Было это, в далеких 80х. Ходил с нами в экипаже токарь. Не токарь, а чудо-богатырь русский. Под два метра ростом, сажень косая в плечах. И друг у него был-старший моторист. Невысокий такой, с животиком. Как мячик . Но живой очень, холерик. Вадиком его звали.
Купил наш токарь «Волгу» за границей. И не просто «Волгу», а пикап, да еще и с дизелем. Мечта любого моряка того времени застойного. Дизель, это-дизель. Заряжайся у трактористов в поле и забот с горючкой не знай. Поставили на палубу в корме. Естественно все щупают, смотрят, мотор слушают. Завидуют. А движок то подстукивает. Стучит где-то в районе коленвала. Выдернули токарь со старшим мотористом мотор, в токарку спустили, разобрали. Подшипник один накрылся. Новый подобрали, по- моему, у меня из ЗИПа для шлюпок сперли (я тогда еще 3-ий механик был и за шлюпки отвечал).В общем собрали не торопясь и обстоятельно, ТНВД и форсунки старший моторист перебрал и выставил. Подняли на палубу, в «Волгу» установили, и торжественный пуск назначили.
Народ собрался. Ждут все. Судно в мое идет, вечером развлечений мало, а тут-такое событие. Да и повод обмыть есть. Пошлют же счастливого обладателя к Деду или Мастеру за пузырем движок обмыть. Чтобы не ломался и ходил долго-долго.
Стартанули. Нет пуска. Крутит стартер, а движок даже не чихает. Крутили, крутили-аккумулятор высадили. Ладно, завтра разберемся, темно уже.
Аккумулятор зарядили им электрики за ночь. Но и завтра пуска нет… И послезавтра. Старший моторист форсунки по новой опрессовал. И угол опережения на ТНВД перепроверил. И зазоры тепловые . Но, нету пуска и все! Приделали приспособу для кривого стартера к пневмомотору для очистки палубы, чтобы не аккумулятором, а воздухом крутить. Крутят, крутят ,но нет старта и все! Неделю возятся, вторую…У токаря голова ехать начала. Не спит, о «Волге» сутками думает. Старший моторист закрываться на ключ на ночь начал. После того ,как токарь ночью к нему пару раз зашел, сел на стул и сидит молча. Да на него, спящего, не по- доброму смотрит. Нехорошо так смотрит. Тот и проснулся от взгляда. "Чего надо?" спросил. А тот: "Вадик, она же до этого работала… А сейчас-нет…" .
И днем с этим вопросом к нему заладил в форсуночную в рабочее время захаживать. И в столовой вопросом одним этим мучает. И после работы не отстает. А рейс длинный был, в Африку.
А « Волгу», что не делают, не запустить. Народ шутит:" Вадик, проснешься с утра, а голова твоя на тумбочке лежит"."Вадик, тебя токарь ищет. С молотком(топором) ходит", "Токарь! Вадик вон туда пошел". Ну и так далее.
А ларчик то, оказывается ,просто открывался. В очередной раз Вадик форсунки проверить решил. Вышел поздно вечером один, от токаря прячась , да и снимать их сам полез. До этого, токарь форсунки снимал-ставил. Еле отдал, так токарь затянул. Изматерился весь, откручивая гайки. И тут озарило его!
Обжал он форсунки послабее их, да стартанул. Запустилась «Волжанка» легко и сразу. И она заработала бездымно и тихо… Токарь-громила форсунки эти, своими ручищами так в крышку вжимал, что выгибало их. Не работали они, иглы клинило.
Остаток рейса уже токарь от старшего моториста прятался. Поругались они здорово, но Вадик запираться на ночь перестал.