Ошибки молодости

Ольга Анциферова
-Наташка! - услышала Наташа за спиной шёпот Сёмки Антипина, - держи! Наташа обернулась и увидела записку в
руках Семёна. Сёмка сидел за третьей партой, как  раз за ней, за Наташей. Пользуясь тем , что учитель физики, Степан
Николаевич
отвернулся к доске, Наташа взяла записку и развернула её. "Наташа! Пойдём сегодня в кино, жду тебя у кинотеатра в половине
седьмого. Семён." - Прочитала она.  Наташа сунула записку в тетрадь. Степан Николаевич повернулся к классу и начал диктовать
задание на дом. Вскоре прозвенел звонок, урок закончился. Наташа взглянула на Семёна и едва заметно кивнула головой.
Семён весело подтолкнул неуклюжего  Гошку Петрова и побежал  в кабинет труда, в столярку. Наташа тоже, быстро
собрав книги и тетради, поспешила в класс швейного дела. Она не заметила, что записка Семёна упала на пол. И Полинка,
Наташина подруга,  подняла и прочитала записку, а потом сунула её в свой портфель.
Швейное дело нравилось Наташе, она увлечённо включилась в работу и так и не вспомнила о записке. Однако 
работа не мешала ей думать о предстоящем свидании. Семён Наташе очень нравился. Он появился в их классе  только в этом
году, в 10-м классе. Но, общительный и весёлый, мальчишка быстро влился в коллектив. Наташа  видела, что тоже
нравится Семёну. Ей было легко с ним. Учился он хорошо, аккуратный, вежливый Семён нравился учителям. И только маме Наташи, которая
вела в их классе русский язык и литературу, Семён почему-то не нравился. Девочка не могла понять, почему?
- Не понимаю, почему Семён не нравится маме? - проговорила Наташа, обращаясь к Полине, когда они шли вместе
домой из школы. - Он и учится хорошо, и не хулиган, в чём дело?
- Не знаю, - уклончиво ответила Полина.
- Придётся тебе, подружка, прикрыть нас с Семёном. Он пригласил меня в кино, дома скажу, что иду с тобой. Иначе
меня не отпустят. Хорошо? - попросила Наташа. И услышала в ответ: - Хорошо.
Ровно в полседьмого Наташа была у кинотеатра. Издалека она увидела Сёмку и немного помедлила. В какой-то книге
она прочитала, что даме на свидание рекомендуется немного опаздывать. Фильм они почти не смотрели, по крайней мере, не
очень вникали в суть сюжета. Сидя в полупустом зале, просто разговаривали шёпотом, тихо смеялись и дурачились. Им
хорошо было вдвоём. Но когда фильм закончился, ребят ждал сюрприз...  У выхода из  зрительного зала их ждал... отец
Наташи, он молча, взял девочку за руку и повёл к недалеко припаркованной машине.
- Папа, в чём дело?
- А в том, что обманывать не хорошо. Ты сказала, что пойдёшь в кино с Полиной, а сама...?
- Папа, и ты тоже не любишь Семёна? Чем он плох? Ты же не знаешь его!
- А зачем мне его знать? Мама не хочет, чтобы ты с ним дружила - и мне этого  достаточно.
Дома их встретила Алёна Сергеевна - мама Наташи.
- Как ты могла, дочь, меня обмануть, - возмущённо сказала она, обращаясь к девочке.
- Мама, ну что же мне делать? Семён нравится мне, как друг, а ты запрещаешь с ним дружить. Почему? Объясни...
Ты не запрещала мне ходить в кино с Егором, сидеть с ним за одной партой и вообще не запрещала мне выбирать друзей.
Семён ничуть не хуже других, а даже лучше. В чём дело? - почти со слезами, говорила девочка.
- Не спрашивай ничего, дочка. Просто сделай, как я велю. Поверь, я всё делаю для тебя, чтобы тебе было лучше.
Так надо, поверь мне.
Наташа долго не могла уснуть, ворочалась, даже плакала. Вдруг она села на кровати: "А как мама узнала, с кем
я пошла в кино?  Ведь только Полина знала, - с кем. Неужели она...  Нет  не может быть! Полинка - подруга! Она не
выдаст. Наверное, мама позвонила ей, а та взяла трубку."
Не знала Наташа, что Полина специально всунула записку Семёна в тетрадь Наташи по русскому языку. Тетради
лежали на столе в классе, Алёна Сергеевна собрала их на проверку и забрала домой после уроков. И обнаружила записку
в тетради. Наташа много не знала. Не знала, что Семён нравится и Полине, что та завидовала подруге и пыталась 
поссорить их с Семёном.
Ах, эта девичья дружба! Как часто она не выдерживает испытания ревностью. Две девушки  и один парень. Одна -
счастлива, а другая - страдает. Сколько коварства, мести может вызвать такая ситуация! " Почему всё Наташке? - Думала
Полина, глядя на подружку, - и Егор по ней сохнет, и Семён тоже ей достался. Ну чем я хуже?"
Полина завидовала  подруге во всём. Старалась одеваться так же, как она.  На что её мама ворчала: - Что ты
гонишься за Наташкой? Ей всегда везёт. И матери её тоже везло. Это уж всегда так ведётся : кому-то  везёт, а
кому-то нет. Я вас с Кирюшкой одна тащу, а Наташка твоя в "полной" семье растёт. Отец-то у неё главным инженером у нас на
судостроительном, а он знаешь, сколько получает? Нам с вами  так никогда не жить.
Ничего этого Наташа не знала. Не знала она, что в эту ночь долго не спали  и её родители...


- Что делать, Коля? - вздыхая, обняла мужа Алёна, - нельзя им встречаться, никак нельзя это допустить.
- Может  всё ещё само обойдётся, - ответил Николай, - школу закончат, а там разъедутся в разные институты,
забудут друг друга.
- Если б так, - снова вздохнула жена, - а если - нет?
- Но, если что, то придётся всё рассказать,  а не  хотелось бы, - медленно  проговорил Николай.
- Мне  не хочется  встречаться с Андреем,  а тем более,  рассказывать ему правду. Это так тяжело...  Столько
лет  жил там на севере, и зачем приехал сюда? Вера Изотова  сказала,  что, вроде как, у младшей дочери Андрея
аллергия  на холод, и надо было сменить климат. А здесь у него же дом родительский, вот и приехали. Скорее всего  он
придёт устраиваться к вам на завод работать.
- Да, скорее всего, но  ты не  переживай, раньше времени и Наташку  не дёргай очень-то. Перегнёшь -  ещё хуже
будет.  Поласковей с ней. Она-то  ни в чём не виновата!
- Хорошо, Коленька, ну ты спи, у тебя трудный день завтра, а я пойду в кухню, посижу ещё. Тетради надо
допроверить. Поцеловав мужа, Алёна спустилась вниз, на кухню.
Она заварила чашку кофе и села за стол, подвинув стопку тетрадей. Верхней лежала тетрадь Семёна Антипина...
Алёна Сергеевна, взяв чашку с кофе, пересела в кресло.
"Сколько же прошло лет? Наташке - семнадцать, значит прошло восемнадцать лет..."
Осень, октябрь - здесь на побережье Чёрного моря - ещё тёплое время. "Надо же, как и сейчас, тогда тоже была
осень." - в сердце Алёны заныло старой болью прошлое.
Алёне в тот год было столько же, как сейчас Наташе - семнадцать. Она начала свой последний год в школе -
десятый класс. Тогда была школа-десятилетка. Сентябрь и даже октябрь, здесь на Чёрном море - благодатное время. Тепло,
воздух пропитан запахами фруктов, ночи тёмные, но луна - такая яркая...  Море с небом сливается, и звёзды светятся и в
небе, и в море.  С Андреем Алёнка познакомилась обыкновенно  - на танцах, в городском парке. Он уже закончил техникум,
и той осенью должен был идти служить в армию. Ах, как она была влюблена! Андрей Антипов, ребята-друзья называли его
"А в квадрате". А когда появилась Алёна, стали называть - " А в кубе".  Андрей встречал Алёну после школы, и они шли к
морю, на своё любимое место. Поднимались по осыпавшейся гальке и плоским камням вверх на уступ скалы, нависшей над морем.
Впереди переливалась  всеми оттенками голубого, синего, зелёного цветов бескрайняя ширь воды.
Внизу, чуть левее, шумел пляж. А справа вдалеке были видны мачты кораблей, поставленных на ремонт в судоремонтном заводе.
Метрах в двадцати от этого укромного  места стояла будка спасателей, из неё их было видно только стоящими в рост. Но они
садились на валуны, и их скрывала, причудливо изогнувшая свои ветви, сосна, растущая среди камней. Они смотрели на море,
сливающееся на  горизонте  с небом. Внизу  шумели волны, бьющиеся об острые выступы каменистого дна. Было немного
страшновато смотреть на них, но Андрей ласково обнимал девушку за плечи, и ей уже не было страшно, она прижималась к нему,
и время теряло для них смысл.
- Алёнушка, я уйду в армию. Ты дождёшься меня?
- Я буду тебя ждать, сколько надо, буду ждать.
- Я тебя очень люблю.
- Я не смогу жить без тебя.
- Через год, я может быть приду в отпуск.
- И мы снова встретимся здесь.
Солнце медленно тонуло в море. Ребята смотрели на закат, последние багровые лучи окрашивали небо в сиреневый
цвет, вокруг сгущался сумрак, пора было идти домой. Дни летели быстро. Наступил последний вечер. Алёна и Андрей не
могли оторваться друг от друга.
- Завтра тебя уже не будет здесь...
- Как долго мы не увидимся...
- Я буду скучать.
- Ты всегда будешь со мной...
- Я буду помнить тебя каждую минуту...
В ту ночь они задержались на камнях у моря и, когда подошли к дому Алёны, было совсем темно. Андрей крепко
обнял девушку. Целуя, он почувствовал, что её глаза полны слёз. Сердце парня сжималось от тоски.
- Пойдём, - вдруг сказала Алёна, беря Андрея за руку.
Она осторожно открыла калитку, под окнами дома они прошли наклонившись, чтобы их не заметили родители Алёны. В
глубине двора стоял сарай, в одной его половине хранились дрова, а в другой стояла корова Майка. Весь верх сарая
являлся сеновалом.
- Пойдём, - повторила Алёна, - я хочу, чтоб ты знал, что я буду тебя ждать. Она быстро полезла по лестнице,
приставленной к дверце на сеновал. Андрей начал подниматься за ней. Впереди мелькали стройные Алёнкины ноги, раза
два парень невольно увидел девичьи трусики - белые в синий горошек. Горячая волна окатила Андрея. "Любимая," - билось
в мозгу. На сеновале он жарко обнял её: - Алёнушка...
- Подожди, - шепнула Алёна, - сейчас. Она развернула лежащее у окна одеяло и расселила его на сене. И они оба
упали на эту мягкую, сухо и пряно пахнущую постель...
Потом они долго лежали молча. Звёзды ярко светили через чердачное окно.
- Любимая моя, Алёнка, теперь мы никогда не расстанемся, ты - моя жена, навсегда.
- Да, я - твоя, а ты - мой. Нас никто не разлучит. Два года пролетит быстро. Служи спокойно  и возвращайся,
я тебя буду ждать.
Подбирался рассвет, звёзды потихоньку меркли, поднялся свежий ветерок.
- Скоро рассвет, любимый, тебе пора.
- Да, в семь мне надо быть в военкомате, надо уходить.
Они спустились по лестнице и подошли к дому. Окно в Алёнкину комнату было приоткрыто,  она легко влезла на      
подоконник, и скрылась в окне. Но через секунду показалась вновь: - Люблю тебя!
- Жди письмо, люблю, - прошептал Андрей, и направился к выходу со двора...
А потом было три письма. Одно с дороги, в котором Андрей писал, что они едут в поезде на север. С Чёрного
моря на Белое . Второе письмо пришло из учебки, а третье - уже с места службы Андрея - из Североморска.  Третье письмо
пришло тогда, когда Алёна поняла, что беременна.  Больше писем не было... 
Беременна... Первое впечатление Алёны - ужас...  Что скажут родители? Соседи? А в школе? Она ещё школьница -
и вдруг беременна.  Силы придавала любовь к Андрею. Она писала ему почти каждый день, но ответа не было. А потом
начался весь тот кошмар.  Догадалась мама, сказала отцу. В школе поднялся переполох: ученица-школьница беременна !!
Делать аборт было уже поздно. Из школа пришлось уйти. Из класса к ней приходила только Вера Изотова. Через дальних
родственников  Андрея она разузнала, что с ним всё в порядке. Он служит, что у него там появилась девушка, и он
вряд ли вернётся после службы домой. Что, скорее всего, останется на сверхсрочную. А потом устроится работать на
судовые верфи, специальность у него хорошая.
Горько , обидно  было Алёне. "Как он мог забыть её, такие слова говорил," - думала девушка, сидя на их с Андреем
камнях. Были моменты, когда ей не хотелось жить. "Соскользнуть бы сейчас вниз с обрыва - и всё закончится, не будет этого
предательства, косых взглядов соседей, печали в глазах мамы".  На камни становилось ходить всё труднее, но она шла туда
каждый день, будто надеялась ещё на какое-то чудо. 
Однажды её застал дождь, камни стали скользкими, Алёна промокла, идти стало совсем трудно. Она поняла,
что ей  не спуститься  с обрыва. "Ну что же, - думала девушка, - значит, чему быть - тому не миновать. Выход один -
туда вниз." Она посмотрела на, далеко внизу плещущиеся об острые камни, волны, и чувствовала, что у неё нет
больше сил сопротивляться всему, что случилось с ней. Не было желания жить. Слёзы смешивались с каплями дождя, холодный
ветер сковал мышцы и волю. Алёна встала на самый край утёса, ещё  секунда и всё... И вдруг сильные руки подхватили её.
- Что ты делаешь? - раздался молодой мужской голос, - с ума сошла? Себя не жалеешь - пожалей хоть ребёнка!
Алёна увидела перед собой парня в штормовке, с мокрыми волосами и лицом в капельках воды, и потеряла сознание. 


Николай Бобров, выпускник Севастопольского государственного университета, приехал в родной город, чтобы
готовиться к защите диплома. Оставался последний рывок, и он - инженер, по специальности кораблестроение. Здесь, в
городе, на судоремонтном заводе он проходил практику, здесь и намеревался работать после института. В тот вечер он
дежурил на спасательном пункте, заменяя отца.  Вечер был пасмурный, начал накрапывать дождь. Пляж, за которым должен был
наблюдать Коля, быстро опустел, делать было нечего. Николай стоял у окна будки и смотрел на разбушевавшуюся стихию.
"Как быстро изменилась погода, - размышлял Коля, - только что светило солнце, и вот... Какой ливень!" И вдруг на
уступе ближайшей скалы он увидел девушку." Откуда она здесь? В такую непогоду! Что-то она задумала - не иначе! Так
близко стоит к обрыву! Вот дурёха" Николай бросился из будки к обрыву, в несколько прыжков он одолел расстояние и,
буквально, подхватил уже падающую девушку. Он сам не понимал, что кричал ей, но та не слышала, она была без сознания.
Коля поднял её: "  Молодая - совсем девчонка. Да она беременна! Вот так штука! Как же ей ребёнка не жалко?"- думал он.
Николай внёс дрожащую от холода девушку в будку, уложил на кресло. Затем вытащил одеяло и укрыл её, включил обогреватель и
придвинул его к ногам девчонки. "Так...  где-то есть нашатырный спирт, - размышлял он, - интересно, можно ли его
нюхать беременным? Но ведь надо как-то привести её в чувство."
От резкого запаха девушка застонала и открыла глаза.
- Где я? - произнесла она, пытаясь встать.
- Лежи-лежи, ты в будке спасателей, я тебя принёс сюда.
- Зачем? Не надо было меня спасать, я не хочу больше жить.
- Ну мало ли, что не хочешь. Я тебя сюда принёс, а значит отвечаю сейчас за тебя. И буду поить тебя чаем.
Надо согреться, и тебе и мне, я тоже промок.
Скоро чайник вскипел, Николай налил две чашки, положил сахар и подал девушке. Глотнув раза два, она отставила
чашку на столик, стоящий рядом.
- Для начала, давай знакомиться, - сказал Николай, - меня зовут Коля, я здесь замещаю сегодня отца. А тебя как
зовут? И зачем ты оказалась здесь, одна, в такую непогоду?
- Алёна. Я всегда  теперь одна. По щекам девушки текли слёзы, и вдруг она, захлёбываясь слезами, начала
говорить. Алёна впервые за эти чёрные месяцы, совсем незнакомому человеку,  рассказывала о себе. Она выложила всё, что
накопилось у неё на душе. О своей большой любви к Андрею, о его предательстве, о школе, где пришли в ужас, узнав о
беременности школьницы, о родителях, которые переживали за неё и о своих разочарованиях в друзьях, в будущем  и вообще
в жизни. В её  словах звучала обида, горе, страх и непонимание, что делать дальше.
- Но у тебя будет ребёнок, ты должна думать о нём.
- Вот я и хотела забрать его с собой, чтобы не мучился, как я в этой жизни.
- Я не знаю, что надо говорить в таких случаях, но я понимаю, что ты не права. Пройдёт время, родится ребёнок.
Он будет твой, будет зависеть от тебя. А остальное всё пройдёт, и ты , и ребёнок будете счастливы.
Алёна успокаивалась, тепло и мирный голос Николая убаюкивал её. Она уснула. Николай смотрел на лицо девочки-
матери, спокойное и светлое, затем поднял Алёнину свесившуюся с кресла руку и укрыл её одеялом. Он вышел на улицу,
дождь прекратился. Далеко на востоке уже забрезжил рассвет. " Такая ещё маленькая - школьница, - думал Николай, - а
сколько горя уже перенесла. Как легко в этом возрасте сломаться. А Андрей? Что же он таким подлецом оказался?" Николай
понимал, что он не оставит Алёну, поможет ей снова обрести веру в себя и людей.  Заскрипели и покатились вниз камни,
кто-то поднимался по осыпи. Вскоре показался мужчина, он остановился и спросил: - Эй, друг, ты не видел здесь
девушку, я дочь ищу. Ушла ещё до дождя, и нет и нет.
- Здесь она в  будке. Промокла она, я её чаем напоил. Теперь согрелась и спит.
- Вот спасибо тебе. Сейчас я её разбужу и домой уведу.
- Не надо будить, пусть спит, я приведу её утром, не переживайте.
- А ты вроде Ивана Боброва сын? - спросил отец Алёны.
- Да, я  его сын - Николай. За отца сегодня дежурю.
- Знаю я твоего отца. В молодости даже приятелями были. Передавай ему привет. Меня Сергей Петрович зовут. Бекетов.
Он посмотрел на спящую дочь и сказал: - Пойду тогда обратно домой, мать успокою, она места не находит.
- Да, идите, я посижу около неё и утром приведу. До свидания, - ответил  Коля.
Холодный дождь и ветер не прошли бесследно, Алёна заболела. Первых три дня  была высокая температура, врач,
осматривая её, хмурилась: - Надо быть осторожнее, простуда ведь и ребёночку может навредить.- И добавила: - лежать, лежать.
Хорошо ещё, что не ангина и не инфекция какая-то.
Николай посчитал обязанным навещать Алёну. Он приходил по вечерам, приносил цветы и радовался, когда на лице
девушки появлялась слабая улыбка. Постепенно  Алёна выздоравливала. Мать или отец выводили её утром в сад, усаживали
в плетёное кресло под яблоней. Наступил май, в саду цвели деревья, первые розы. Ласковое солнышко посылало на землю
живительные лучи. Природа ожила, и Алёна тоже ожила, повеселела. В долгих беседах с Николаем они решили, что после
рождения ребёнка, она пойдёт в вечернюю школу, получит аттестат, а потом будет учиться в институте. Жизнь снова
обретала смысл. Девушка прислушивалась к толчкам ребёнка, и нежность вливалась в её сердце. У Алёны просыпались материнские
чувства. Николай защитил диплом, а в июле родилась Наташка. Как часто бывает с женщинами после рождения ребёнка, Алёна
расцвела особой прелестью молодой мамы. Да и восемнадцать лет! Молодость, цветущая нежность! Прошлое покидало её.
Дочка родилась крепкой, здоровенькой. Бабушка и дедушка не чаяли в ней души.  Николай уже работал
на заводе. И однажды он пришёл к Алёне с цветами и кольцом. И она с радостью согласилась выйти за него замуж. Свадьбу
сыграли в сентябре. Наташку Николай удочерил по всем правилам, и с тех пор она стала ему дочерью, которую он нежно
любил. Когда Наташа стала подрастать, то Алёна даже ревновала дочку к мужу:
- Она тебя больше любит. Ну почему так?
- Не переживай,- успокаивал Николай, -так и должно быть. Дочка должна больше любить отца. Вот родишь мне сына,
и он будет больше любить тебя. Николай улыбался: - Хотя  всем женским хитростям дочку учит мать, а сына  мужским
обязанностям - отец.  И сын у них родился, когда Наташе было семь лет. "Сашка - такой горластый бутуз был,- вспомнила
Алёна, - а сейчас  уже десять лет ему. Как быстро летит время!"
Николай быстро шёл вверх по карьерной лестнице.
 Сейчас он главный инженер завода.  Одновременно занимался наукой, и последние два года писал диссертацию. Алёна тоже закончила пединститут и
работала в школе.
Всё было так хорошо и безоблачно. Дети учились. Семья переехала в новый большой дом. И снова подружка - Вера
Изотова завидовала ей:
- Везёт тебе. Твой Николай пылинки с тебя сдувает. И дети у тебя, и дом.
- У тебя тоже дети и живёте вы не на улице, - улыбалась Алёна.
- У тебя - муж, а мой - объелся груш, наградил же меня Господь пьяницей, - снова ныла Вера, - хорошо что
уехал, надоели пьянки его.
Алёна сидела над тетрадью Семёна Антипина: "Всё хорошо...  Вот только Андрей и его сын... Ну почему судьба опять
столкнула нас?"   



- Андрей Иванович Антипин, - читала трудовую книжку Вера Никитична Изотова - инспектор по кадрам судоремонтного
завода, - Андрей? Антипин? Это ты? Почему я не узнала тебя?
- Так ты не смотришь даже на посетителей, - улыбнулся Андрей, - взяла документы и уткнулась в них. Привет,подруга молодости!
- Здравствуй, Андрюша! Ты что, к нам на завод? Работать? Значит приехал сюда? С семьёй? - засыпала Вера Андрея вопросами.
- Да вот, приехал, с семьёй, конечно. Только что от директора вашего. Он сказал, что специалисты моего профиля на заводе нужны. Пришёл оформляться.
- Конечно нужны специалисты, тем более, у тебя стаж большой. А жена у тебя кто? Ей ведь тоже работа нужна.
- Она медсестра, ей работа в больнице, думаю, найдётся.
- Найдётся, конечно, но если что, у нас на заводе большой медпункт есть. Может ещё сюда попадёт.
- А у Алёны тоже дети, она тогда быстро замуж вышла, - Вера осторожно перевела разговор на другую тему.
- Да знаю я,  ты же мне тогда в письме  всё подробно  рассказала, - хмуро ответил Андрей, если бы не твоё письмо, я бы и не знал ничего.
- Так  я же правду тебе написала, - уклончиво сказала Вера.
- Ну хорошо, просветила тогда и ладно, давай оформляй меня. Анкеты давай или что там?, - явно не желая продолжать разговор, отозвался Андрей.
Андрей заполнил всё, было нужно и ушёл. А Вера ещё долго сидела, задумчиво  смотря в окно. "Андрей, Андрюша!
Как он нравился когда-то мне, - думала Вера, - а он всё к Алёнке лип. Всегда  было так: что получше, то Алёне. А ведь я не хуже её внешне была."
Вера встала, подошла к окну и закурила.  Курить в кабинете, конечно , нельзя, но сегодня она работала одна,
напарница Валентина заболела. " Но ничего, - со злорадством подумала она, - я им отомстила, развела их." Она вспомнила, как однажды пришла к Алёне, а та читала письмо от Андрея. Письмо она спрятала, а вот конверт с адресом остался лежать на
столе. Вера потихоньку сунула его в свою сумку. А потом написала письмо Андрею, в котором наврала "три короба" про Алёнку. А Андрюха поверил.  " А что если сейчас выяснится всё? Что она не правду написала? - встревожилась Вера, и тут же
успокоилась: - Да кто сейчас разберётся? Столько лет прошло! Скажу, что тогда писала, когда Алёнка и в самом деле собралась замуж за Николая". Мысли Веры несли её дальше: "А вот про Наташку я ему не сказала. Не время ещё. Эта
бомба - про запас. Ведь Наташа его, Андрея, дочь."



Разговор с Верой всколыхнул воспоминания. Андрей шёл к морю. Ноги сами несли его к памятному утёсу. "Пусть для Алёны наша любовь не была важной, но я-то всю жизнь храню в сердце то время, - думал Андрей, поднимаясь по осыпающейся из-под ног гальке, - вот здесь мы сидели каждый вечер с Алёной." Нет он уже не винил её:" Молоденькая она была, не смогла ждать. Может всё и к лучшему". Андрей сел на валуны и закурил. Та последняя ночь...  Он помнил, как через три часа после того, как расстался с Алёной, он уже ехал в поезде, который уносил его от любимой девушки на север, к Белому морю.
Андрей забрался тогда на верхнюю полку, никого не хотелось видеть, в глазах стояла Алёна... Руки ещё ощущали её кожу,горячую, молодую. Запах её волос сводил с ума. Как он любил, как тосковал по ней в учебке и потом на корабле в
Североморске. И вдруг это письмо от Веры Изотовой. Андрей очень удивился, увидев конверт не с Алёниным почерком. Вера писала, что Алёна и не ждёт его, что у неё много кавалеров, она  совсем не расстраивается, что Андрея нет. И что ей,
как подруге, Алёна рассказала, что один человек предложил ей выйти замуж, и у них будет свадьба, как только Алёна закончит школу. А письма, его Андрея, она даёт ей читать. А ещё: это она попросила её, Веру, написать ему письмо
потому, что сама не знала, как написать ему про всё.
Как холодный, отрезвляющий душ, было для Андрея то письмо. Мир разрушился. От Алёны, правда, пришло ещё несколько писем, но он их  рвал, не читая. Прошёл год, от отпуска он отказался. И ещё через год, после дембеля, остался в Североморске. Работал в порту, учился заочно. Закончил Мурманский Судостроительный институт. Встретил Милочку - медсестричку из портовой больницы и женился. Прошлое уходило, сжималось  в маленький комочек и спряталось глубоко в сердце, куда он заглядывал всё реже и реже.
Милочка - Людмила оказалась хорошей женой, заботливой, доброй и покладистой. Как молодой семье, им дали квартиру, и Андрей перенёс немудрёные свои пожитки из общежития, где жил. Жизнь налаживалась, после института, получив специальность
инженера-ремонтника, Андрей продолжал работать на верфях в порту. Работа ему нравилась. Дома, когда бы он не пришёл, его ждала улыбчивая, любимая жена, чистая квартира, сытный ужин. У них, работающих на одном предприятии, было много общих тем для разговоров. Часто Андрей и Милочка ходили в кино, театр и даже на танцы затаскивала мужа Милочка, любившая потанцевать. А потом пошли дети - Сёмка, Алёша и два года назад - маленькая Анечка. Дочка-лапочка, любимый, нежный комочек!
Как он был рад! Но девочка часто болела, замучили её аллергии.  И никто не мог определить причину. Пока не свозили девочку в Москву, в специализированную детскую клинику. Вот там  профессор - светило медицины сказал им, что это
холодовая аллергия, и что надо менять климат. 
- Что делать, Андрюша? - спросила Мила, когда они вышли из клиники.
- Сейчас мы пойдём на детское представление в цирк, - ответил весело Андрей, - обещали же дочери показать дрессированных мишек. А вообще, собираться будем. Переедем в мой родной город, в Крыму. Там у меня дом от родителей есть,
тётка сдаёт его отдыхающим. Завтра же дам ей телеграмму. В городе есть судоремонтный завод. Думаю, работу я там найду, ну
а ты будешь с детьми пока Анютке не исполнится три года. А там посмотрим...  Ребята в школу.  Жаль, конечно, Семёна переводить в новую школу - выпускной всё же класс, но ничего, он у нас общительный парень, привыкнет. Всё будет
хорошо, лишь бы Анютка не болела.
- Андрюша, ты молодец, так хорошо придумал, - целуя мужа, радовалась Милочка.



Милочке  нравилось на новом месте. На юге, в Крыму она была всего один раз, когда  ей давали на работе путёвку в санаторий. Это было давно, ещё до замужества. А теперь они буду жить здесь всегда. И дом ей нравился -
большой, старинный. Ремонт дому требовался, конечно,  но Андрей сказал, что постепенно  всё сделает. Милочка была рада тому, что у Анютки прекратились приступы аллергии. Девочка повеселела, хорошо спала и ела. Мальчишки тоже
быстро привыкли к новой школе. "Правда, Семён что-то вчера пришёл невесёлый, - вдруг вспомнила Мила, - надо поговорить
с парнишкой. Что там у него? Ведь вначале говорил, что ребята очень понравились и учителя тоже."
Мила, проводив  мужа и  сыновей, накормила Анечку и усадила её  на одеяло, расстеленное  в  углу кухни, дала
девочке игрушки и начала убирать посуду со стола.  Время летело быстро. Убрав посуду, она взяла на руки дочку: -  Пора
нам погулять, моя хорошая. Девочка радостно залепетала - гулять она очень любила. Мила  переодела дочку, и они вышли во
двор, а потом отправились в рядом расположенный сквер. В это время здесь было много мам, бабушек, гуляющих с детьми.
Малыши  возились в песочнице, а те, что постарше, бегали по дорожкам, катались на детских велосипедах. Милочка присела
на скамью. Не выпуская из поля зрения дочку, она задумалась. Погода стояла отличная, осень только вступала в свои права.
"У нас, на севере в октябре уже слякоть, дожди, - подумала Мила, - а здесь тепло и красиво. Хоть бы подольше продолжалось
так. Анечка чувствует себя хорошо в такую погоду". Они ещё погуляли, Анечка, весело смеясь, побегала до дорожкам сквера.
Щёчки её раскраснелись, глаза блестели. " Как хорошо, что мы здесь, - радовалась мать, - девочку не узнать - подросла,
окрепла. Но пора уже и обед готовить, - она взяла ребёнка на руки, и скоро они были дома. Мила умыла девочку и ,
накормив, уложила спать.
- Всё, сейчас приготовлю обед, - захлопотала она на кухне, - скоро уже ребята придут из школы.
Хлопнула входная дверь, Мила выглянула в прихожую.
- Сёма? Ты что так рано? - спросила она, увидев старшего сына.
- Ничего, так надо, - буркнул Семён и ушёл в свою комнату.
- Нет, ты не убегай, я же вижу, что что-то произошло, - пошла за ним Мила.
- Я не хочу больше в эту школу, - зазвеневшим голосом произнёс мальчик.
- Я ещё вчера поняла, что у тебя что-то не так, расскажи мне, Семён. Я смогу тебе помочь, вот увидишь.
Семён сел на кровать, Мила опустилась рядом и обняла сына за плечи.
- Мама, что я какой-то не такой, как все? - уткнувшись в плечо матери, спросил мальчик.- Почему со мной запрещают дружить? Я тебе рассказывал о девочке Наташе, мы с ней вчера ходили в кино. Она хорошая, весёлая. Её
мама, Алёна Сергеевна, у нас в классе  ведёт русский язык и литературу.  Но почему-то она не хочет, чтобы мы дружили с Наташей. Я не пойму почему...
- А Наташа что говорит?
- Она тоже не понимает, почему. Вчера её отец даже встретил нас у кинотеатра и увёз её сразу домой. Наташа
сказала, что у них  вечером был скандал, и ей запретили со мной дружить.
- Сёма, сынок, мы обязательно разберёмся, не расстраивайся. С отцом вечером посоветуемся.  Иди мой руки, я обед готовлю. Всё будет хорошо!
Мила возилась с обедом и вспоминала. Как она встретила Андрея и полюбила его. Их свадьбу - не очень пышную, но
такую счастливую и весёлую. А потом они жили в маленькой квартирке, из окон которой было видно Баренцево море, мачты
кораблей, и, большее время года, холодное, серое небо. Ни морозы, ни длинные полярные ночи - ничто не мешало Милочке
быть счастливой.  Счастье Милочки омрачалось только тем, что у них не было ребёнка. Всегда весёлая и жизнерадостная,
она даже плакала, думая об этом.
Работала Мила медсестрой в медпункте Судоремонтного предприятия, которое шефствовало над Детским домом. Милочка
с желанием ездила в Детский дом с подарками для детей,  на праздники.  И однажды, в Новый год она увидела мальчика. Ему
было на вид 5-6 лет. Милочка удивилась, насколько он был похож на Андрея.
- Как тебя зовут? - спросила Милочка.
- Семён, - серьёзно ответил малыш. Весь праздник он смотрел на неё, на Милу.
А когда шефы уходили, Семён, прощаясь, обнял Милу и прошептал:- Ты ещё придёшь?
- Я приду, обязательно приду к тебе.
С тех пор Мила каждый свой выходной шла в Детский дом. У директора она узнала, что мальчик - круглый сирота. А
вскоре они пришли туда вместе с Андреем.
- Андрюша, давай усыновим Сёмку, и будет у нас сынок. Посмотри, как он тянется к нам. А ещё говорят, что если
усыновить ребёнка, то потом свои пойдут.
Так появился у них Семён. А ещё через два года родился Алёша, а сейчас вот - Анютка.
- Надо помочь сыну, разобраться, понять, что происходит в школе.



Андрей спешил домой. Уставший, но радостный, он поскорее  хотел увидеть своих родных мальчишек, Анютку и жену.
Алёшка повис у него на шее: - Папа, наконец-то!  Я  жду тебя, жду, мне нужна твоя помощь по физике. Анечка тянула к нему
руки и лепетала : Папа, папа пришёл! Душа Андрея ликовала, когда он целовал детей. 
- А где Семён? - спросил он у Милочки, целуя её.
- В комнате у себя он, ответила Мила, - надо нам поговорить  с тобой.
После ужина Андрей зашёл к Семёну. - Что случилось, сын?
Семён рассказал отцу примерно тоже, что и матери днём.
- Мне не хочется идти в школу. Ну почему Алёна Сергеевна так ко мне относится?
- Алёна...? Сергеевна? - переспросил отец.
- Да, это наша учительница и мама Наташи, - ответил Семён.
- В школу ходить надо, сын. А со всей этой историей я разберусь, обещаю тебе.- сказал Андрей. "Вот как аукнулась старая история, - думал Андрей, - неужели Алёна мстит? Но за что? Ведь она сама его не дождалась... И  дети
наши ни в чём не виноваты..."
В эту ночь Андрей и Мила почти не спали.  Андрей рассказал жене всё о себе и Алёне.
- Поэтому я так долго не ехал сюда, и, наверное, никогда бы не приехал, если бы не болезнь Ани. - закончил он
рассказ.
- Наташа - Алёнина дочка. Мне кажется, что  тут что-то ещё есть. Ты сам не всё знаешь, - сказала Мила, - ну не
может быть женщина такой мстительной, тем более, учительница. И дети  не виноваты, что вы так расстались тогда. Да и столько лет прошло с тех пор.
- Не знаю, Милочка, я тогда получил то письмо от нашей общей знакомой, и всё...
- И ты поверил сразу тому, что было в письме? А вдруг та ваша общая знакомая обманула тебя....
- Зачем ей обманывать меня? Она была подругой Алёны...
- Плохо ты знаешь женщин, милый...  А может Вера была влюблена в тебя и решила поссорить вас с Алёной... Думала,что ты после армии вернёшься,  а Алёна уже будет замужем.... И вдруг ты обратишь внимание на неё, на Веру...
- Никогда не думал о таком...
- Как бы ни было, тебе надо встретиться с Алёной и поговорить. А если что, придётся перевести Семёна в другуюшколу. И это надо будет сделать как можно  скорее, всё-таки выпускной класс...
- Хорошо, я схожу в школу и поговорю с Алёной... Сергеевной. Завтра же и пойду...



Школа уже опустела, когда Андрей перешагнул порог класса. Кабинет русского языка и литературы ему показала
техничка, моющая пол в коридоре. - Алёна Сергеевна там, тетради проверяет, - сказала она, - проходите.
Андрей остановился перед нужным классом, перевёл дух и постучал.
- Войдите, - услышал он и открыл двери.
- Здравствуйте, - произнёс Андрей. - Здравствуй, Алёна.
Алёна встала навстречу. - Здравствуй, Андрей, проходи, - сказала она.
Они стояли друг перед другом - два взрослых человека, много переживших, имеющих взрослых детей, ради которых их опять свела судьба.
Андрей смотрел на красивую молодую женщину, стоящую перед ним. Он узнавал и не узнавал в ней ту девочку, которую так
любил когда-то, и которую так и не смог забыть. Алёна тоже смотрела на него, молча, изучающе. Вот он - человек,
который стал для неё бедой всей её молодости, отец её девочки, и который до сих пор живёт в её сердце.
- Алёна, - первым нарушил молчание Андрей, - ты знаешь почему я пришёл. Это наши дети. Нельзя им запрещать
дружить, можно сломать психику, такую ранимую в этом возрасте. Они не виноваты в наших ошибках молодости. Но если
ты категорично против их дружбы, то скажи, может мне перевести сына в другую школу?
- Я категорично против их дружбы, - ответила Алёна, голос её дрогнул.
- Хорошо, но я могу знать, почему? - спросил Андрей.
- Можешь знать, конечно, - заговорила Алёна, - я не хотела бы говорить почему, но придётся, чтобы ты и твоя семья навсегда отстали от нас.- В голосе женщины слышались слёзы. - Твой сын обязательно будет похож на тебя- своего
отца. Ты когда-то обманул, бросил меня, где у меня надежда, что и он не сделает когда-нибудь также?
- Бросил тебя?- в изумлении вскрикнул Андрей, - я бросил? Но ты же сама..
- Подожди, - сдавленным голосом остановила его Алёна, - это ещё не всё...  Ты бросил девчонку, семнадцатилетнюю, доверившуюся тебе, любившую тебя больше жизни...
- Алёна..., - пытался сказать Андрей
Но Алёна продолжала: - Ты говоришь: можно сломать ранимую психику наших детей... А ты не сломал мою психику, когда бросил меня беременную ...?
- Беременную? О чём ты, Алёна? Я же не знал.
- А ты не понимаешь, что мы ещё больше нарушим психику детей, когда они узнают, что они брат и сестра! Что у них один отец! Да, Андрей, Наташа - твоя дочь! Она не знает этого. Николай любит её, она для него родная. И Наташа
любит отца, даже больше, чем меня, её родную мать.
- Алёна, я ничего не знал! Получил письмо от Веры Изотовой, выходит, она обманула меня. Какой же я был дурак!
- От Веры? Письмо? - настала Алёнина очередь удивляться.- Сейчас я начинаю понимать. И ты поверил Вере? Я представляю, что она могла написать, раз ты так резко порвал со мной. Поверил ей...  Как ты мог, Андрей!
А впрочем, она и мне наговорила о тебе многое.
Андрей и Алёна долго сидели в школе. Позвонил Николай, потом Мила, а они всё говорили и говорили.
- Семён не родной мне сын, мы с Милой усыновили его, когда ему было шесть лет. Я долго был не женат, тяжело
переживал расставание с тобой, я люблю его, как родного...
- Не родной? Значит они с Наташей не брат и сестра. И всё равно мне не хотелось бы, чтоб они дружили. Сколько
бы времени не прошло, ничего не сгладит тех моих переживаний, когда я осталась одна без тебя. И я думаю Наташе тоже не надо знать, что она твоя дочь.
Сторожу нужно было закрывать школу, и они вышли на улицу. Не сговариваясь, они шли к берегу моря, поднялись на утёс, сели на их бывшее место.
- Здесь начиналась наша любовь, - сказал Андрей.
- Да здесь, и, именно здесь, мой муж в одну ненастную ночь подхватил меня, уже падающую в море, на камни, и спас.
И потом он всегда был со мной.
- Я ему очень благодарен за это, - откликнулся Андрей. - А меня от тоски и одиночества спасла моя Людмила,
моя Милочка. И наши с ней дети. Мы с тобой - жертвы интриги, - злой, жестокой интриги. Конечно я виноват во всём, что
поверил интриганке, а не тебе. Во всём виноват я. Прости, если можешь, Алёна. И только тебе решать, открыть правду
детям, что Наташа - моя дочь, или нет.
- Нет, Андрей, не надо ей говорить, пусть живёт спокойно, а что делать с  Семёном - решать тебе. Но принимать
решение надо быстро, пока у них  не появились чувства. У меня нет к тебе ненависти, Андрей, и сын твой - хороший парень, но
не смогу я жить спокойно рядом с вами - очень уж большое горе я пережила из-за тебя. И за дочку я боюсь - как она
воспримет известие, что  ты - её отец. Да и Семён, - он как всё воспримет?  Нет, нам надо уберечь детей от этих переживаний.
- Хорошо, Семёна я переведу в другую школу. Всё уляжется. Учёба, спорт, экзамены.  Встречаться мы  с тобой
будем редко, только если где-то в городе нечаянно столкнёмся. У нас разная жизнь. Но ты знай, до конца жизни я буду помнить
 тебя. Помнить, что я виноват перед тобой и дочерью. С мужем твоим почаще будем встречаться, но только  по работе. Живите
спокойно.
Медленно садилось солнце, море волновалось быстро бегущими  волнами, как будто переживало вместе с людьми 
трагедию  их любви. Андрей и Алёна осторожно спустились по откосу. Внизу стоял автомобиль Николая. Он вышел из машины,
пожал руку Андрею:
- Я знал, что вы будете здесь.
- Всё в порядке, - отозвался Андрей, - спасибо тебе за всё, Николай.
- Садись в машину, мы подвезём, - предложил Николай.
- Нет, я пешком, есть о чём подумать, - ответил Андрей, - сейчас позвоню жене и пойду.
Машина медленно развернулась и тронулась с места. Андрей постоял минуту и пошёл в обратную сторону.


Дома Алёна  рассказала мужу об уговоре  с Андреем.
- Нет,  этого мало.  Семён и Наташа, если захотят, смогут встречаться. И мы не уследим за ними, заставим их
врать, изворачиваться. Да и мы будем пересекаться с Андреем на заводе и в городе. Ты тоже будешь слышать о нём, а значит
 спокойной жизни не будет. А эти "подружки" - твоя Вера и Наташина - Полина?  Они же не оставят вас в покое. Вера знает,
кто настоящий отец Наташи...
- Но что же делать, Коля? -  с отчаянием спросила Алёна, - что делать? Неужели это не конец, и прошлое будет
преследовать меня? Нас? По словам Андрея я поняла, что им нельзя возвращаться обратно на север, его дочке врачи
рекомендовали сменить климат.  Иначе он никогда не приехал бы сюда.
- Я знаю, дорогая, что делать, -  обнял жену Николай, - если не могут уехать они - значит уедем мы. Ты же давно
хотела жить в Москве или  в Петербурге.  А мне, ты знаешь, предложили работу в научном институте в Петербурге.  Темой
моей диссертации  заинтересовались. Директор института - мой однокурсник, вчера мы с ним уже всё обговорили в скайпе. 
Так что собирайся, Алёна. Выезжать надо быстро, меня там ждут...  Квартира тоже  нас ждёт...  Да и школу детям прогуливать
нельзя. Заниматься продажей дома, мебели поручим моему брату, я и с ним уже договорился.
Алёна смотрела на мужа с восторгом и изумлением: - Неужели это правда, Коля? 
- Правда, родная!
- Коля, ты снова спасаешь меня, - прошептала Алёна... - Ты - самый надёжный человек в мире и самый любимый...