В плену рейтинга, комикса и проекта

Григорий Азовский
Сладка ли жизнь современного ученого? Что является его путеводной звездой? Какие двигатели и движители обеспечивают его энергией?
Разговор может быть длинным, а может быть и коротким. Выберем короткий вариант. В нем мы коснемся трех глобальных факторов: мира рейтингов, мира комиксов и мира проектов. Эта магическая триада пришла к нам с Запала, как это сделали Три Грации (Аглая, Талия и Евфросина),как Три Мушкетера (Атос, Партос и Арамис), как Три  товарища Генриха Бёлля и многие другие. Мы, наивные, но верные ученики, это массово осваиваем, кто с удовольствием, кто без.Впрочем у нас и своих таких хватает ("На троих", Три тополя на Плющихе" и т.п.).
Но вернемся к теме.
 С рейтингами более или менее понятно. Современный ученый гибнет в битве за рейтинг. Железная пята рейтинга безжалостна и беспощадна. Раньше люди гибли за металл. Сегодня тоже. Но не совсем. Чтобы поиметь металл, надо поиметь рейтинг. Без рейтинга - ни шагу вперед. Миром правят топы и листы. Я имею в виду топ-10, топ-100 и т.п. листы ученых, университетов, стран, книг, журналов, идей, слов. Не забудем также списки номинантов (претендентов) на попадание в лонг-листы, а потом и в шот-листы. Идет нешуточная борьба: топот армии претендентов и шелест листов. Битва и молитва, агон и агония,  состязание до истязания, война до последнего ученого. Могущественные топовые журналы, их всесильный первый квартиль, менее могущественные, но также чаемые и вожделенные, второй и третий квартили маячат перед носом озабоченного ученого. Всякие Scopusы и Webofsайeнсы  заставляют идти во все тяжкие, чтобы достойно отрейтинговаться и попасть если не в число избранных, то хотя бы в группу, чтоб не стыдно было. В ученом мире невероятная суета, всем надо непременно попасть в престижные издания. Не попадешь- пропадешь. Не будет балла, не будет металла. А ведь на носу конкурс. И не изберут. И что? На паперть? Дети плачут, а жена –курочка кудкудахчет. Впрочем, она тоже ученый. И у нее тоже конкурс. А у Марьи Ивановны индекс выше. Жуть!
Но есть и плюсы. Конференций всяких тьма. Весь интернет кишит от предложений. То Гонкогнг, то Токио, то Сидней, то Мадрид, то Чикаго. Выбирай любую. И все предлагают, предлагают, но … не бесплатно
 Чем престижней конференция, тем больше взнос на участие, достигающий порой с точки зрения русских стандартов космических размеров. А еще доехать, долететь, а иногда и доплыть надо и за гостиницу заплатить. Конечно, частично расходы можешь компенсировать за счет грантов (О, это тоже особая тема) или за счет университета. Но это редко спасает ситуации. Но если ты выдержал испытание, то получишь вожделенный Скопус или Вебофсайенс. И  приторчишь в рейтинге. Но какой кровью!
Но есть в этой истории один приятный момент. Каждая конференция это спектакль. Я не имею в виду культурную программу: музеи, достопримечательности, концерты, выставки и пр. Я говорю о самой конференции. Все участники поочередно выходят на подиум, и начинается так называемая презентация. На экране демонстрируется череда картинок, созданных с разной степенью талантливости и в разных стилях. На них изображены в виде слайдов достижения автора доклада. Чем забавней картинка, тем интересней доклад.  А они сыпятся как из рога изобилия, а оратор каждую комментирует, вызывая время от времени острую реакцию аудитории. То ли кинематограф, то ли комикс. Скорее, второе. Уж больно все пестро и нарративно, как в комиксе: вот тебе картинки, вот тебе надписи привлекательным, орнаментальным шрифтом, вот тебе таблички глубокомысленные. И все это в сопровождении ненавязчивого монотонного, полусонного комментария. Но эффект мульмедийности есть. Слушающие и видят, и аудируют, наслаждаясь видио- и звукорядами, а также личностью говорящего. А есть чудаки, вплетающие в звукоряд презентации поэтические строки. Если докладывает астроном , то он говорит  о том, что «и звезда с звездою говорит», если это врач, то он сообщает о «сердце, которому не хочется покоя», если филолог, то он он мечтает о том, чтобы он все «мог бы выразить в звуке». Соревнование идей превращается в спектакль, в котором благодаря умным современным технологиям и мастерству исполнителя доводится до сознания рецепиентов великие научные идеи с примесью художественности и публицистичности. Впрочем, такой способ подачи информации используется не только учеными, но и чиновниками, вплоть до правительственных. Министры тоже балуются на своих заседаниях комиксами. А если заседание-совещание посвящено научным проблемам, то они окрашиваются не только в  художественные, но и бюрократические цвета.
Да,  почти забыл. Я несколькими строками выше  вскользь упомянул о научных проектах. О Проект! Как звучно это слово. Как величественна его история! Ведь проект родился в эпоху Возрождения, в эпоху кипения мысли и творчества. Выдающимся проектантами были Пифагор, Архимед,Леонардо да Винчи,  Витрувий, Герон. Проект проник даже в словесность. Вспомним хотя бы нотариуса Антонио да Темпо, который «спроектировал» сонет – жесткую, но удивительно гармоничную форму стиха. В наши дни проект как сущность и как слово получил невероятное распространение. Всякий прожект, задумку, затею  называют проектом. Проектом можно назвать все:  и божий дар и яичницу. Это не только величественное здание , мост или межконтинентальная   ракета.Это нечто любое: культурологическое, кулинарологическое, эстетическое и гедонистическое. Это и скабраезный спектакль, и дикое шоу,  и эпатажноя инсталляция. Все прикольное и крутое.    А в науке это нечто фундаментальное и инновационное. Это замечательное  слово связано с другим. не менее замечательным. В нем есть что-то величественное. Это Грант. Написание проекта – большое искусство. Есть талантливые грантописцы, познавшие все тайны этого таинственного продукта бюрократической изобретательности. Не все ученые склонны к  такому творчеству. Есть в ученой среде творцы, работаюшие в традиционной манере, фантазия которых не способна разместиться в  жестких формулировках проекта.    Помнится, пару лет назад на моем факультете произошло событие из ряда вон. Подошел срок переизбрания на должность профессора одного удивительного человека. Невероятно талантливого, яркого, обаятельного, блистательного лектора, автора интереснейших  и популярных в интеллигентной среде передач на телевидении и радио. Получив необходимые документы, конкурсная комиссия узрела, что нет у него никаких скопусов и вебофсайенсов, а главное, он не удосужился принять участия ни в одном проекте по линии Научных фондов. А такое участие было необходимым условием продления контракта. Был большой шум и суета. Все как-то в конце концов образовалось. Но крови было попорчено немало.
Может, все образуется не только с проектами, но и с с рейтингами и комиксами. И все мы заживем счастливо и богато. Но прежней наивной жизни у ботаников уже не будет.


      Григорий Азовский, профессор