Джимми на льду

Наталия Май
                Джимми на льду

                о кинокартине «Лед»

Абсолютное большинство зрителей (а, может, и все – без единого исключения) выходят из кинотеатров в состоянии эйфории, испытав ощущение, что они зарядились положительной энергетикой. И я – тоже. Поэтому все дальнейшие ассоциации – ни в коей мере не умаление достоинств картины, которая мне понравилась почти на все сто процентов.

Жанр называют мюзиклом. Но снят фильм своеобразно – иной раз вызывая недоумение. Потому что зрители не совсем понимают и различают, где реальные события, где сны, фантазии, мечты героев… В мюзикле это четко разделено и разграничено. Вот герои разговаривают о жизни, а вот – лирическое отступление: запели и заплясали. Закончилась песня (и танец), и зрители возвращаются к реальности. И в американских, и в индийских музыкальных картинах это – именно так. Но, конечно, киноязык меняется, к такому кинематографическому стилю надо привыкнуть. К концу фильма я уже освоилась и стала «въезжать». Напряг меня в этом смысле по большому счету один эпизод – когда героиня лежит в больнице, а медработники пританцовывают, оказывая ей помощь. Это мне показалось несколько… чересчур.

На самом деле название этому жанру, возможно, еще придумают кинокритики. Мне показалось, что это – некое «обживание» песни, выбранной для того или иного эпизода фильма. Музыка подобрана точно, каждый раз выстрел – прямо в цель. Диалоги в фильме смешные очень, но в кино в отличие от театра не вербальный язык важнее: операторская работа, пластика актеров, музыка. И здесь сочетание музыки и пластики выражает больше, чем способны выразить любые слова.

Фильмов книг о закулисной стороне спорта и балета – немало. Причем это часто показывается как такой кромешный ужас, что остается удивляться фанатизму тех, кто согласен жить так, как нам показывают или представляют на страницах литературных произведений. Остается недоумение, вопрос: ну, хоть что-то хорошее есть в этой жизни? Крупицы радости, смысла? Или дети действительно с утра до ночи готовы рисковать тем, что переломают себе все кости? И выслушивают только крик тренеров? Музыканты, к примеру, тоже много тренируются и изнашиваются, но, хотя бывают случаи, когда люди «переиграли» руки, они не рискуют сломать позвоночник или разбить себе голову. Я помню, как сама в детстве была заворожена льдом больше, чем балетной сценой, бредила фигурным катанием, была без ума от Катарины Витт, но реальный лед меня пугал, я знала, чем это грозит, и держалась от него подальше. Одно дело – ребенок увлекся, глядя на красивую картинку по телевизору, но, придя в секцию, быстренько понял, что это такое в действительности и сбежал… Таких ситуаций много. В музыке тоже их  - сколько угодно. Но те, кто остался… что им помогает выдерживать эти сверхчеловеческие физические и нервные перегрузки? И ответов на эти вопросы авторы фильмов и книг не дают. А это – действительно интересно. Один из ответов (возможно, нелестный, но правдивый): некоторым даны физические сверхвозможности, но не умственные. И для них путь к славе и деньгам только один – тренировки. Были бы способности в той области, в которой не надо «ломаться» с ног  до головы, они бы себя истязать не пошли. Но опять же – не все люди амбициозны. Кто-то вообще не рвется наверх и готов всю жизнь торговать в киоске. Как тетя главной героини.

На самом деле знать, что именно в совокупности движет профессиональными спортсменами и артистами балета, могут только те, кто этому посвятили жизнь. И я все-таки предполагаю, что есть в их жизни и светлые стороны, но их почему-то показывать не хотят, делая упор только на самом тяжелом. И здесь – тоже так. В сочетании с песней «Я солдат», которую хором исполняют измученные девочки, живущие в интернате, это производит убийственно гнетущее впечатление.

Из актеров мне очень понравились Мария Аронова (тренер), Ксения Лаврова-Глинка (тетя девочки) и Александр Петров (хоккеист и будущий жених). Мария Аронова сыграла многогранный образ. Женщина, которая отдает жесткие команды, в глазах таит улыбку, хитринку. Получился образ с затаенной лукавинкой – благодаря тонкой работе актрисы: голос командный, глаза отстраненные, слегка насмешливые. Ксения Лаврова-Глинка вообще меня восхитила – и репликами сценария (на редкость смешными), и вживанием в смачный комедийно-характерный образ героини второго плана, женщины, которая свято верит в гороскопы, приметы, не удивлюсь, если – в гадание и колдовство. Александр Петров – один из редких современных актеров, которые не относятся к обезличенно-модельному типу без признаков характера и харизмы. У него ярко выраженный «народный» типаж, как у Шукшина или Рыбникова, с целой гаммой чувств: бесшабашностью, стеснительностью, грустью. Он и стихи прекрасно читает – я это слышала в одном из фильмов с его участием.

Когда фильм закончился, я не сразу осознала, какие ассоциации он у меня вызывает. В основном – впечатлением от финала, но и другими эпизодами – тоже. Вспомнилось «индийское» детство: тогда ребята компаниями бегали в кинотеатры, чтобы посмотреть индийские фильмы. И их выгоняли контролеры, потому что ходили они посмеяться и мешали тем, у кого было серьезное настроение, следить за сюжетом и переживать. «Танцор Диско», конечно же, вспоминается в первую очередь. Каким-то поразительным образом создателям «Льда» удалось соединить дух индийских мелодрам с российским реализмом.

Когда в индийских фильмах появлялась очень благородная женщина в роли матери главного героя (или героини), сразу становилось понятно, что с ней сейчас должно что-нибудь случиться: она внезапно упадет и красиво умрет. Так и случилось с героиней Ксении Раппопорт, «прожившей» в фильме буквально несколько небольших эпизодов. Если появлялся персонаж, который в дальнейшем проявлял себя как отрицательный, это у него было на лбу написано аршинными буквами: кривая ухмылка, циничный прищур. В фильме «Лед» - это первый партнер героини (которого ближе к финалу решили сделать хуже, нежели он изначально себя проявлял, усилив плохие черты). А если он должен стать положительным, это опять же было сразу понятно – он еще не успел ни одного слова произнести, а благородство ТАК светилось в очах… Александр Петров сыграл именно такого героя. Но он, конечно же, был многограннее,  благодаря юмору своих реплик и своей собственной актерской многокрасочности. В индийском кино герой или героиня выздоравливали от всех мыслимых болезней, встретив настоящую любовь. В фильме «Лед» именно это и происходит. Финал – индийский на все сто. Героиня выходит на лед с бывшим хоккеистом, быстро переквалифицировавшимся в фигуриста, музыки нет, люди в зале поднимаются и начинают петь…

Я вспомнила сцену из «Танцора Диско», когда вся Индия упрашивает главного героя, Джимми, выйти на сцену и спеть. Индия кричит: «Пой!» Джимми отвечает: «Нет!» Индия настаивает: «Пой!» Джимми сопротивляется: «Нет!» Но, конечно же, он в результате споет… А героиня «Льда» выйдет – и прыгнет.