В третий раз он не умрёт. О Пинзеле

Галина Лагутина
     С тихой радостью вспоминаю я  тёплый августовский день 2013 года, который, по счастливой случайности, провела во  Львове.  Оставив машину у парка Ивана Франко, выходим  на бесшумную улицу Листопадового Чина и поднимаемся к Святоюрскому холму.
А там – о, чудо! - собор Святого Юра, один из замечательнейших символов старинного Львова и, без сомнения, одна из жемчужин всемирной архитектуры.

     Построенный в середине 18-го века, храм  с первой встречи   берёт меня в плен своей красотой и оригинальностью. 
 Архитектура здания и его  наружная скульптура  сливаются здесь в прекрасное, гармоничное целое.
Это плод творческого  содружества двух великих мастеров эпохи позднего барокко: зодчего Бернарда Меретина и его друга скульптора Иоганна Георга Пинзеля.
Запомним это имя – Пинзель! Ему посвящается очерк.

    Здесь, у собора Святого Юра, состоялось моё  знакомство с великим скульптором, сила таланта которого впоследствии ошеломила и   покорила меня навсегда.
Я внимательно всматриваюсь в его монументальные скульптуры  на фасаде храма; их всего три.

    Первая  – конная статуя Георгия Победоносца, которого  иначе называют Змееборцем. 
Эта композиция возвышается над карнизом,  венчая центральную часть декоративного аттика.
«Георгий» так высоко взметнулся  над землёй, что трудно  рассмотреть все детали работы, но и снизу  чувствуется,  какой стремительной энергией,  силой, неустрашимостью и пластикой движения наделил скульптор своего героя в битве со змеем, лютым врагом всех христиан.

    Вторая и третья скульптуры расположены над порталом, по обеим сторонам от него:  святые Атанасий и Лев.
Они напоминают прихожанам о двух львовских архиепископах  – Атанасии (1686-1746) и Льве (1717-1779) Шептицких, под покровительством которых и был построен храм Святого Юра.
Пинзель придал  ликам апостолов реалистичные, живые черты мудрых, деятельных служителей церкви.
 
    С этими замечательными впечатлениями  я простилась со Львовом на долгие три года.
Но я не расставалась с Иоганном Пинзелем, собирая сведения о  его личности и творчестве.
А сведений, увы, сохранилось очень немного.

     До сих пор остаётся тайной, когда и где он появился на свет,  к какому народу и сословию относился, где получил  образование, откуда приехал в Галицию,  когда  и при каких обстоятельствах умер и где похоронен.
Он подписывался «мастер Пинзель», но у исследователей есть сомнения, настоящее ли это имя, потому что в документах встречаются  и другие варианты написания (Пилзе, Пилце, Пилзнов, Пинцель).
 Может быть,  Пинзель – творческий псевдоним, ведь  само слово «Pinsel» в переводе с немецкого  означает «кисть».

      Вообще, немцы считают его немецким или чешским скульптором, поляки – польским, а украинцы – украинским.
 На Украине он появился, вероятно, во второй половине 40-х годов, и уже в 1750 году мы находим его в небольшом   местечке Бучач , что расположен в нынешней Тернопольской области.
А в ХVIII веке это была глухая  окраина восточной части  Речи Посполитой.
 
      Пинзель был приглашён  в поместье  польского магната Николая Потоцкого (1712-1782). Тот, будучи европейски образованным и очень состоятельным  человеком, не жалел средств на обустройство своих владений и создание   памятников архитектуры и искусства, которые  преобразили  и облагородили   старинный  городок.

Главным проектировщиком строительства был назначен уже знакомый нам Бернард Меретин,  а он, как предполагают исследователи, и порекомендовал графу  в качестве скульптора своего друга  Иоганна Пинзеля.

     Уже в  1751 году горожане и гости Бучача  могли любоваться  новой великолепной ратушей, выросшей в самом центре города и не имевшей аналогов в архитектуре Украины того времени!
Особую красоту фасаду здания придавали  12 скульптурных композиций, высеченных Пинзелем из камня.
Среди них «Самсон, раздирающий пасть льву», «Победа Давида над Голиафом», «Богиня правосудия Фемида», «Нептун, успокаивающий взволнованное море» - всё это хорошо  известные герои  древней
 мифологии и  библейских сюжетов, борцы за победу добра над злом.
 Потрясающие работы Пинзеля показали всем, что Потоцкий покровительствует зрелому, самобытному Мастеру высочайшего уровня.

     К сожалению, известняк, выбранный в качестве материала, оказался непрочным, из-за чего время и пожары уничтожили значительную часть скульптур. До наших дней дошли девять из них; увы, - все в повреждённом виде.
Пинзель создал для Бучача также две замечательные  придорожные скульптуры:  Святого Иоанна (1750) и Богородицы – Святой Марии (1751).

     Провинциальный городок надолго привязал к себе Пинзеля и  стал свидетелем самого счастливого периода его жизни.
 Из старинных церковных книг Успенского костёла, которые были обнаружены в  XX веке аж в Варшаве (!), стало известно, что  в  1751 году Иоганн Пинзель женился в Бучаче на вдове   Марианне Елизавете  Кейтовой.
Через год у супругов появился первенец, названный Бернардом (в честь Меретина), а  в 1759 году был окрещён  и второй сын, Антоний.

В пятидесятые годы Пинзель много и самозабвенно работает. Это был, без сомнения, расцвет его творчества.  В основном он занимался алтарной скульптурой;  его любимым материалом было дерево, и работы, вырезанные из липы, покрытые позолотой или краской, украшали алтари костёлов многих ближних и дальних местечек Галичины.

     Глядя на карту, нетрудно заметить, что Мастеру приходилось
ездить за сотни километров от Бучача. Он работал в Монастыриске, Буданове, Рукомыше, Ходовичах, Городке, Городенке, Годовицах и, конечно, во Львове. Заметим, что в ту пору не было ни автомобилей, ни асфальтовых дорог!
 А слава о Пинзеле растёт и ширится; появляются всё новые заказы. Он - успешный скульптор, счастливый муж и отец,  и  вдруг  - всё обрывается…

     Последняя обнаруженная запись свидетельствует о том, что в октябре 1762 года вдова скульптора Елизавета Пилзнова  в третий раз выходит замуж за некоего Иоганна Беренсдорфа и вместе  с детьми навсегда покидает Бучач, переехав на родину нового мужа, возможно, в Баварию или в Австрию.
Правила того времени обязывали женщину целый год носить траур по усопшему. Только по истечении этого срока можно было вновь выходить замуж.  Из этого следует, что  Иоганн Пинзель умер, самое позднее, в октябре 1761 года.

     Основная  часть скульптурного наследия Пинзеля (а это около 65-ти работ) хранятся теперь во  Львовской галерее искусств, в Ивано-Франковском художественном музее и  в Тернопольском краеведческом музее.
Вне музеев осталось немного работ; например,   в Городенке, перед церковью Непорочного Зачатия, стоит на пьедестале скульптура Девы Марии.
Шесть уменьшенных копий можно увидеть в Баварском национальном музее в Мюнхене и одно «Распятие» находится в костёле Тела Божьего в польском  Вроцлаве.

     На долгие двести лет имя скульптора было забыто.
Только  в ХХ веке, благодаря кропотливым поискам искусствоведов, удалось немного приподнять завесу, скрывающую от нас  великого Мастера.
 
     Первая публикация о Пинзеле появилась в 70-е годы прошлого века и принадлежит перу польского историка искусства, профессора Яна Островского (рожд.1947).
Но самый значительный вклад в возрождение имени Пинзеля внёс Борис Григорьевич Возницкий (1926-2012), - академик Украинской Академии искусств, директор Львовской галереи искусств. Честь ему, хвала и бесконечная благодарность!
 Более 40 лет посвятил он поискам работ скульптора, их спасению, реставрации и организации выставок.

     Антирелигиозная политика советской власти привела к  неисчислимым и невосполнимым потерям церковных ценностей.
Исчезли или пришли в упадок многие храмы, погибли или были разграблены предметы  утвари, иконы, картины, настенная живопись,  витражи, книги,  скульптурные украшения.
Печальная участь постигла и большинство работ Пинзеля. Его бесценные деревянные статуи пилились  на дрова, истлевали на заброшенных свалках, растаскивались  по дворам.

    Борис Возницкий изъездил на своём мотоцикле всю Восточную Галицию.
Иногда в одиночку, иногда с  добровольными помощниками, он  проводил в экспедициях  много времени, не щадя ни своих сил, ни собственных скромных финансовых средств. 
Найденные скульптуры, как правило, были  сильно повреждёнными, - то топором и пилой, то огнём, то  древесными вредителями. Был случай, когда одно из «Распятий» Пинзеля нашли на кладбище, вкопанным у чьей-то могилы.

    В результате самоотверженной работы львовских и тернопольских искусствоведов было спасено от  гибели более двух тысяч замечательных скульптурных произведений  многих авторов эпохи барокко.
Уже в 1978 году во Львовской картинной галерее была открыта выставка, составленная из найденных экспонатов. А в 1996 году они переехали  в отдельный Музей сакральной барочной скульптуры Иоганна Пинзеля.

    В конце 80-х годов ХХ века  работы Пинзеля периодически начинают "путешествовать".  Первая передвижная выставка была организована в 1987 году в Олесском замке, который является филиалом галереи искусств Львова. Потом были Киев, Москва, Прага, Варшава, Вроцлав, Познань…
Но самым знаменательным и волнующим  событием  явилась трёхмесячная экспозиция работ Пинзеля в парижском Лувре в 2012-2013 г.
Как сообщала пресса, гениальный скульптор покорил и ошеломил посетителей. Чтобы попасть на выставку, приходилось выстаивать многочасовые очереди.
Последняя из известных мне выставок проходила в Вене в 2016 году.
 
    Спустя три года, в 2016 году, судьба дарит мне новую встречу со Львовом. Теперь главная моя цель  – Музей Пинзеля, расположенный в бывшем костёле кларисок. От гостиницы «Цезарь» до площади Мытной  всего два километра. Несмотря на жару, отправляемся пешком.
Уже издали видим церковь, стоящую в лесах, -  идёт наружный ремонт здания.
Музей открыт; к тому же, в пятницу работает бесплатно.
Проходим через боковой вход и попадаем внутрь  обширного пространства. В зале   царит полумрак и запах плесени. Она основательно въелась в штукатурку, потому что долгие годы крыша протекала во время дождей. Теперь её починили, а затхлость, увы, осталась. Неприглядные стены пришлось задрапировать тёмной тканью.

    Но главное, мои надежды увидеть работы Мастера  рухнули: из всего собрания в экспозиции осталось несколько плохо освещённых скульптур: это Святой Иоаким , Святая Елизавета,  копия Зевса и пара головок ангелов. Фотографии получились невыразительными.   
Мне поясняют, что работы Пинзеля отправили в реставрационную мастерскую для подготовки  к выставке в Вене .

    Получаю совет посетить Национальную галерею имени Андрея Шептицкого на пл. Свободы, 20. Это прекрасное здание находится рядом с оперным театром.
Отправляюсь туда и в зале Пинзеля  нахожу только одну композицию  «Распятие». На этот раз снимок получается хорошо.
Смотрительница зала, с чудесным именем Заряна, рассказывает мне  маленькую, но симпатичную историю.
    Побывав на выставке Пинзеля в Лувре, одна француженка  выучила украинский язык,  чтобы приехать во Львов и поблагодарить работников музея за спасённого скульптора. Она с восторгом рассказала, какой ажиотаж царил в Париже в 2012 году.

    Дальше путь наш лежит на улицу Стефаника,3. Там, в здании бывшего загородного дворца, построенного в 1873 году, находится один из крупнейших художественных музеев Украины - Галерея искусств им. Б.Возницкого, - потрясающее собрание произведений почти из 40 стран мира!
    Находим зал Пинзеля, но он закрыт в связи с подготовкой работ всё к той же  поездке в Вену. Снова неудача.
    День ужасно жаркий, силы на исходе, но мы ещё надеемся на что-то. По пустынной дороге, вдали от центра, плетёмся на улицу Драгоманова, 42. Здесь находится второй корпус Национального музея им. Шептицкого.  Увы, сегодня вторник, музей закрыт. Но здание! Здание! –потрясающее, и я фотографирую его (с жадностью) сквозь решётку ограды. Это встреча с прекрасным!
    Завтра мы уезжаем, и, стало быть, ВСЁ до следующего раза, который будет ли?

   Благодаря интернету любой человек может познакомиться с творчеством величайшего скульптора 18-го века –Иоганна Пинзеля. Не обязательно ехать во Львов.
 Его работы неразрывно связаны с христианской верой и мифологической тематикой. Но они   не вписываются в привычное представление о том, как должны изображаться  великие Святые.
У Пинзеля герои выглядят не  величественно и строго, как божества, а совершенно по-земному. Они любят, страдают, негодуют, возмущаются, сомневаются, спорят, смиряются, размышляют. Вся палитра человеческих чувств отражается Пинзелем в его персонажах.
Художественные средства для создания образов очень разнообразны и выразительны. Ни одна из фигур не изображена застывшей, все они дышат, живут, движутся.
Они - активные участники событий, в которые мимо воли вовлекаемся и мы, наблюдатели.  Так и хочется узнать, о чём говорят, что чувствуют, на что способны герои Пинзеля.

     Показательна в этом отношении композиция «Жертвоприношение Авраама». Невероятно тяжёлое дело предстоит исполнить Аврааму – принести Богу в жертву собственного ребёнка.
 Пинзель изобразил отца в тот момент, когда тот уже готов к жертвоприношению, его взгляд холоден и твёрд, а напротив него сын, беспомощный, удивлённый, испуганный, не верящий, что его может убить любимый отец.
Сцена наполнена таким трагизмом, что  у зрителя появляется чувство глубокого сострадания к обоим героям драмы.
   
     Великолепно владея резцом, Пинзель творит с деревом чудеса. Пластика и динамичность движения,  одухотворённость и напряжённый драматизм, невероятная драпировка одежд и внешняя их лёгкость – всё это достигается за счёт художественного мастерства, великого таланта, кропотливого труда, смелого полёта мысли и веры в свои силы. Таким был этот Творец, Гений скульптуры, Сын своего времени, подаривший свои работы и свой дар многим поколениям землян на многие века.

    Мы никогда не узнали бы, как выглядел Иоганн Пинзель, если бы не находка и догадка замечательного искусствоведа из Тернополя Веры Ильиничны Стецько (1956-2016). Однажды она заметила на плече аллегорической фигуры «Мужество», которая украшала алтарь церкви Св. Покровы в Бучаче, вырезанный портрет неизвестного. Вот как она сама рассказала об этой находке:
« Я подняла голову, а на меня смотрел Пинзель. На предплечье фигуры я чётко увидела искажённое болью лицо с широким носом, напоминающее маску. Взгляд из-под бровей просто пронизывал! Уверена, Мастер оставил нам свой автопортрет! Ведь и Микеланджело в сцене Страшного суда на фресках Сикстинской капеллы оставил «автограф», изобразив себя в образе грешника, чью кожу держит св. Варфоломей… Не случайно он выбрал именно «Мужество», намекая на превратности собственной судьбы».

    2007 год в трёх областях Западной Украины - Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской -был объявлен годом Пинзеля. Так решили ведущие специалисты – исследователи и пропагандисты творчества Пинзеля отметить 300 –летие со дня рождения Скульптора.
В ноябре 2014 года перед ратушей в городе Бучаче был установлен пока что единственный памятник Пинзелю. Автор работы  скульптор Роман Вильгушинский.  Пинзель изображён  во время работы над скульптурой Девы Марии.  Материал – песчаник, высота композиции  - три метра.

    Иоганна Пинзеля называют  основателем львовской школы барочной скульптуры; он обучил около сорока учеников, которые в творчестве шли путём своего великого  Учителя.

    Самый важный, болезненный и трудно решаемый вопрос современности – сохранение работ Пинзеля.  Нужны реставраторы высокого уровня, большие средства и чувство ответственности людей, причастных к этой проблеме.

 Март 2018.