В битве с чудовищами, на краю Бездны...

Алекс Нефедов
«Wer mit Ungeheuern kаmpft, mag zusehn, dass er nicht dabei zum Ungeheuer wird. Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein»*...
Эта хрестоматийная и ставшая с недавних пор даже культовой фраза Фридриха Ницше самым мистическим образом относится к жизни и творчеству выдающегося русского художника Василия Васильевича Верещагина, грандиозная выставка работ которого открылась 6 марта 2018 года в залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу.
Более 500 работ со всего мира - из разных музеев, галерей  и частных коллекций впервые столь масштабно демонстрируют творчество живописца, произведения которого имели очень непростую судьбу. Одни работы подняли мастера на вершину  народного признания и уважения  властьпредержащих, а другие были категорически запрещены в России, но  художник с колоссальным успехом продавал их на аукционах в Северной Америке.
В истории русского искусства Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) представляет особый тип художника — путешественника, репортера, первооткрывателя. Верещагин был боевым офицером, литератором и философом, значительно более мощной и страстной личностью, чем любой из его современников - живописцев. Исследователь - этнограф, он вывел жанр этнографических зарисовок на уровень высокого искусства. Но главным вкладом Верещагина в русскую культуру было то, что он кардинально реформировал батальный жанр.
Пересказывать биографию художника – дело благородное, но вряд ли благодарное. Его картины – по-сути и есть вехи его судьбы и творческих свершений. Туркестан и Балканы, Япония и Подмосковье, Индия и города Среднего Поволжья, Палестина и Сирия, Куба и Соловки  – таковы маршруты его путешествий, нашедших отражение в сериях замечательных работ – от пафосных и полных трагизма полотен до камерных зарисовок.
В 1867 году, после возвращения из Парижа, где Верещагин совершенствовал своё образование, он получил приглашение стать художником при Туркестанском генерал-губернаторе. И вскоре отличился и даже получил орден. Как гласила реляция «Во время восьмидневной осады Самаркандской цитадели скопищами бухарцев, прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон. Когда неприятель в огромных массах приблизился к воротам и кинувшись на орудия успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился и своим геройским примером увлёк храбрых защитников цитадели».
Спустя ровно десять лет, в 1877 году, во время русско-турецкой войны Верещагин был тяжело ранен шальной турецкой пулей на борту миноносца «Шутка», устанавливавшего на Дунае контактные мины. «В ожидании того, что вот-вот мы сейчас пойдем ко дну, я стоял, поставив одну ногу на борт; слышу сильный треск подо мною и удар по бедру, да какой удар! — точно обухом» - вспоминал впоследствии художник.
Физические страдания и душевные драмы, которые мастер пережил во время своих путешествий, нашли отражение в его произведениях, оказывающих сильное эмоциональное воздействие на зрителей.
Мастер обличал войну и насилие во всех его проявлениях. Он сражался с чудовищами пером и шпагой, кистью и палитрой. Не раз заглядывая смерти в глаза, он самым трагическим образом привлек к себе внимание Смерти. И она  увидела художника… В 1904 году бездна его буквально поглотила: он погиб во время подрыва на японской мине броненосца «Петропавловск»  на внешнем рейде Порт-Артура.
По своей мощи Василий Верещагин в живописи равнозначен Льву Толстому в литературе. Они не были близко знакомы, но по духу, по своим взглядам и гражданской позиции их однозначно можно назвать единомышленниками. Приходите на нынешнюю выставку в ГТГ и убедитесь в этом сами.
* В переводе с нем.: «Кто сражается с чудовищами, тот может быть уверен, что он не станет чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».