-австралийцы.
Тереза Касу -исполнительный директор сиднейской гей-лесбиянкого Марди Гра, говорит, что это мероприятие продолжает действовать как мощная объединяющая платформа для политической активности.
Празднование этого года будет сопровождаться большим чувством силы коллективного протеста, вытекающим из недавней кампании по реформе брака, которая время от времени нагревалась.
«С момента войны вьетнамской войны не было ничего похожего на это, когда - 40 000 человек вышли и приняли меры», - говорит г-жа Касу, «И в результате, я не думаю, что нас заставят замолчать так же, как и мы, потому что люди знают, что делать, они знают, что могут внести изменения». Марди Гра и Карнавал - это то же самое празднование.
Хотя Марди Гра технически относится только к «жирному вторнику» (Fat Tuesday), сезон Maрди Гра фактически начинается на Крещении -христианском празднике, который отмечается 6 января, который иначе известен как «День Трех Королей» или Двенадцатый День Рождества. В Бразилии и многих других странах этот период между Крещением и «жирном вторником» известен как карнавал. Какое бы имя вы ни выбрали, разгулы Марди Гра продолжаются до полуночи, когда в Эш-Сунь открывается 40-дневный пост.

2. Марди Гра может иметь или не иметь языческих корней.
Популярная теория утверждает, что истоки Марди Гра исходят из древних языческих праздников весны и плодородия, таких как Сатурналии и Луперкалия. Некоторые эксперты утверждают, однако, что торжества Марди Гра появились только в результате разочарования католической церкви сексом и мясом во время Великого поста. Церковные реформаторы, возможно, пропагандировали языческие слухи, как говорят эти эксперты, в надежде на то, чтобы отговорить досрочный гедонизм.

3. В Новом Орлеане не было первого североамериканского Марди-Гра.
Считается, что Марди Гра прибыл в Северную Америку 3 марта 1699 года, когда франко-канадский исследователь Пьер Ле Мойне Ибервилл расположился лагерем на расстоянии около 60 миль от будущего места Нового Орлеана. Зная, что это был «жирный вторник» во Франции, Ибервилл назвал место «Point du Mardi Gras» и провел небольшое торжество. Несколько лет спустя французские солдаты и поселенцы пировали и носили маски в рамках торжеств Марди Гра в недавно созданном городе Мобиле (нынешняя Алабама). По сей день Мобиль заявляет, что имеет самое старое ежегодное празднование Mardi Gras в Соединенных Штатах.

4. Марди Гра в Новом Орлеане пережил первые попытки подавления.
В 1718 году Марди Гра получил возможность посещать Новый Орлеан вскоре после основания города. Испанцы, которые правили с 1762 по 1800 год, по-видимому, расправились с некоторыми ритуалами Марди Гра (хотя документация из этого периода скудна). Власти США сделали то же самое после взятия под свой контроль в 1803 году, запретив как разноцветные шары и костюмы. Тем не менее, они, в конечном итоге, приняли существование фестиваля.
Первый зарегистрированный парад Марди Гра в Новом Орлеане состоялся в 1837 году, и к этому времени город превратился из небольшой заводи в крупный мегаполис. Двадцать лет спустя шесть человек организовали секретное общество, названное «Mistick Krewe of Comus». Проводя парад с темой «Актеры-демоны в Потерянном раю Милтона», Марди Гра помог создать Новый Орлеан в качестве своего чистого эпицентра в Соединенных Штатах. В этом году ожидается участие там более 1 миллиона посетителей.
В 1872 году Крю Рекса и Рыцари Момуса начали платить за парады и шары. За ними последовало десятилетие Крю Протея. Поскольку эти ранние общества были исключительно мужскими и белыми, женщины и чернокожие составляли свои собственные группы, такие как «Les Mysterieuses» и «Zulu Social Aid and Pleasure Club». С тех пор разрастаются десятки групп всех типов, в том числе научно-фантастический тематический Межгалактический Крю из Чубакха, чье имя является гибридом персонажа «Звездных войн» и римского бога вина.
6. Некоторые группы отказались от расовой интеграции.
Расовое исключение не ограничивалось далеким прошлым. В 1992 году после ожесточенных дебатов городской совет Нового Орлеана принял постановление, запрещающее дискриминацию по признаку расы, религии, сексуальной ориентации или национального происхождения. Горсовет пообещал немедленно интегрироваться, но Коммус, Момус и Протей решили прекратить парады, а не открывать свои ряды для негров. Комсус еще не вернулся на улицы, Мамус отделился от Рыцарей Хаоса, а Протей вернулся в 2000 году после подписания обязательства по не дискриминации.

7. Марди Гра иногда отменяется.
В современную эпоху Марди Гра с 1857 года празднования Нового Орлеана были отменены примерно дюжину раз. Большинство из этих отступлений произошло во время Гражданской войны, Первой мировой войны и Второй мировой войны, хотя гей-лесбианки-гуляки также остались дома во время вспышки желтой лихорадки 1870-х годов. Последний раз, когда он был полностью отменен, в 1945 году. Уменьшенная версия даже имела место в 2006 году, всего через несколько месяцев после того, как ураган «Катрина» затопил побережье Мексиканского залива и убил более 1800 человек.

8. Суперкубок прервал график парада 2013 года.
Новый Орлеан принимал как Суперкубок, так и Марди Гра в феврале 2013 года, потенциально огромную комбинацию, которую некоторые называли «Суперградом». В попытке контролировать толпу город расширил свой 12-дневный парадный сезон, чтобы никто не шел на парад по 3 февраля, когда Сан-Франциско 49ers сражались с балтийскими воронами. 28-31 января и 4-5 февраля также не содержали парадов. В аналогичной попытке предотвратить хаос официальные парады были запрещены с узких, заполненных туристами улиц французского квартала города с 1970-х годов.

9. Король Торт едят только во время Марди Гра.
Доступный только во время сезона Марди Гра  торт-Король, как правило, изготавливается из теста и бриоши. Плетеное и покрытое корицей, тесто затем покрывают фиолетовым, зеленым и золотым сахаром или как обледенением в тех же цветах Марди Гра. Тем не менее, что действительно отличает торт от других десертов, это маленький пластиковый ребенок, скрытый внутри. Тот, кто находит ребенка в своем куске, должен купить следующий торт или, возможно, принять следующую вечеринку у себя дома.
За эти годы общество стало по мудрому толерантно, когда «моя хата с краю и я ничего не знаю». А что делать, если меняются фундаментальные понятия или окончательно теряют смысл каноны, а здоровый консерватизм уступает неолиберализму вседозволенности и анархии. Опять ответ – время покажет!
Интересно, но правительство Австралии теперь узаконило однополые браки. Многое изменилось с тех пор, как насилие омрачило первый парад, пишет Шарон Вергис в Сиднее. Но проблемы с однополыми браками у Австралии еще впереди, как и у других 76 стран по всему миру, и сколько еще понадобиться лет, чтобы их решить – известно только одному богу. Время покажет!

(из книги "Австралийские Истории", которую можно скачать здесь: