Прокладывающая курс

                П Р О К Л А Д Ы В А Ю Щ А Я       К У Р С…


«O,  fair  she  was  to  look  on, as  some  spirit  of  the  sea,               
When  she  raced  from  China, homeward, with  her  freight
of  fragrant  tea.
And  the  shining, swift  bonito  or  the  wide – winged  albatross.
Claimed  kinship  with  the  clipper  beneath  the  Southern  Cross.»


«Подобно  движению  быстрой  макрели  и  стремительному 
полёту  альбатроса  мчится  по  волнам  под  созвездием 
Южного  Креста  белоснежный  клипер, как  дух  моря, торопясь
домой  из  Китая  с  грузом  ароматного  чая.»


Элеонор  очень  гордилась  своим  отцом, который  был  известным  капитаном  шхуны  «Калифорниан». Как  и  большинство  детей  моряков  небольшого  приморского  городка  Марблхэда, расположенного  севернее  Бостона, она  с  ранних  лет  привыкла  к  его  частым  выходам  в  море, каждый  раз  радостно  встречая  отца  на  берегу. В  отличие  от  сверстниц  Элеонор  была  очень  смышлёной, интересовалась всем, что  относилось  к  морю  и  кораблям.

Как – то  раз  Джон  Прентис – отец  девочки  принёс  в  дом  какой – то  невиданный  инструмент  с  линейками  и  зеркалами, вызвавший  любопытство  Элеонор.
«Папа, может  ты  объяснишь  мне, что  это  за  прибор, который  ты  так  бережно  принёс  с  корабля? – спросила  девочка.
«Моя  дорогая, ты  даже  не  представляешь, какую  пользу  он  приносит  в  плаваньи. Это  секстан – навигационный  инструмент, определяющий  положение  корабля  в  море  по  солнцу, луне  и  некоторым  звёздам.»

Сказанное  очень  заинтересовало  Элеонор, и  она  попросила  отца  научить  её  пользоваться  секстаном. Капитан  Пренсис  любил  навигацию  и  штурманское  дело, а  так  как  у  него  не  было  сына, кому  он  мог  передать  свои  знания, то  с  готовностью  согласился  сделать  это  для  своей  дочери. Элеонор  хорошо  давалась  математика, поэтому  она  быстро  постигала  геометрические  знания, необходимые  для  выполнения  штурманских  расчётов. Вскоре  она  могла  применить  секстан  и  компас  на  практике. Отца  очень  радовали  успехи  такого  умного  и  сообразительного  ученика, каким  стала  его  дочь.

Большинство  молодых  девушек  Марблхэда  стремились  удачно  выйти  замуж  и  создать  семью. Подруги  Элеонор  посмеивались  над  ней  и  никак  не  могли  понять, почему  она  решила  изучать  корабельную  навигацию, оставаясь  в  недоумении, как  это  вдруг  девушка  хочет  стать  штурманом, ведь  такая  профессия  всегда  считалась  мужской. Сама  Элеонор  считала  штурманское  дело  не  только  любимым  занятием, но  возможностью  достичь  чего – то  большего  в  жизни, чем  выполнять  обязанности  обычной  жены  моряка. Она  не  хотела  оставаться  одна  дома  и  ждать, пока  её  муж  скитается  по  морям. Элеонор  стремилась  на  море  и  надеялась, что  её  познания  в  навигации  пригодятся  на  борту  судна.

Она  была  хороша  собой, происходила  из  знаменитой  семьи, поэтому  пользовалась  успехом  у  мужской  половины  городка, однако, отвергала  многие  предложения  руки  и  сердца. Элеонор  мечтала  встретить  человека, со  стороны  которого  она  почувствовала  бы  поддержку  своей  жизненной  цели – стать  штурманом  на  корабле.
Ей  было  26  лет, когда  она  познакомилась  с  капитаном  Иосианом  Перкинсом  Кризи, бывшим  на  полгода  старше  её, совершившим  длительные  переходы  в  далёких  морях. «Перк», как  она  его  называла, был  увлечён  ею, её  красотой  и  умом  и  поддерживал  стремление  Элеонор  стать  штурманом. Он  понял, что  это  совсем  другая  девушка, отличная от других  в  Марблхэде, ведь  она  хотела  стать  женой  капитана  и  готова  была  сопровождать  его  в  плаваньях. Они  поженились  и  поклялись  не  расставаться.

Первые  10  лет  Элеонор  вместе  с  мужем  совершила  несколько  переходов  в  Китай, знакомилась  с  порядками, царившими на  корабле, набиралась  опыта  в  штурманском  деле. Наступало  время  очередного  перехода  на  совершенно  новом  корабле – клипере  «Летающее  облако», капитаном  которого  был  назначен  Перкинс  Кризи.

15  апреля  1851  года  со  стапелей  верфи  Дональда  Мак  Кэя  сошёл  корабль  с  романтическим  названием  -  «Летающее  облако». Под  громогласные  крики  восхищения  он  закачался  на  волнах  бостонской  гавани.  Его  носовую  оконечность  под  бушпритом  украшала  фигура  позолоченного  ангела, дующего  в  трубу, а  плавные  линии  кормы  довершал  руль, подобный  хвосту  макрели. Необыкновенный  корабль  достигал  235  футов  длины, 41  фута  ширины, его  главная  мачта  взметнулась  над  палубой  на  высоту  127  футов. Это  был  самый  большой  корабль  в  гавани  и  он, конечно, производил  сильное  впечатление. Владельцы  этого  судна  очень  надеялись, что  он  будет  самым  быстрым из  когда – либо  построенных  ранее.
24  мая  1851  года  «Летающее  облако», совершив  путь  до  Нью – Йорка, подготовилось  отправиться  из  нью – йоркской  гавани  в  свой  первый  рейс  вместе  с  другим  клипером  «Вызов», построенным  на  нью – йоркской  верфи. Он был  больше  «Летающего  облака», и  его  строитель  хвастался, что  именно  он  завоюет  титул  самого  быстрого  корабля  в  14 – и  тысячемильном  переходе  до  Сан – Франциско.
На  «Летающем  облаке»  имелось  больше  трюмного  пространства  для  размещения  провизии  и  грузов, включавших  тюки  хлопка, мешки  со  свечами, рисом, бочки  с  вином, ящики  с  инструментами, обувью  и  маслом. Капитан  Перк  подыскивал  в  Нью – Йорке  опытных  и  надёжных  людей в  свою  команду, подобрав  почти  60  человек.


Форштевень  «Летающего  облака», созданный  узким, подобно  острому  ножу, разрезал  как  масло  морские  волны, обеспечивая  кораблю  хорошую  скорость. Три  мачты  несли  21  парус, общей  площадью  10  тысяч  ярдов  парусины. Такое  огромное  количество  парусов  отличало  этот  корабль  от  построенных  ранее, вызывая  у  Перка  сомнения, смогут  ли  мачты  выдержать  сильные  порывы  ветра  во  время  шторма.
По  ночам  Элеонор  изучала  таблицы  состояния  ветров  и  карты  течений, собранные  в  инструкциях  Мэтью  Мэури – учёного, собравшего  свод  многочисленных  переходов  кораблей за  много  лет. Правда, не  все  штурманы  тогда  использовали  эту  новую  для них  информацию, но  Элеонор  знала, она  представляла  огромную  ценность.
2  июня  1851  года  «Летающее  облако», наконец, поднял  паруса  и  вышел  из  гавани. Газета  «Нью – Йорк  трибюн»  писала: «Прекрасный  корабль, поднявший  паруса, плавно  скользил  по  воде…»
Элеонор  рассчитала, ветра  будут  благоприятствовать  быстрому  движению  судна  только  через  четыре  дня, давая  ему  возможность  за  сутки  преодолевать  280  миль, это  означало, что  он  будет  двигаться  с  небывалой  до  этого  скоростью  12,5  узлов.                …………………………………………………………………………………………………………………………………
Однажды, во  время  ужина, когда  всё  уже  было  готово  к  нему, корабль  вдруг  страшно  содрогнулся, раздался  громкий  треск. Ко  всеобщему  ужасу  обломилась  верхушка  главной  мачты, задев  вверху  бизань  мачту. Обломки  рангоута  и  разорванных  парусов  опасно  спутались  на  высоте  около  100  футов  от  поверхности  палубы. С  каждым  креном  корабля  они  неумолимо  опускались  на  нижнюю  часть  главной  мачты. Перк  опасался, что  мачта  может  не  выдержать  и  также  сломается. Выбора  не  было, пришлось  идти  на  риск, и  капитан решился  отправить  наиболее  ловких  наверх, чтобы  снять  обломанные  части  для  последующего  ремонта. Сделать  это  удалось, к  счастью, благополучно, а  затем  потребовалось  два  дня, чтобы  корабельные  мастера  починили  разорванные  паруса, экипаж  зафиксировал  обломки  мачт  и  восстановил  рангоут. Однако, по – прежнему, обеспокоенность  всё – же  оставалась, выдержат  ли  мачты  дальше.

11  июня  Элеонор  сменила  курс  корабля  на  новый, руководствуясь  инструкциям  Мэури. Вместо  продвижения  на  запад, курсом, которого  придерживались  обычно  корабли, она  направила  «Летающее  облако»  на  юг, в  попытке  минимально  пройти  зону  безветрия  у  экватора. Парусники  могли  оставаться  в  этих  безветренных  местах  несколько  дней  и  даже  недель, теряя  скорость  между  зоной  обычных  ветров  к  северу  и  южных – около  экватора. Хоть  Перк  и  не  особо  доверял  инструкциям  Мэури, он  полностью  положился  на  интуицию  и  знания  своего  штурмана  по  прокладке  курса.
Тремя  днями  позже  они  прошли  это  место  за  рекордное  время, убедившись, что  выбранный  маршрут  намного  лучше, чем  прежний. Вскоре  пересекли  экватор  и  были  в  3780  милях  от  Нью – Йорка, побив  предыдущий  рекорд. «Для пересечения  экватора  нам  потребовалось  на  два  дня  меньше, чем  ранее», - записал  капитан  Кризи  в  судовом  журнале.
Следующие  две  недели  прошли  относительно  спокойно, однако, сильные  порывы  ветра  грозились  опять  повредить  мачты. Элеанор  успокаивала  пассажиров, а  Перк  вынужден  был  наказать  двух  членов  экипажа, пожелавших  повредить  корабельный  груз.
Скоро  они  приблизились  к  проливу  Ле  Мер  у  крайней  оконечности  Южной  Америки  и  опять  вступили  в  полосу  штормов. Корабль  одолевала  сильная  качка, поэтому  все  огни  -  фонари  и  свечи  были  погашены, чтобы  предотвратить  пожар  на  борту, вследствие  чего  температура  внутри  корабля  заметно  понизилась. Сильная  облачность  закрыла  солнце  днём  и  звёзды  ночью, делая  невозможным  использование  секстана  для  определения  положения  корабля. В  этом  случае  только  интуитивные  знания  экспериментальной  навигации  могли  помочь  Элеонор  в  выборе  правильного  курса  корабля, избежать  столкновения  с  береговой  отмелью. Когда  шторм  закончился  «Летающее  облако»  успешно  преодолел  мыс  Горн. Пройдя  вдоль  берегов  Чили, корабль  направился  в  Калифорнию.
За  один  день  они  покрыли  374  мили. Это  был  рекордный  результат  для  корабля  такого  типа. Через  пять  дней  они  опять  пересекли  экватор, а  затем, поймав  в  паруса  мощные  попутные  ветра, успешно  дошли  до  Сан – Франциско.
Их  переход  занял  89  дней  и  24  часа, так  был  установлен  новый  рекорд  скорости, побивший  прежний  на  целую  неделю. Капитан  Перкинс  и  Элеонора  сразу  стали  знаменитыми, но  уже  20  октября  они  отправились  из  Сан – Франциско  в  Китай, а  затем  в  Нью – Йорк. Первый  дальний  переход  «Летающего  облака»  завершился  только  9  апреля  1852  года. Какое – то  время  супруги  пробыли  в  Марблхэде, а  затем  вновь  отправились  в  Китай  через  Калифорнию.

Через  два  года, 21  января  1854  года  Перк  и  Элеанор  отправились  на  «Летающем  облаке»  в  четвёртый  переход  из  Нью – Йорка  в  Сан – Франциско  и  прибыли  к  Золотым  воротам  20  апреля. Они  побили  свой  собственный  рекорд  на  16  часов  (за  89  дней  и  8  часов). Рекорд  держался  почти  135  лет, лишь  в  феврале  1989  года  круизная  яхта  «Дитя  четверга»  проделала  этот  путь  за  80  дней.
В  1855  году  супруги  решили  отправиться  на  заслуженный  отдых  после  изматывающей  жизни  на  морях  под  парусами  и  вернулись  в  Массачусетс. Позже  с  началом  гражданской  войны  в  Америке  Берк  направился  служить  в  американскую  армию  капитаном  на  кораблях, а  затем  вышел  в  отставку. Оба  вернулись  домой  и  поселились  недалеко  от  Салема.


В  1871  году  Перк  умер в  возрасте  57  лет, Элеанор  прожила  ещё  29  лет. После  многих  переходов  клипер  «Летающее  облако»  в  1874  году  оказался  в  Сент – Джонсе  (Канада), где  и  был  разделан  на  бронзовые  и  железные  листы.                …………………………………………………………………………………………………………………………………..
Быстроходный  корабль  и  женщина – штурман  прославили  себя, являя  миру  мастерство  судостроителей  XIX  века  и  невиданные  возможности  того, чего  может  достичь  представительница  прекрасной  половины  человечества – Элеанор  Кризи, взявшая  на  себя  огромную  ответственность – умело  проводить  в  океанах  парусные  корабли.

4 – 6  марта  2018  года                Вячеслав  Прытков.
 


Рецензии