Сознание. Часть 3. Медитация и бессознательное

Лариса Болотова
   Большая часть работ о медитации склонны допускать, что бессознательное – это только погружённое бессознательное (подсознательное, которое отфильтровано, экранировано, вытеснено или автоматезировано) и поэтому рассматривают медитацию как способ обратить вспять скверное состояние дел, созданное в этой жизни: они видят в ней способ прохода в бессознательное. Медитацию изображают как метод снятия вытеснения, остановки фильтрования, деавтоматизации автоматизированного или расфокусировки сфокусированного. Но эти вопросы являются, хотя значимыми, но вторичными аспектами всех видов медитации.
   
    Медитация – это, скорей, непрерывный инструментальный путь трансценденции, то есть непрерывное развитие или внутренний рост. Это естественное и упорядоченное развёртывание последовательных более высоких единств, пока не останется только одно высшее Единство, пока всё потенциальное не станет актуальным, а всё фоновое бессознательное не развернётся как Сознание. 
   
    Медитация происходит так же, как и все другие акты роста/возникновения: одна трансляция постепенно сходит на нет, утрачивая исключительную власть над сознанием, и происходит трансформация в трансляцию более высокого порядка (вспоминается глубинная структура более высокого порядка, которая затем ложится в основу и создаёт новые поверхностные структуры).
   
    Медитация – это эволюция, это трансформация – в действительности, в ней нет ничего особенного. Она выглядит весьма таинственной для «эго», потому что представляет собой развитие за его пределы.

    Для среднего человека, уже эволюционировавшего от плеромы до тифона и до «эго», трансформация в тонкую или причинную области требует постепенного свёртывания эгоической трансляции и отказ от неё (но не разрушение её). Такие эгоические трансляции обычно составлены из вербальных мыслей и понятий (и эмоциональных реакций на них). Расстройство  существующей трансляции и поощрение новой трансформации вызывается особыми условиями – моральными предписаниями, регулированием диеты, обетами, молитвой, религиозным пением и медитацией. Ядром этих особых условий является деятельность, воплощающая в себе любую из главных характеристик желанной высшей области сознания. То есть, индивидуума учат, как ему начать транслировать свою реальность в соответствии с одной из главных  характеристик той сферы, которой он стремится достичь. Поэтому он использует символы, а не знаки, и тем самым открывается навстречу трансформации, вместо простой трансляции. Он видит (транслирует) реальность с более высокой точки зрения Божества, в этом случае возникает высшая тонкая область, потому что он вызвал её в качестве процесса роста и трансценденции из своего собственного фонового бессознательного.
   
   Некоторые формы медитации основываются на сосредоточении или на восприимчивости, сопровождающихся повторением мантры или безмолвных. Не все медитативные школы нацелены на одну и ту же область сознания. Отсюда и сама медитативная практика обычно подразделяется  на три основных класса.

Первый из них – класс Нирманакайи, который имеет дело с телесными или тифоническими энергиями и с их трансмутацией в энергии низшей тонкой области с кульминацией в сахасраре. Сюда относятся хатха-йога, кундалине-йога, крийя-йога, пранаяма и особенно все формы тантрической йоги.

Второй класс – класс Дхармакайи, работающий с высшими тонкими областями и нацеленный на семь (или десять) внутренних сфер блаженства и слышимой реализации в сахасраре и за её пределами. Сюда  входят нада-йога и шабда-йога.

Третий – класс Дхармакайи, имеющий дело с причинными областями. Данная практика работает не за счёт манипуляции тантрическими энергиями или поглощения тонкого света и звука, но скорее путём исследования самого причинного поля сознания. Это познающее проникновение в Я-познающее или ощущения отдельной самости, и даже в Трансцендентное Свидетельствование причинной области и дальше через неё, пока не будут вырваны   с корнем все формы субъектно-объектного дуализма. Примеры такой практики даны у Шри Рамана Махарши, Бабы Фри Джона,  в дзен-буддизме и в индуизме веданты.

Из всех трех классов для меня приемлем третий класс. Медитация путём исследования самого причинного поля сознания.

   В конечной точке любого пути можно достичь первичной Таковости всех областей, Свабхавика-кайя, хотя это тем легче и вероятнее, чем выше первоначально избранный путь. Каким образом происходит медитация?
   
   Прежде всего, медитативная практика начинается с прерывания существующей эгоической трансляции через её остановку (с помощью коана), либо через наблюдение за ней (шикан). Когда «вмешиваются» во внедрённое бессознательное, его привычное влияние начинает расшатываться. Следует вспомнить, что трансляции внедрённого бессознательного являются не вытесненными, но вытесняющими аспектами системы самости на данном уровне. Вытесненным погружённым бессознательным является та часть фонового бессознательного, которая, возникнув и подхватив поверхностные структуры, была затем насильственно вытеснена, возвращена в бессознательное из-за несовместимости с сознательными структурами. Личный аспект вытесненного погружённого бессознательного – это то, что называется Тенью. Естественно, что как только действия вытеснителя ослабевает, вытесненное обретает тенденцию к возвращению. Это значит, что вытесненное погруженное бессознательное теперь будет всплывать, а иногда прорываться в осознание. Индивид сталкивается со своей Тенью (а при случае, - и с примитивными фантазиями из архаического бессознательного). Он может потратить месяцы или даже годы на единоборство с собственной Тенью, и как раз здесь традиционная психотерапия, безусловно, может послужить дополнением к медитации.
 
   До этой стадии в медитации происходило следующее: индивид – благодаря ослаблению эгоической трансляции и внедрённого бессознательного – «пережил заново» свою жизнь вплоть до настоящего момента. Он открылся всем травмам, фиксациям, комплексам, образам и теням всех предыдущих уровней сознания, которые до сих пор возникали в его жизни, - плеромного, уроборического, тифонического, вербального и ментально-эгоистического. Всё это в каком-то смысле подлежит пересмотру, в котором особенно нуждаются «воспалённые места» - фиксации и вытеснения, происходившие на первых пяти этажах его бытия. Вплоть до этого момента медитации он видел своё прошлое и, возможно прошлое человечества. С этого момента он видит своё будущее – равно как и будущее человечества.

   Уошберн предположил, что только медитация восприимчивости ведёт прямо и непосредственно к бессознательному, а медитация сосредоточения «настолько погружена в свой объект, что всё остальное, включая послание из бессознательного, недоступно осознанию; поэтому конфронтация с бессознательным может происходит только после того, как отброшен объект концентрации или завершена практика. Однако это не применимо, например, к тонкому всплывающему бессознательному, ибо в состоянии тонкой поглощённости в идам, мантру или в звук нада человек находится в прямом контакте с этим, прежде бессознательным, состоянием. Пока человек (его сознание?)  находится в тонкой области в состоянии сосредоточённой поглощённости, никакие другие объекты не будут иметь тенденции всплывать в осознании, не исключая, в том числе, и Тени. Однако тонкая медитация действительно помогает прервать эгоическую трансляцию, так что когда человек прекращает тонкую поглощённость, он на самом деле является открытым для вторжения Тени. Разумеется, в медитации восприимчивости человек открыт всему, что возникает, когда бы это ни произошло, и поэтому он «видит» Тень сразу, как только прекращается её вытеснение. Видеть можно только то, что находится вне вас.
 
   Когда тонкая область всплывает из фонового бессознательного в осознание, случаются разнообразные высокие архетипические видения, звуки и озарения. Происходит развитие в тонкой области. По одной из версий при этом происходит вот что:

«Первыми подвергаются воздействию именно самые сильные импульсы, и когда они тускнеют, медитирующий начинает различать более тонкие, - как заход солнца даёт возможность увидеть звёзды.   Но и сами эти более тонкие импульсы убывают, что позволяет различать ещё более тонкие. Интересно, что это не абсолютно непрерывный процесс, так как вовремя сидячей медитации случаются промежутки фактического безмолвия, в течении которых как бы проходишь через своего рода психическую «мембрану», отделяющую наличный уровень от следующего, более тонкого. Как только эта область раздела пройдена, психоментальная активность возобновляется … ; но её характер теперь намного более возвышен и разряжен».

    Эти «мембраны» являются просто трансляционными процессами на каждом из уровней, экранирующими другие уровни и отделяющими данный уровень от остальных; а «прохождение этой области раздела» представляет собой просто трансформацию в более высокую, тонкую и «более разряжённую» трансформацию.
Если медитация продолжается в причинной области, все предшествующие объекты, тонкие и грубые, сводятся к жестам Сознания как Такового, пока даже трансцендентное Свидетельствование или Я-йность причинной области не разрушится в Смерти Великой Пустоты и не воскреснет как не имеющий никаких параллелей, но единственное Очевидное состояние сахаджа.  В такой финальной трансформации нет больше никаких трансляций, где бы то ни было, поскольку транслятор умер. Зеркало и отражение в нём теперь становятся одним и тем же.
 
    Если взять переход от одного уровня сознания к другому, то у младенца эти переходы происходят под воздействием окружающих условий, без его вмешательства. Почему же взрослый человек застревает на уровне кентавра и ему приходится специально медитировать, чтобы перейти на следующий уровень? Младенец поднимает свой уровень сознания до уровня физического мира, в котором находится его сознание, взрослому необходимо выйти своим сознанием за  границы физического мира, чтобы дальше подняться на высший уровень Сознания.   

Источник информации книга «Проект Атман» Кена Уилбера.