В чём её тайна?

Надежда Мирошникова
«Весна, весна, пора любви...»  помните эти строчки ?  Да, их написал он, наш великий поэт, «солнце русской поэзии», А. С. Пушкин, как когда-то о нём сказал В. Ф. Одоевский.

И правда, весна на подходе, тают сугробы снега, звонче запели птицы, а  в голубом небе во всю улыбается солнце. Да и в душе появились первые симптомы томления и легкого головокружения.

Как, оказывается, прав был наш поэт, когда утверждал, что весной все эти метаморфозы вдруг  нахлынут и начнут тревожить душу.

Его перу принадлежит огромное количество строк, написанных  именно в эту пору и посвященных, конечно же, известным женщинам того времени. Так кто же были эти дамы, которых не оставил своим вниманием поэт.

Говорили, что особенно неравнодушен он был к сестрам Вульф. «Но я, ваш обожатель верный»-это он писал старшей сестре Анне.

А вот это: «Ах, обмануть меня не трудно ! Я сам обманываться рад !» Александр Сергеевич  посвятил падчерице Осиповой-Вульф, ставшей впоследствии женой полицмейстера Беклемишева.

Он слал им письма и трогательные признания во внезапных чувствах, потому как более трех дней страдать он не мог. Но больше, всего во время посещения Тригорского, он благоволил именно  к Евпраксии Вульф, которая потом стала баронессой Вревской. Это ей он исповедовался перед дуэлью о своих томлениях и метаниях, и это именно она не остановила поэта. Однако, по некоторым свидетельствам, поэт, будучи при смерти потребовал к себе Евпраксию, и она находилась рядом, чтобы  «облегчить его последние минуты». А обе сестры Вульф были увековечены поэтом в образах сестер Татьяны и Ольги семьи Лариных в «Евгении Онегине», этой энциклопедии русской жизни. Можете перечитать.

Вот и получается, что Тригорское-это своего рода место, где весеннее вдохновение, весеннее томление и другие нежные чувства посещали поэта чаще обычного. Чего стоят только эти строки:
«В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты».
Эти строки были  посвященны одной из сестер Керн - Анне. 

Прасковья Александровна Осипова, псковская помещица, хозяйка усадьбы Тригорское, более известная как соседка А. С. Пушкина по имению Михайловское, была близким другом поэта. А молодой поэт по дружбе называл её  за глаза старухой. Однако «старухе» было всего на тот момент сорок три года.

Список  женщин, которым поэт посвящал стихи, можно продолжить.

Будучи в Одессе, Пушкин увлекся еще одной известной дамой.  Елизавета Воронцова, урождённая Браницкая статс-дама, почётная попечительница при управлении женскими учебными заведениями, фрейлина, кавалерственная дама ордена Святой Екатерины, жена новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова.

Это ей поэт посвятил такие стихи, как «Сожжённое письмо», «Ненастный день потух…», «Желание славы», «Талисман», «Храни меня, мой талисман…», «Всё кончено: меж нами связи нет». А числу исполненных с Воронцовой портретных рисунков рукою Пушкина её образ превосходит все остальные. Однако поэт был отлучен от дома Воронцовых за слишком явное проявление чувств, как когда –то от дома Карамзиных. Когда-то, еще в юности, именно Катерине Карамзиной он посвятил стихотворение «Эллегия» .

Там же в  Одессе, он стал «рабом» жены крупного коммерсанта и дочери австрийского банкира Амалии Резнич, о которой  писал с восторгом: «Негоциантка молодая, самолюбива и томна, толпой рабов окружена».

Пушкин был влюбчив до умопомрачения и столь же яростно ревновал своих дам.  Может быть поэтому так ярко были описаны  терзания Ленского, которые были посланы  и Пушкину вдогонку за его грехи метаний от одной замужней дамы к другой. «Не дай нам Бог сойти с ума...», писал поэт.  Лучше не напишешь про его африканскую натуру.
«Послушайте: вам тридцать лет,
Да, тридцать лет — не многим боле,
Мне двадцать: я видел свет,
Кружился долго в нем на воле,
Уж клятвы, слезы мне смешны,
Проказы утомить успели»… 

А это признание одной даме во время службы в Кишеневе.  Именно здесь он пишет такие строчки: 
«Мы знаем: вечная любовь
Живет едва ли три недели.»               

Именно там  он влюбился, а потом рассорился с женой члена Верховного совета Тодораки Балша Мариолой Рали и был посажен под арест. 

«Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твое явленье,
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови…
Как чуждо сердцу наслажденье…
Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье…»
Вот так каждый раз являет нам свою тайну весна, с приходом которой пробуждается душа, а с ней мечты и надежды.

У современных дам несколько другие интересы. На окнах некоторых  из них уже буяет рассада петуний, помидор и скоро они будут возиться  с ней на свежем воздухе.

А другие, которые не являются поклонницами дач и приусадебных участков, отправятся полюбоваться цветущей сакурой или магнолией. Кто-то будет бродить по полям Голландии  и восторгаться тюльпанами. 

Однако уже  скоро-скоро мы будем слушать трель соловья, ведь он обязательно вернется на свое любимое место в саду!
С Весной Вас !!!