Слово о казачестве

Александр Ведров
Вся история России сделана казаками.
Лев Толстой.

На первый взгляд, высказывание Л. Толстого о том, что история России сделана казаками, выглядит сомнительным. Но ведь великий писатель и мыслитель всегда знал, что говорил, и к каждому его  слову следует прислушиваться, а лучше – разобраться в сути дела. Казаки – представители сложного этноса, сформировавшегося  в низовьях Дона, Днепра и Волги, из которого к 16-му веку выросли  крупные вооруженные формирования; в них вливались беглые холопы и служивые люди, сбивавшиеся в ватаги и в разбойничьи группы. Империя пыталась подчинить казачество своим интересам, что вызывало активное противодействие. Процесс его присоединения к государству был непростым и болезненным. Вольные люди не горели желанием расстаться со свободой. Казаки неоднократно поднимали восстания, при подавлении которых происходило их обуздание.

Слово «казак», по одной из версий, тюркского происхождения и означает кочевника, свободного человека, отделявшегося от государства в поисках средств существования на окраинах. Затем к казакам стали причислять наемных работников, бродяг, авантюристов и даже не женатых парней. Существуют и другие версии происхождения казаков:
- обрусевшие восточные народы – хазары, черкесы и другие;
- тюркские потомки, ассимилированные со славянами;
- славяне, заселившиеся в пустующие земли Дикого поля, приазовские и причерноморские степи.

Казачье движение набирало силу. Еще с 14-го века в верховьях Дона объявились хоперские казаки. С тех же времен в Мещере – татарские, они же половецкие, потомки, подчинившиеся московским князьям. Были еще и северские казаки (севрюки), отличившиеся как в службе царю, так и в активной поддержке восстания Болотникова. Возникли органы управления в форме казачьих Приказов – Малороссийский, Сибирский и другие. Упомянем Волжское казачье войско, начинавшееся в шестнадцатом веке с грабежей речных караванов, где атаман Ермак собрал под свое начало семь тысяч казаков. В 1582 году он первым повел свою дружину на покорение Сибири, заслужив царево прощение и всенародную любовь в поколениях. После походов Ермака казаки закрепили за Москвой сибирские просторы.

Заслуги Сибирского казачьего войска, как и позднее образованных Иркутского, Забайкальского, Амурского и Уссурийского войск, общеизвестны и имеют глобальные  последствия. Похабов и Атласов, Хабаров и Дежнев, Поярков и Бекетов, сколько их было, смелых покорителей Восточных окраин крупнейшего Азиатского континента! Сибирь, покоренная казаками при минимальной поддержке армейских подразделений, в современных условиях предстала миру главной кладовой планеты, в очередь за дарами которой уже выстроилась вереница государств. Западные стратеги поздно сообразили, что владеющий Сибирью со временем станет «властелином мира», и принялись внедрять в сознание человечества идею передачи Сибири в управление некоего «мирового сообщества». Сибирь стала мировым яблоком раздора.

В 16-м веке в условиях ожесточенных сражений с крымско-турецкими завоевателями на Северном Кавказе явились поселения вольных казаков. Российские власти видели в них опору на южных границах и стремились к установлению союза с казачеством. К концу 18-го века границы России продвинулись до Кубани, и вдоль Терека была возведена мощная оборонительная линия из казацких укреплений, при которых возникали станицы с гражданским населением. В 1830 году девять казацких полков объединяли до ста станиц, население которых массово приписывалось к казацкому сословию. Казаки стали главной защитой Юга России от Каспийского до Черного морей.
 
В период Петра Великого все казачьи общины приняли присягу на верность русскому царю и стотысячным войском встали на охрану южных и восточных границ империи. Установив власть над казачеством, самодержцы пополняли его за счет лиц других сословий и направляли на колонизацию новых земель. Разросшееся казацкое население постепенно продвигалось вперед по всем направлениям, расширяя государственные пределы. В семнадцатом веке казаки ходили Азовскими и Персидскими походами, участвовали в кавказских войнах с турками и горцами, а также в Великой Северной войне. Казачья служба приобрела многогранный характер. Так, городовые казаки образовали две линии укрепленных городов, окружающих Москву. При Иване Четвертом они входили в состав Стрелецкого Приказа, составляя род войск наряду с дворянами и боярскими детьми. Они же следили за порядком в городах. Позже были сформированы сибирские городовые казаки, их дополняли станичные и хуторные.

При Екатерине Великой, после двух русско-турецких войн, по Ясскому договору 1791 года новая граница проходила по реке Кубань. Кубанские земли были дарованы Черноморскому и Донскому казачествам. Переселение казаков на Кубань относится к крупнейшим операциям подобного рода в истории России. В 1793 году казаки заложили свою столицу, войсковой город Екатеринодар, позже переименованный в Краснодар.

Казацкие войска были особой частью Русской армии. К началу двадцатого века  насчитывалось одиннадцать Казацких войск - от Донского на Западе и до Уссурийского на Востоке. Казачьи сотни комплектовались по-станично, с учетом родственных и приятельских отношений станичников, что придавало им высокую стойкость и взаимовыручку в бою. Из казаков формировали кавалерийские полки, при них - артиллерийские части, а также пешие (пластунские) батальоны. Офицерский состав готовили в казачьих училищах.

В казачьей среде всегда существовал культ коня. Казачья мифология коня тянется в веках. Казак без коня и вовсе на казак. Конь ему - лучший соратник на поле брани и первый помощник в крестьянском труде. В наши дни технического прогресса эпоха лошадиной славы позади, но любовь к лошади и признание ее уникальных достоинств с годами только упрочняется. Ее вклад в развитие всех отраслей народного хозяйства также неоценим. Во многих странах конь и сегодня остается символом силы, свободы и аристократизма.

В нашем кратком обозрении затронута малая часть вклада казачьих формирований в историю и развитие Российской империи, но все же нельзя не отдать должное Запорожскому казачеству, осуществившему успешную национально-освободительную борьбу против польского господства, после которой Богдан Хмельницкий обратился к России с просьбой о вхождении в ее состав. А полвека спустя до двадцати украинских и малороссийских полков отстаивали независимость России в Бородинской битве с армией объединенной Европы, ведомой непобедимым Наполеоном.

 И как воевали! Французский генерал Де Барт: «Донские казаки - лучшие из всех легких войск… Вся многочисленная конница Наполеона погибла главным образом под ударами казаков атамана Платова». Еще одно свидетельство писателя Стендаля, служившего главным интендантом французской армии: «Имя казака для французов гремело ужасом».  Может быть, разгромленным французам с перепуга мерещились казачьи кошмары? Тогда обратимся к английскому генералу Нолану: «Казаки в 1812-15 годах сделали для России больше, чем вся ее Армия». Убедили. Не случайно же гвардейские казаки в апреле 1814 года открывали шествие союзных войск при вступлении в Париж.

Настала Первая мировая война, и снова казаки составили ударную силу русской армии. К тому времени в России казачьи войска размещались по южным и другим пограничным областям. Во главе войска стоял назначенный свыше атаман, осуществлявший в области военную и гражданскую власть. Станичные и хуторские атаманы избирались на сходах. Сто шестьдесят казачьих  полков и до двухсот конных сотен вступили в войну, в ходе которой революционная смута похоронила многовековую царскую империю.

 В годы гражданской войны основная часть казаков выступила против Советской власти. Войсковые казачьи области стали опорой Белого движения. Тем не менее, Первая конная армия Буденного спасла на юге России Советскую власть от разгрома. После гражданской войны казачество подверглось массовому расказачиванию и террору, тем не менее, слава казачьего воинства была подтверждена и в годы Великой Отечественной войны. Двести шестьдесят два казака-кавалериста стали Героями Советского Союза, двадцать четыре кавалерийских корпуса и дивизии получили гвардейские звания. Альфред Кури, немецкий солдат, вспоминает (1942 год): «Одно воспоминание о казачьей атаке повергает меня в ужас… Это вихрь, который сметает на своем пути все преграды…».

Лишь в 1992 году осуществлена реабилитация в отношении казачества. Возрождение казачества начато в 1990 году с образования Союза казаков России. Однако, принятые меры во многом носят формальный характер и не способствуют восстановлению былого казачьего движения, когда казаки были примером для народа, олицетворением стойкости, чести и отваги. В царской империи казачество имело государственный статус и выполняло военно-служебные, пограничные, милицейские, хозяйственные, культурно-просветительные и иные социально-политические и общественные функции. В наше время, по экспертным заключениям, до пяти миллионов российских граждан отождествляют себя с казачеством, что обязывает государство признать преемственность казачьих объединений, их государственную значимость и вернуть им хотя бы часть функций, исполняемых до революции.
Начав статью цитатой  Льва Толстого, завершим ее другим толстовским замечанием: «Народ казаками мечтает стать». Или опять он говорил не то?