Держу в руках поэтический сборник Николая Баженова «Мужская исповедь», изданный в издательстве «Удмуртия» в 2015 году. Внимательно прочитала опубликованные в книжке стихи.
( Есть фактическая неточность: дважды напечатано стихотворение: на с.17 и 52.)
Хочу сказать вам, Николай Евгеньевич, что решение о публикации стихов в журнале Союзе писателей «Луч» принимает сам главный редактор, Малышев Николай Евгеньевич. Как руководитель литературного объединения Русская секция при Союзе писателей Удмуртии я выступаю в роли литературного агента, когда приношу в редакцию сборники или посылаю набранный текст по почте. Будет ли это опубликовано, когда редактор, формирующий глубокое содержание каждого номера, сочтет уместным напечатать тот или иной текст, - всё это происходит без моего участия. Николай Малышев – профессиональный журналист, он окончил Казанский университет, всю жизнь он работает в газетах и журналах, пишет стихи и издал сборник (который очень подробно и бурно был обсужден на одном из заседаний Русской секции), его вкусу и профессиональным качествам можно полностью доверять.
Автор пишет с большой искренностью, он внимателен к состояниям и переживаниям героя, испытывающего любовные чувства. Именно искренность придает исповедальный характер стихам. Много тонкостей взаимных отношений находит отражение в стихах, на это обращаешь внимание. Это не рассказ об одной стороне отношений - чувствах и переживаниях мужчины, это повествование о любви, о мире двоих, о сложном искусстве понимания внутреннего мира другого человека, сложного и тонкого мира женщины, порою не всегда понятного и открытого мужчине. Поэтому название сборника кажется мне точным, глубоко отражающим содержание.
Мне показалось удачной находкой строка «Попрошу для тебя улыбнуться луну». По – моему, мне еще не приходилось что – то подобное читать в более чем обширной русской поэзии. А удачная строка, тем более содержащая нечто новое, - это совсем не мало! От многих поэтов остаются в памяти потомков именно пара строк, а иногда и одна – как от поэта Мятлева «Как хороши, как свежи были розы…»
Мне кажется, автор иногда увлекается , используя устаревшие слова, иногда неправильно применяет их лексическое значение. Например, с.19 слово юдоль по контексту означает «несчастья», «испытания», а значение этого слова другое. С. 38 «на разность взглядов не надо уповать»: слово уповать означает надеяться, а в стихотворении нужно значение «учитывать» (?). «Несогласия в справедливости» - трудно понять значение этого словосочетания, по – видимому, герой много видел несправедливости, был с нею не согласен?
С большим юмором написано стихотворение о квасе «Несбывшаяся мечта», наверно, оно не раз повеселило ваших друзей.
Впервые я встретила такое стихотворение о моркови, просто ода ей, оно напомнило мне стихи античных поэтов, Овидия и Горация.
В стихотворении «Ошибки жизни» меня заинтересовала картина беззаботного детства, она и мне близка чем – то. Да, мы, из школы вернувшись, буквально забрасывали портфели, с упоением проводили на ледяной горке целые часы, заигрывались так, что дома мама в холодной воде чуть ли не отмороженные руки отогревала. Почему – то мне кажется, что сейчас у детей такой свободы нет, нет той раскрепощенности, нет общих игр. Может, я ошибаюсь.
Стихотворение «Сентябрь у крыльца» не содержит новых мыслей или изображения свежих чувств, но мне понравилось строка о том, что земля всё отдала. Это зацепило. Подобное могу сказать о стихотворении «Дождь непоседа», в нем олицетворение моющего рамы дождя понравилось.
Интересно по теме стихотворение «Вещие мечты», в котором описываются не только чувства женщины, ждущей ребенка, но и мысли мужчины.
Стихотворение «Мамины заботы» имеет глубоко гуманную тему о материнской любви, но решена она слишком в традиционном ключе вины за тяжкий труд, холод и испытания. По сути, получается не о любви матери к детям, а о её полной невзгод жизни советской колхозницы. Таких песен и стихов много, несмотря на высокую тему, решение её банально.
Теперь я хочу сказать то, что вам, скорее всего, не понравится. Все стихи надо доработать. У иных хромает размер, надо слоги и ударения пересчитать, ритмику восстановить. Много недостатков в рифмовке. Глагольные рифмы в русской поэзии традиционно не используются (воевать – ждать). Я бы сочла все эти стихи еще не готовыми к публикации, они требуют саморедактирования. Извините, автору виднее. Скорее всего, я не права.