Краеведение русских писателей

Ольга Версе
(о романе Вячеслава Макеева «Крест Трубора»)

Все большие писатели могут по праву считать себя краеведами. Это истина, не требующая доказательств.
Пушкин обессмертил Михайловское, Гоголь прославил Миргород и Диканьку. Тургенев – Орёл и степи, Есенин – Константиново, Блок – Шахматово…
Бывает, что краеведение становится великой литературой – Анциферов. Анциферова породил Петербург-Ленинград.
Традиция продолжается. В Санкт-Петербурге вышла не так давно книга преподавателя истории В.А. Ермолова «Мост Белелюбского», посвященная истории строительства железного арочного моста в городе Боровичи. Это не очерк, это – сага. Сага о жителях города Боровичи, прежде всего, о выдающемся русском купце Шульгине.
Конечно, Шульгин не так знаменит, как братья Третьяковы, Савва Морозов, Прохоровы, но тоже человек не последний среди русских предпринимателей. Книга написана с тонким чувством юмора, гоголевского, и вызывает прилив патриотических чувств, а также ностальгию по старой России, которую мы то ли потеряли, то ли предали, то ли … К тому,  же есть в книге и элементы детектива.   
Сага, детектив, фэнтези, исторический роман, роман-памфлет. Эти жанры всегда привлекают читателей, как и краеведческая литература. Во второй части исторической трилогии Вячеслава Макеева, состоящей из трёх романов «Арийский цикл», «Крест Трубора», «Щит Сварога» всё это соединилось, как и в двух других, родив первоклассное литературное создание.
Сразу возникает вопрос, почему Трувор зовётся Трубором, а не Трувором? Это авторская фантазия или здесь есть историческое зерно? Учитель истории Лебедев – один из главных героев романа объясняет это тем, что по-славянски правильно будет «Трубор»: три бора. В районе Пскова, Изборска и Печор много древних лесов.
Недалеко от тех мест находится и город Боровичи, в названии которого кроется указание на то, что цивилизация русских – это лесная цивилизация. Она же речная, водная. Валерий Чудинов предлагает искать этимологические корни слова «русские» в слове «русло».
От него Чудинов производит слово «русалка», и утверждает, что предки наши считали: умершие славянки превращаются в русалок. Все славянки, а не только Панночка из «Майской ночи» Гоголя.
В Боровичах на берегу Мсты проводил летние месяцы композитор Лядов – автор волшебной музыки, навеянной лесами и водью Боровичей с окрестностями.
Лядов признался в одном из своих писем, что из всех русских сословий он больше всего уважает аристократов и крестьян: «Для меня существует или – я признаю – только два слоя людей: самую высшую – аристократию (наследственное из поколения в поколение – передача ума и всякой тонины), и самый низ, т.е. крестьян.
Первые уже освободились от всех недостатков средних слоёв, а вторые – не приобрели ещё: первые вошли в сказку (т.е. в фантазию, в искусство), а вторые не выходили ещё из неё.
Вот эта же мысль яснее: голое тело или чудный художественный костюм. Весь же промежуток – только борьба с холодом, т.е. польза…» (Подобед, Л.В.  Композитор А.К. Лядов и Боровичский край / Краеведческий сборник // СПБ, 2005, С. 32)
Все наши города и деревни обросли за века сказаньями и легендами об их происхождении.
В Изборске есть Труворово городище и каменный мистический крест на могиле князя Трувора.
Легенда (сказка) о призвании князей Рюрика, Синеуса и Трувора на Русь в 862 году широко известна и вошла в летописи. Считаются князья варягами, конунгами.
Для начала разберёмся с происхождением слов «князь» и «варяг». На сайте Государственного университета печати имени Ивана Фёдорова можно прочитать, что слово «книга» происходит от древнерусского глагола неопределённой формы «кнети», отсюда же и «князь».
Слово «варяг» многими учёными трактуется, как «живущий на воде», то есть на берегу моря (или реки). Отсюда слова «варить», «вар». Таким образом, никакого отношения к иностранцам, призванным, согласно норманнской теории, на Русь новгородцами для управления ими, наши три князя не имеют.
Жили они в городе Рерике (теперь Германия), в котором проживала и их мать – урождённая новгородская княжна Умила Гостомысловна. Своих внуков, и призвал на Русь дед Гостомысл, потерявший всех сыновей-наследников во время бесконечных войн. И они стали править в 862 году: Рюрик в Новгороде, Синеус в Болоозере, Трувор – в Изборске.
Новгород и Изборск сейчас стали крупнейшими туристическими центрами России, а Белозерск – пока нет.
Поэтому пара слов о Белозерске. Находится город у истока реки Шексны из Белого озера. В тех краях снимал Василий Шукшин «Калину красную», воспевая северную природу и православные храмы. Здесь начало Беломоро-Балтийского канала, при строительстве которого использовался труд заключённых. В этих краях отбывал наказание главный герой фильма Егор Прокудин.
В Белозерске много достопримечательностей, кроме запечатлённых камерой Анатолия Заболоцкого в фильме Василия Шукшина. Белозерцы гордятся древним земляным валом, который хорошо сохранился. История Белозерска в жанре художественной литературы ждёт пока своего автора.
Роман об изборянах начинается с красивой завязки-предыстории. Умирает от раны князь Трубор, а в гриднице, где он лежит, тоскует, обливаясь слезами, юная наложница князя с маленьким ребёнком на руках. Девочка получила от матери имя «Княжана». От Княжаны пошло поколение коренных изборян, потомком которых была дочь учителя Лебедева Ольга - одна из главных героинь «Щита Трубора».
Ольга получила имя в честь псковитянки Ольги, которую полюбил киевский князь Игорь. Легенда рассказывает, что Игорь искал лодку, чтобы переправиться на другой берег реки Великой. Лодка тотчас показалась на волнах. Князь подозвал кормщика – паренька. Когда тот близко к нему подплыл, увидел, что ошибся: кормщиком была красивая девушка, прятавшая длинные косы под головным убором. И он к ней воспылал страстью…
Ольга стала женой Игоря. Жили они в Киеве. Княгиня родила сына Святослава. Игорь был язычником и завёл ещё одну жену. Оскорблённая Ольга уехала в Псков с маленьким сыном…
Князь Игорь много воевал. Для войны нужна богатая казна. Он решил взять с древлян повторную дань, за что они убили князя. И Ольга стала мстительницей. Считается, что Ольга приняла христианскую веру, сменив имя Ольга на греческое – Елена.
Христиане имели, в отличие от язычников, только одну жену. Сын Ольги Святослав оставался убеждённым язычником. У него было много жён. При этом он очень не любил хазар и успешно с ними воевал, освободив от их ига многие народы, в том числе, болгар. Но был предан, попал в руки врагов и был казнён ими, предположительно на острове Хортица.
В тех краях жили легендарные запорожские казаки. Официальной датой их рождения считается пятнадцатый век. Но есть версия, что первыми казаками стали новгородские волхвы, бежавшие на Хортицу от христианизации, которую «огнём и мечом» проводил в Новгороде дядя князя Владимира Добрыня.
Владимир был нелюбимым сыном Святослава, рождённым от Малуши. Малуша считается служанкой княгини Ольги. Происхождение её не совсем ясно.    
Ольга Лебедева знает хорошо историю своего происхождения от Трувора. Она уверена, как и её отец, в том, что подлинное имя Трувора Трубор и в том, что её имя не скандинавского, а другого происхождения: от названия реки Волги.
В любом населённом пункте, будь то город или деревня, живут семьи, ведущие начало от первых поселенцев. История их семей, не менее захватывающая, чем история рождения Ольги Лебедевой.
Кстати, когда Николай Васильевич Гоголь, задумал повесть «Тарас Бульба», он исходил из истории своей семьи и из того факта, что семья его «старая», коренная миргородская. Гоголь был русским дворянином, русским писателем, потомком казаков.
Слово казак, согласно не всеми признаваемой версии, вполне может происходить от слова «кшатрий».
У индусов было четыре основных касты: брахманы (жрецы, знать), кшатрии (воины), шастьи (крестьяне, ремесленники) и шудры (слуги и артисты).
Одной из главных героинь первой части трилогии является танцовщица-индианка Лата (Лада по-славянски), возлюбленная русского графа-эмигранта первой волны Сергея Воронцова.
Индия всегда была центром притяжения для русских. На Руси чрезвычайно любили трактат Козьмы Индикоплова «Христианская топография». Прозвище указывает на то, что автор плавал к берегам Индии.
Козьму Индикоплова упоминает Сергей Есенин в статье «Ключи Марии». В примечании к статье поэт указывает, что Мария – это душа. «Христианская топография» Индикоплова отражала космогонические взгляды автора, в которых библейские предания смешивались с другими.
Нам очень важно помнить, что Козьма Индикоплов, рассказывая о мироустройстве, которое виделось ему в виде дома, упоминает «твердь». Твердь – это нижний край видимого неба в виде кромки льда.
Не представляет труда догадаться, что твердь находится на Северном полюсе, откуда разошлись по миру после глобального похолодания все индоевропейские народы.
Действие «Креста Трубора» происходит не только в Изборске, но и в других точках планеты. В том числе, в Арктике, где советский капитан эсминца Лебедев-родственник Ольги по мужу-однофамильцу преследует отряд немцев с затонувшей субмарины на Новой Земле.
Как и зачем немцы попали в Арктику? Сейчас доступна информация о деятельности германских организаций «Туле» и «Аненербе», целью которых были поиски Грааля и Атлантиды, а также легендарной Шамбалы.
Гитлер снаряжал многочисленные экспедиции на Русский Север, следы которых находят до сих пор. Автор подробно пишет об этом в романе. Арктику он знает не понаслышке, а сам побывал в тех краях, занимаясь разработками электроники для наших субмарин.
Читать эти сцены не менее увлекательно, чем читать роман Вениамина Каверина «Два капитана», где также речь идёт об Арктике.
Роман упоминается в тексте. Это не простое упоминание, а тонкая игра символов. В «Двух капитанах» борются за любовь два непримиримых противника - Ромашка и Саня Григорьев. Враждуют они с детства из-за девушки по имени Катя – дочери морского офицера, капитана.
Сражавшиеся в Великой войне двадцатого века Россия (СССР) и Германия – это те же «два капитана». Немцы всегда хотели обладать Россией.
Арктические сцены могут соперничать разве только с Максимовым – автором книги «Год на Севере». Максимов, по его призванию, Север не очень любил. Послали его туда по государственному заданию. Книга всё же получилась уникальная. Если учесть, что тогда не было поездов и самолётов, а также автомобилей и вездеходов, следовательно, никаких «комфортов», как выражался Гоголь, не предусматривалось.
Хочу вернуться к Есенину, кстати, путешествовавшему по Русскому Северу вместе с будущей женой Зиной Райх, в те времена эсэркой, к которым он и сам примыкал, как и Блок, и Алексеем Ганиным, расстрелянным НКВД по «Делу русских фашистов». О репрессиях тридцатых годов автор также пишет, давая им свою оценку.
Отец современной русской лирики народного плана оставил нам в наследство много шедевров, среди которых не последнее место занимает стихотворение «Несказанное, синее, нежное…» со строками:
Несказанное, синее, нежное.
Тих мой край после бурь, после гроз.
И душа моя – поле безбрежное
Дышит запахом мёда и роз.
Так сказать мог только русский человек, обозревающий мир с территории самого большого государства, что вызывало и вызывает, мягко говоря, зависть. Недаром Александр Второй-освободитель, передавая Россию сыну – Александру Третьему, сказал, что у России есть только два союзника – Армия и Флот.
Об этих союзниках и пишет Макеев – сын русского советского офицера-пограничника.
Словно иллюстрацию к стихам Есенина, на корешке книги «Крест Трубора» автор поместил фото – фиалки с Труворова городища в Изборске с белыми тычинками, как будто припорошёнными снежком.
Славянская душа поэтическая, певучая. Герои книги поют песни, романсы, читают стихи. Русские «варвары» так восприимчивы к прекрасному, что порой граница между реальным и искусством в их жизни нарушается.
Великий филолог Михаил Михайлович Бахтин – автор книги «Проблемы поэтики Достоевского», за которую был отправлен Сталиным в мордовские лагеря, фактически  сформулировал в ней суть русской классической литературы: она многоголоса, полифонична. У каждого героя своя правда или кривда, сопрягающаяся с Правдой Высшей. 
«Сопрягать» - это толстовское слово. Пьер Безухов и Андрей Болконский мучительно искали праведный путь.
Советская литература решала проблему положительного героя просто: «вся жизнь, все силы были отданы борьбе за освобождение человечества» - девиз Павла Корчагина. 
В связи с трилогией Вячеслава Макеева так и просится на язык слово постсоцреализм. Слово это уже порядком подзатёрто. И применяется совсем не к тем авторам порой.
А есть ли такие авторы в современной русской литературе? Они есть. В том числе, Вячеслав Макеев. Их никто не рекламирует. И читатели их знают плохо.
Рядом с Макеевым ставлю в один ряд Николая Редькина («Снимающие одежды», «Тихая Виледь»), Юрия Кириенко-Малюгина («Есть Божий суд…», Филимона Сергеева («Идущий от солнца»), Андрея Убогого («Доктор»).
Ближе всех к Льву Толстому Вячеслав Макеев. Не потому что он лучше других авторов, а потому что пишет о войне и мире.
Действие романа «Крест Трубора» происходит на советской границе: сначала с Эстонией, потом с Германией, потом со всем воюющим с Россией миром. Граница – везде.
Жизнь погранзаставы, где служит лейтенант потом капитан Игорь Лебедев, описана в пушкинских традициях. Так же жила граница в восемнадцатом веке. Супруга капитана Миронова сушила бельё на стволе пушки, входила во все служебные дела мужа, варила варенье, воспитывала дочь Машу. А потом пришёл Пугачев…   
Я уверена, что вся большая литература использует один из основных приёмов древнерусской живописи, открытый Андреем Рублёвым в «Троице» - обратная перспектива.
При небольшом числе главных и основных героев, автор способен открывать бесконечные горизонты. География книги впечатляет. На обложке указаны основные пункты: Псков. Изборск, Ленинград, Лиепая…
Как это бывает в романах: все связаны со всеми.
Русская Мата Хари – Руса Соколова объединяет все образы.
Алекс Мяаге – эстонский националист – сын русской матери, отрицающий и предающий свой русскость, один из самых выпуклых и ярких в романе. Отрицательных героев, вообще, описывать проще. Зло многогранно.
Конечно, Вячеслав Макеев придерживается, свойственной соцреализму традиции делить героев на «своих» и «чужих». Но делает это не прямолинейно, не в лоб.
Автор – патриот Советской России.
Война сделала патриотами многих эмигрантов первой волны – героев книги. В романе это Николай Крестовский и Никита Бутурлин.
Они офицеры Белой армии, вернувшиеся в СССР. Крестовский под чужим именем пересекает границу как агент Абвера и через родные места, где было поместье Крестовских, пробирается в Ленинград. Бутурлин живёт в Изборске, опасаясь ареста. Война резко ломает линию их жизни.
Крестовский из Ленинграда оказывается снова в Изборске, сражаясь в советской армии. Бутурлин не выходит из узкого географического пространства: Изборск - Печоры. Печорский монастырь становится также местом действия романа. Все русские читатели знают о Печорском монастыре благодаря бестселлеру отца Тихона «Не святые святые». Книга выходила многомиллионным тиражом несколькими изданиями.
Рассказывая о жизни монастыря в период немецкой оккупации, автор обходит все острые углы. Но монастырская жизнь всё же Макееву не так хорошо известна, как жизнь пограничной заставы. 
Монастырь – это тоже граница: между миром земным и небесным.
Кстати, одним из главных героев романа является муж Русы Соколовой - сталинский «сокол», лётчик.
Война шла на суше, на море и в небе.
Интересно, что в романе ни разу не используется слово «масон», а зря. В планы декабристов-масонов входило расчленить Россию на пятнадцать частей, согласно плану Никиты Муравьёва, что с точностью и было сделано большевиками.
Автор с осуждением пишет об эсерах. А они были популярнее  большевиков, особенно, в крестьянской и интеллигентской среде.   
Упоминая об эсерке Фанни Каплан, автор повторяет миф о том, что она была расстреляна в тюрьме после покушения на Ленина. А как такая версия? Не была расстреляна, лечилась на курорте после выхода из тюрьмы и была хорошей знакомой брата Ленина Дмитрия Ульянова. Сейчас эта версия активно продвигается.
Ленин был отчасти евреем, как и Ульяновы со стороны матери. Впервые эту информацию обнаружила Мариэтта Шагинян, но ей не позволили развить тему.
В истории Октябрьской революции много тайн, как и в истории Красной Атлантиды, образ которой не перестанет волновать человечество, пока оно не покинет Землю, как завещал Циолковский…