Железный Мартын часть I

Петрович 8
Ян Фрицевич Фабрициус (латыш. Jnis Fabriciuss, 14 [26] июня 1877, около с. Злекас, ныне Вентспилсского района Латвии — 24 августа 1929, около Сочи) — командир и комиссар Красной Армии во время гражданской войны, командир 14 категории высшего начсостава РККА.

 Железный Мартын — так называли Фабрициуса не только друзья, но и враги за его бесстрашие, огромную духовную и физическую силу.

Родился в семье латышского батрака. В 1894 году окончил рижскую Александровскую гимназию.
Работал на рижском машиностроительном заводе. Член РСДРП с 1903 года. В революционном движении с 1891 года. В 1904 году был осуждён рижским окружным судом на четыре года каторжной тюрьмы с последующей высылкой в Якутию. В 1913—1916 годах он отбывал ссылку на Сахалине.
 
В 1915 году подал прошение о добровольном вступлении в ряды действующей армии и был зачислен в 1-й латышский батальон. С 1916 года на фронте, участник 1-й мировой войны, был 4 раза ранен, имел ордена, включая орден Святого Владимира и Георгиевский офицерский крест. Был произведен в старшие унтер-офицеры 1-го Латышского стрелкового полка.

С октября 1917 года председатель полкового комитета.                С января 1918 член ВЦИК. В 1918 году командир Гдовского отряда, военком Гдовско-Торошинского района, председатель ВРК Псковского уезда, отличился в боях против немецких интервентов и мятежных формирований под командованием С. Н. Булак-Балаховича.

В конце 1918 — начале 1919 года комиссар 2-й Новгородской стрелковой дивизии при освобождении Латвии.

13 февраля 1919 года большевик, латышский стрелок, председатель РВК Псковского уезда Ян Фабрициус был награждён орденом Красного Знамени № 4, став одним из первых кавалеров высшей награды (на тот момент) РСФСР.

С февраля 1919 года военком 10-й стрелковой дивизии в боях в Эстонии. С августа 1919 года начальник Ливно-Елецкого района обороны по борьбе с конницей К. К. Мамонтова во время её рейда в тыл советских войск. С октября 1919 года командир 48-й стрелковой бригады 16-й стрелковой дивизии 8-й армии РККА, принимал участие в разгроме войск генерала А. И. Деникина и в советско-польской войне. С января 1921 года начальник и военком 43-х Объединённых курсов комсостава РККА. Делегат X съезда партии, участник подавления Кронштадтского восстания 1921 года в качестве командира 501-го стрелкового полка.

В высшей степени достойный и толковый командир, который во время оказался в активе Советской власти. И честно ей служил. Я уже писал рассказ про латышских стрелков. (См. рассказ Латышские стрелки). Вот Ян Фрицевич и был ярким представителем этого интересного воинского формирования.
В 1922—1923 годах — начальник Объединённой белорусской военной школы имени ЦИК БССР (Минск).

После войны — командир 2-й (9-й) Донской стрелковой дивизии (1923).
С января 1924 года — командир 17-го стрелкового корпуса в составе Украинского военного округа.

Командир 4-го стрелкового корпуса в Витебске (1927—1928), с 1928 года помощник командующего Кавказской Краснознамённой армией(ККА). С 1927 года член Центральной контрольной комиссии (ЦКК) ВКП(б).
24 августа 1929 года погиб в результате авиакатастрофы вблизи города Сочи, спасая тонущих пассажиров самолёта К-4, упавшего в море. Спасая других, не успел спастись сам…

Ян Фабрициус — первый четырёхкратный кавалер высшей награды СССР (на тот момент) — ордена Красного Знамени. Причём три последних награждения документально датированы: второй — «за отличие в прорыве обороны белополяков под Сморгонью 14 июля 1920 г.», третий — «за участие в подавлении Кронштадтского мятежа», четвёртый — «за бои при наступлении на Варшаву и последующие арьергардные бои» в 1921 г.
 
По первому награждению, однако, сведений нет. По официальной версии, орден Красного Знамени за № 4 был вручен Яну Фабрициусу в 1919 году. По другой версии, этот орден ему был приписан позже, уже задним числом.

С этим орденом № 4, творится, что-то мистическое. То им был награждён Нестор Иванович Махно, когда он в очередной раз выручил Советскую власть, то вот оказывается и Железный Мартын был награждён этим же орденом… Не умоляя заслуг ни одного из награждённых, как-то хотелось бы разобраться с этой нестыковкой. Что, при Советах, даже в награждениях был бардак? То награждали, а чуть политическая обстановка менялась, так сразу жопой начинали крутить и отрабатывать назад? (См. рассказ Батька Махно).

Как это всё знакомо и противно! Это как сейчас жополизам Героев РФ присуждают, втихаря, так, секретными указами – яркий пример бывший Министр Обороны  Сердюков…
Но вернёмся к нашему литературному герою. Как-то забылось его имя в современной сутолоке дней и построении развитого капитализма в отдельных сословиях населения. Я имею в виду современных бояр и иже с ними… Уже из нафталина фамилии достали, примерили, посмотрели – моль не потратила, значит всё хорошо, можно снова щеголять… Нет, не помешали бы нам теперь такие Железные Мартыны, если самим слабо…

Своим небольшим рассказом мне хотелось напомнить имя одного из легендарных героев Гражданской войны. Это наша история и мы должны о ней помнить, какая бы она не была. (Есть ещё и II часть этого рассказа.)