Мороз и водка

Виктор Садилов
 Люблю встречи со старыми друзьями!
 Ведь вы знаете как обстоятельства раскидали северян по необъятной России, сделав эти встречи редкими, но в то же время превратив в праздник.
 С Колей Толокновым встречаюсь чаще, чем с другими знакомыми и друзьями, потому что он живет теперь ближе остальных земляков и это сближает и делает нас роднее.
 И на этот раз увлекшись разговорами и воспоминаниями поделились похожими по сути но разными по итогам историями.

 Моя всплыла из глубин прошлого и получилась  очень печальной. Все произошло так:
Жила-была семья, не большая- он да она. Были уже в возрасте, но детей не имели.
 Род их занятий был незатейлив и прост. Его звали Иван Андреевич и известен он был в поселке как хороший сапожник. А ее народ меж собою называл просто Тамарка-седая. Работать она могла где угодно, от уборщицы в магазине до тепличницы.

 Попали они однажды на вечеринку к знакомой по случаю именин. Дело было в конце января
 и  морозы стояли  под пятьдесят... Иван Андреевич, как  положено сапожнику на Руси любил крепко выпить. Вечеринка удалась на славу! Песни, шутки, угощение и конечно вино рекой!

 Тамарка-седая не уступала мужу, и куражилась наравне с ним. Расходились по домам уже за полночь. Все стихло, в небе разгорелись звезды и только мороз потрескивал по углам съежившихся от холода избушек сельчан.

 Татьяна — виновница сегодняшнего пира, привела стол и посуду в порядок, прибрала комнату, поцеловав спящих деток и мужа-прилегла сама. Неохотно улеглось праздничное возбуждение дня и дрема уже начала уносить в мир безмятежного сна.

 Но сквозь сладкий туман морфея, проник тревожный едва уловимый звук, откуда то извне.
Опять повторился. Звук похожий на скулящий плач щенка. Тревога мгновенно сбросила сонное оцепенение и вся включилась в слух. Вот снова из-за стены, с улицы послышалось жалобное скуление.

 Мужа будить после бурной вечеринки наверное было бессмысленно. Пришлось вставать самой и включать свет. Скоро и как попало одевшись, осторожно вышла в темноту и холод.
 После домашнего тепла, мороз обжег лицо. В свете исчезающего месяца и звезд едва различалась тропинка к калитке.

 Прошла вдоль стены и за углом дома в истоптанном сугробе обозначилось огромное темное пятно. Стало жутко, хотелось убежать домой и позвать мужа, но в это мгновение стало ясно, что это человек. Свалившийся и пытающийся подняться на ноги.
Он не то скулил, не то плакал.

 Фонаря все равно дома не было, но надо было что-то делать! Отбросив все страхи подошла вплотную и нагнулась, пытаясь разглядеть подробности. С трудом узнала в этом существе Ивана Андреевича. Он был пьян и обессилен до крайней степени. Пришлось вернуться в дом и энергично будить мужа.

 Вдвоем приволокли полуживого гостя в дом и оглядели при свете лампочки. Зрелище было
ужасным, но руки!  Руки были без рукавиц и вид их не сулил ни чего хорошего. Растопыренные и частью скрюченные пальцы не хотели двигаться и не подавали признаков живого тела.

 Почти до утра возились отогревая и оттирая несчастного мужика. Дождавшись утра, Татьяна побежала в аптеку к соседке. Ее квартира и сама аптека находились в одном подъезде 
соседнего барака. Екатерина, женщина отзывчивая и добрая не мешкая поспешила на помощь.
 
 О скорой помощи в то время не было еще понятия в нашем захолустье. К здоровью человека и самой жизни относились очень пренебрежительно. Тогда мало задумывались о ценности личности и его здоровья.

Екатерина будучи опытным фармацевтом поняла что дела пациента очень плохи и его надо срочно отправлять в больницу. Так вскоре и сделали, подняв на ноги завгара и самого директора совхоза. А жена Ивана Андреевича, Тамарка-седая пока не проявляла беспокойства отсутствием мужа.

 Не хочу смаковать подробности. В финале любителю выпивки ампутировали обмороженные
 пальцы и списали в разряд инвалидов. Татьяна горько переживала эту трагедию и всю жизнь
 молила у бога прощения, считая себя виноватой.
 
Тамарка-седая внешне не подавала признаков раскаяния и вины, только жаловалась знакомым на судьбу мачеху. Ивану Андреевичу нечем стало держать стакан и стал он трезвенником. Только тяжело ему стало, зависим теперь от няньки. А у няньки пальцы   стакан держат пока цепко.

 Сапоги да валенки не починенные, что стоят в углу с укором напоминают о прошлом, но хозяева потихоньку их возвращают назад. И деревня пока без сапожника.

А вот Колина история более оптимистична:
 Каждый день, утром в обед и вечером гуляет он со своей собачкой, которую не бросил как многие на севере, а не пожалев своих нервов и средств привез в Воронеж.

 Прогулка занимает времени около часа и маршрут у них привычный. До виадука и назад но тропинке вдоль железной дороги. Да вы их можете увидеть сами, если придется на поезде ехать в Москву.

 В этот раз не дойдя до моста разминулись с мужичком, который неуверенно передвигался по причине чрезмерного веселья. Развернулись домой пройдя максимальную точку удаления и не очень далеко от места недавней встречи, снова тот же мужик. Только уже в горизонтальном положении. И пусть бы себе отдыхал, не мешая ни кому. Да в декабре при отрицательной температуре отдых может закончится трагедией.

 А этот разлегся поперек тропинки, и ручку под щечку еще подсунул, чтобы помягше и удобнее, значит. Растолкал его, да он приоткрыв один мутный глаз только мычит недовольно.
 Руки от снега талого мокрые пока, не обледеневшие. Одел ему свои перчатки и попросив подождать решил собаку домой отвести. Неудобно ведь, собака на поводке да еще тело в центнер.
 
 Через пол-часа вернувшись нашел несчастного в той же позе и на том самом месте. Лежит-спит. И руки в перчатках вязанных опять под ушко подтолкнул. Начал его тормошить и будить. Да не проспался, времени не хватило.

 Если господь посылает нам ангела-спасителя, то не заботится о его образе. В этот раз для  несчастного гуляки он явился Колей. Он терпеливо бился над ним часа полтора, пока тот стал приходить в себя. Тут ему еще и мама позвонила на мобильник, обеспокоенная долгим отсутствием. На остановке автобуса, куда его довел таки Коля, он мог уже разговаривать и объяснить где живет. Прощаться не стали не до того было.

 И в наше гуманное время наверняка каждый встречный поможет вам и снимет с себя теплые рукавички и даже пальто, чтобы согреть и спасти. А может я что путаю...