Что в имени твоем - поэтика женских татарских имен

Санджак Марат Анатольевич
                Мне по нраву изгиб ваших тонких бровей,
                Завитки непослушные темных кудрей…
                Ваши губы, что слаще, чем райский кавсар, [1]
                Чья улыбка - живущим как сладостный дар.
                Я люблю вашу стройность, движений красу, -
                Без корсета любая тонка в поясу.
                А особенно груди - они так нежны,
                Как два солнца весенних, две светлых луны.
                /Габдулла Тукай «Татарским девушкам»/

Как мы в прорыве чувств называем своих единственных и неповторимых?
Чаще всего зверюшкой: белочка, киска, свинюшкин, крокозябка, крокодильчик, телочка, корова…
На ура воспринимаются мягкие игрушки: куколка, пупсик, лапуля, мусипусечка, вампирушка…
Возвышенно-спиритически: любимая, родимчик, ангелочек, бесовочка, ведьмик, чертовка, сатана…
Приемлемо плането-климатически: светилко, звездик, лунка, дождинушка, сосульчик, упыринка...
Неплохо идут десертно-закусонные: ягодка-конфетка, пампушка, пончик, рыбка, ивасюшка, селедка…
Возможны дерево-дровяные: ивушка, березка, кипарисик, бревнышко, колодушка, подколодная…
Все – предел фантазий?
Нет - есть, есть резервы!
К примеру, женскими именами ласкательно называют самые ураганные торнадо, цунами: Катрина, Рут, Жанна, Рита, Санта-Анна, Иванна, Айрин…
А почему бы не повзаимничать: урагаша, торнадуля, цунамка, катаклизмочка…
Заслуживают внимания столярно-шанцевые называния по лекале мастеровых «это – кормилица, пила – дома»: зубилушка, кувалдик, киркашка, тисоченька, плоскогубка…
Стоит поднять пласты былинно-сказочного эпоса: богатырик, тугаринушка, горынуля, ягуська...
«Лягушонка в коробчонке» - так Иванушка-дурачок отзывался о своей суженой, Василисе Прекрасной.
Это же непаханое поле! - земноводные, которых пригрели на груди: жабка, лягушонок, гадючка, очковая…

Обращусь к наследию Федора Ивановича Тютчева - большого знатока женского рода, который зачислен в список 100 великих любовников, правда, в последнюю десятку - за № 94. [2]
Но сначала несколько слов об этом самом списке 100 великих.
Не согласен - это что за список такой, где сплошь де Сады, Нероны да Калигулы!
Спросите любую нормальную тетку, захотела бы она испытать на себе их когтистые лапы?!
А всего лишь 16-е место Чингисхану?!
Почетно, конечно, но напомню его жизненное кредо: «Самая большая радость для мужчины - это побеждать врагов, гнать их перед собой, отнимать у них имущество, видеть, как плачут их близкие, ездить на их лошадях, сжимать в своих объятиях их дочерей и жен». [3]
Последнее подтверждают генетические анализы: чуть ли не каждый десятый степняк – его отпрыск!
Но вернемся к Тютчеву. Официально имел 6 (шесть) детей от 2-х (двух) жен и 3-х (трех) от любовницы, подруги дочери по институту благородных девиц, которые с согласия 2-й жены тоже носили его фамилию.
А сколько тютчевских байстрюков не носили его фамилию?!
Так как же Тютчев стихотворно называл своих многочисленных единственных и неповторимых?
«Младая фея», «нимфа», «друг мой милый», «ангел мой» - всё какие-то не во плоти!
И только один раз в его эпистолярном наследии встречается, как у людей: «Говорил ли я тебе, КИСКА, - пишет великий любовник № 94 своей жене № 2, - что изгнанник Тургенев … живет по соседству со мной? ... Он усиленно меня просил передать тебе от него поклон». Далее Тютчев сообщает, что пересылает ей «Записки охотника», и усиленно просит дождаться своего приезда, чтобы почитать их вместе.
В другом письме такая же усиленная просьба – совместно вечерком почитать тургеневскую «Муму»!
А не будь этой тяги на сон грядущий усиленно интеллектуалить, глядишь, Федор Иванович, конечно, до Темучина Есугеевича не дотянул бы, но занял бы место подостойнее среди 100 великих!

А вот привет из Татарстана. Или Казании? … а может Булгарии?
Горячие татаро-казано-булгарские парни так горячо спорят, как самоназываться, что дело может обернуться мордобоем!
Как по мне, следует принять во внимание популярность этих поименований у завзятого соседа.
С казанином припоминается всего одно: «называй меня хоть казанком, только не сади в печь».
Булгарин… ну… был такой советский деятель Булганин… Ладно, зачет, но очень сомнительный!
С татарином же связаны и «поскреби русского – найдешь…», и «незваный гость хуже…», и в песне воспет: «да нехристь староста-… меня журит, а я терплю», и даже отождествляется: « нам … все равно – пулемет или водка, абы с ног сшибало».
Получается 1-1-4 – убедительная победа «татарина»!
А может не стоит отказываться ни от одного, а стать янусами трехимёнными: «татарин» - официоз, «казанин» - бытово, а «булгарин» - для души.
Или употреблять по времени суток: с утра – казанин, днем – отзываться на татарина, к вечеру – обернуться в булгарина, а ночью - … ???
Да, проблемка – нужно еще как-то самопоименоваться!
Уверен, это легко преодолимо, ведь имятворчество - татарская национальная забава.
Сумели же придумать более ТРЕХ ТЫСЯЧ (!) дамских имен. [4]
И каких!
Имен, в которых и сияние звезд, солнца, луны, журчание ручья (Маннура - луч, сияние, источник света, родник с чистой водой), и трель соловья (Былбылниса - подобная соловью), и аромат цветов (Хуббигуль - любимый, наполненный любовью цветок), и тепло женской души (Халима - терпеливая, мягкая, добросердечная, милосердная, скромная).
Широко известная Алсу - не просто красавица, она еще и розовощекая.
Вот имя пассии Габдуллы Тукая - Гульсинур (с грудью, похожей на лучезарный цветок).
Не забыта и Волга (у татар - Идель): Иделя – волжская, Идельбика - богатая, величавая, как Волга.

Среди дамских имен у русских тоже попадаются красивые: Дуня - кажущаяся (!) доброй; Клавдия – хромоножка; Капека - маленький аист; Жанна – «господи помилуй»; Серафима – пламенная; Аграфена - дикая кобыла.
И среди  татарок имеются, которые коня в горящей избе остановят: Ялкын - пламя, огонь; Хавария - кавалерист; Сардария - командир; Наизя – копье; Шамсира - с клинком, саблей.
Но татарки, все-таки хозяйновитее, таких у русских нет: Акфалия - замки, запоры; Банана - палец; Макфаза – трамплин; Хаджиба - вахтер, швейцар.

Не сделаю великого открытия, что придумывание музыки – чисто мужское занятие.
Назовите-ка композитора женщину.
Сколько ни спрашиваю, после напряга кроме Пахмутовой, обычно, никого не припоминают.
Так и с придумыванием имен.
Доказательство? – мужеских имен в два раз больше, чем дамских.
Здесь татарские кабалеро тоже отличились, не обделили себя любимых – ШЕСТЬ ТЫСЯЧ с гаком!
Все, как на подбор, истинно-настоящие луно-звездо-солнце ликие красавцы, коршуны сизокрылые, грозные барсуки, могучие слоны (в смысле львы). [5]
А вот с образованностью и ученостью не сложилось – на шесть тысяч не набралось и полторы сотни. Соответственно, плохо востребованы и умные образованные девушки – только четыре десятка.
Какой могучий слон луноликий согласится иметь жену образованнее себя, даже если она Прекрасная? Это только полный Иванушка-дурачок пожизненно будет терпеть Василису Премудрую!
Родство душ с «завзятым» соседом у татарина наблюдается и в несклонности к стяжательству. Меньше всего востребованы богатые госпожи-хозяйки (жалкие два десятка), да и поименованы они как-то неблагозвучно: Абыз, Баракат, Вафира, Мукатдама, Рагида, Табриза, Хузия.

В завершение - выбранные наудачу женские татарские имена. Почувствуйте мелодичность их звучания и поэтику толкований (по-татарски они звучат еще мелодичнее  - сингармонизм, однако).
Абельхаят - живая вода, эликсир
Айназ - красивая, миловидная, нежная и лучезарная, как луна, стройная и изящная, нега, ласка
Альфия - та, которая будет жить тысячу лет; поэма, состоящая из тысячи строк; самая первая
Балбика - сладкая, как мед
Басира - зоркая, видящая сердцем, одаренная
Гакрама - голубица, голубка
Гузель - очень красивая, неписаной красоты, ослепительная
Гульдения - с дыханием цветка, распространяющая цветочные ароматы
Далия - гроздь винограда
Динара – драгоценная
Жизель - красавица, пронзающая сердце словно стрела
Замзамбану - прекрасная, как вода в священном колодце Замзам
Зульфинур - лучезарные кудрявые волосы, лучезарный локон
Калбика - девушка с родинкой, счастливая
Каракюз - черные глаза, черноглазая девочка
Кейлабадар - вечер, озаренный сиянием полной луны
Кейсана - щедрая, первый теплый весенний дождь
Махишакар - красивая, как луна, и сладкая, как сахар
Минлебахар - счастливая весна
Надия - утренняя роса; зовущая, приглашающая, щедрая
Назиля - ангел, сошедший с небес; близкая, своя, гостья
Нурджаннат - сияние рая
Рагиба - идеал, мечта, желанная, долгожданная, предмет мечтаний
Рамиля - таящая в себе волшебство, чудесная, чудодейственная
Сагадат - счастье, благоденствие, блаженство
Сафия - чистая, без примесей, настоящая; искренняя; избранная
Сылуназ - нежная красавица, красивая нега, ласка
Тазиба - венценосная, чистая, непорочная девушка
Тансылу - прекрасная, как утренняя заря, красивый рассвет
Туйбика - девушка-праздник
Хазиля - рассказывающая смешные истории, шутница
Харида - жемчуг, не имеющий отверстия; непорочная девушка
Хуббигуль - любимый, наполненный любовью цветок
Хуршида - светлое, яркое солнце, солнцеподобная красавица
Чиябика - сладкая, как вишня
Шагриджихан - луна мира, вселенной, самая красивая в мире
Шикария - подобная сахару, сладкая, медовая, дарящая негу
Эндженур - лучезарный жемчуг
Юлдуз - красивая, лучезарная, как звезда

КОММЕНТАРИИ
1 - кавсар (араб.) - источник в раю
2 - Муромов И.А. «100 великих любовников»
3 - приведу еще несколько дошедших до нас высказываний величайшего Потрясателя Вселенной:
«Глядя на лошадиные морды и лица людей, на безбрежный живой поток, поднятый моей волей и мчащийся в никуда по багровой закатной степи, часто думаю: где я в этом потоке?»
«Бей первым и никогда не останавливайся на полпути. Делаешь - не бойся, боишься - не делай».
«Лучше быть последним среди волков, чем первым среди шакалов».
«Если великие люди [государства]… не будут крепко держаться закона, то дело государства потрясется и прервется, будут страстно искать Чингизхана, но не найдут [его]!»
«Можно в любом месте повторить любое слово, в оценке которого согласны три мудреца, в противном случае на него полагаться нельзя. Сравнивай и свое слово и слово любого со словами мудрых; если оно будет [им] соответствовать, то может быть сказано, в противном случае [его] не надо произносить!»
4 – женские, мужские татарские имена наиболее полно представлены на сайтах http://назвать-девочку.рф/ и http://назвать-мальчика.рф/ - 3012 и 6194 соответственно. Для сравнения: русских женских, мужских (включая Виулена, Кадрия, Ревмира, Карм, Партизан, Рэм и т.п.) – 461 и 598, казахских – 258 и 546.
5 - «слон» происходит от тюркского «aslan», что значит «лев». Ни льва, ни слона славяне не видели, вышла путаница, которая сохранилась во всех современных славянских языках.