Воздушная болезнь. АН - 2

Владимир Пономарев 3
Воздушная болезнь.  АН-2.


         _1_

  Бабушка и мама работают в колхозе.   На дворе  1954    год.  Женщин везут во Фроловку  на какие-то   полевые работы, а я  сижу с ними в кузове машины,  потому, что   в  садик меня  сегодня  не повели почему-то.    Смотрю по сторонам, вдруг  бабушка  стала обращать мое внимание, указывая пальцем  на   стоящие  сбоку от дороги  самолеты.   Это был Базковский  аэродром.  Мне они показались маленькими,    наподобие игрушечных,  наверное  потому, что из-за малого возраста  зрение было таким, что еще не могло  точно  определить расстояние до них.  Так состоялась первая встреча с АН-2,  которые  летали   в те времена,   серьезно  приподняв  верхние  крылья,  как брови,  солидно  гудя с неба,   чуть ли не чаще,  чем  ходили   машины  по  нашему хутору.  В любом случае  пролет  АН-2   заставлял всех  поднимать головы и провожать  это чудо,  пока   оно  не скроется из вида.

  Милый, неуклюжий самолетик  с  устаревшим двигателем,  на колесах от знаменитого штурмовика,  но живучий  и  необходимый, как тебя сейчас  не хватает!   Скольким людям ты подарил радость  и праздник,  восторг от  полета,  показал родную землю  с высоты,  помог вылечиться,  вовремя доставив в больницу,  сократил нам  время пути домой,   в гости,  стал другом и помощником на северах   и на юге,  сколько полей лесов и садов   защитил  от саранчи,     сосновых  пилильщиков  и   прочей нечисти   в течение своей долгой  трудовой жизни на протяжении нескольких  десятков лет!
 

  В те далекие  теперь времена чаще всего с помощью авиации   боролись с вредителями леса,  другими   сельхозвредителями.   Лесхоз  защищал  посадки   сосны за  Вёшками  и пойменные леса  вдоль  Дона.   Маршрут   полетов  проходил  с аэродрома   через Белогорку,  как раз  над  нашим двором,  деревья   были маленькими и не мешали  все видеть.   Я   как завороженный  следил  за полетом  рокочущей  над головой  металлической  птицы,   выпускающей   шлейф  химических средств защиты  растений  в  трёхстах метрах,  за окраиной  хутора.   Иногда  машина пролетала так,  что было видно  голову  пилота,  а  мы с другом  Сережей Боковым  бегали по двору  и кричали  стишок,  что-то вроде   «самолет,    самолет, забери   меня  в полет!».

          _2_

  Так родилась   детская  мечта летать,  подняться в небо.

  Я,  деревенское дитё,  любил смотреть, как гусенок,  желто-зеленый пушистый комочек  весной,   к осени  становится на крыло.    Разбегаясь с гоготом взлетает, медленно поднимаясь над землей,  напряженно, в такт  взмахов  крыльев,  качая  головой на длинной шее,  со  свистом рассекая воздух,   проносится надо мной.  Вот бы так   мне  полетать!

  Мечта летать подсказывала  нам  с другом,  Петей  Педанём ,  в тихую погоду залезать на прожекторную вышку и оттуда  запускать бумажные самолетики,  мечтая   и  любуясь их  полетом,  продолжительным  из-за высоты вышки.

  В десятом классе  военкомат предложил  пройти комиссию  желающим  поступить в военное училище.    Комиссию  не прошел по зрению.  Мог обмануть, но не пытался,  может и к лучшему.   Мой  коллега, Володя Зыков,  рассказывал,  как он,  обманув врачей,  проучился в лётном год,  а потом  его все равно разоблачили   и исключили,  как он плакал от  этой утраты…
  С другой стороны  пример дважды Героя Советского  Союза, Григория Андреевича Речкалова, говорит о том, что не все требования медкомиссии  так уж обязательны к  исполнению.
  Однако наша     жизнь и работа сложились так, что    нам  с Володей, как агрономам,   приходилось с авиацией, хоть и с малой,  но  регулярно контачить.

   Поступил  в миллеровский  ДСХТ.  Если была возможность,  покупал билет  и летал  куда было надо  на  самолете:  Миллерово-  Базки,  Миллерово-Ростов,   Шахты,  Семикаракоры,   Кашары,  благо,  в  мало-мальски   крупном  городе  или селе  был аэродром  для пассажирской,    сельхоз.   и  санавиации.   Поэтому на миллеровском  аэродроме  АН-2  сновали, как пчелы,  взлетали  и садились   каждые пять - десять минут.

  От техникума до дома недалеко,  ездил на велосипеде.   Ранней     весной  с самолета  проводили подкормку  полей,  в таких случаях  я подьезжал и смотрел  на низко проносящуюся машину, на то, как после пролета самолета загонка  густо   покрывается  удобрением.

А  один раз  был свидетелем  того, как АН-2,  пролетая южнее техникума,  над  хутором Кошкиным,  задрав нос,   пошел свечой вверх, остановился в воздухе,  потом начал ложиться на спину,  плашмя,  вверх колесами  -  вниз,  набрал скорость,  спикировал,  вышел из пике  и  полетел дальше.   Скорее  всего  пилотам хотелось  чего- то  большего и они сделали петлю Нестерова.  Мне  на это   смотреть   непривычно  и страшновато,  все эволюции  и    движение  были  медленные,  тяжелые,  но АН  доказал,  что  он – самолет.

  После  окончания учебы в ДСХТ  довелось работать  в Кашарском  районе.
Первое, чем пришлось заниматься в хозяйстве, это ранне-весенняя подкормка озимых    по мерзло-талой  почве.   Я отвечаю за погрузку удобрений со склада,  за загрузку самолета  тракторным  погрузчиком,  за то, чтобы  на нужное поле было внесено  столько  селитры,  сколько ее требуется по норме.

  Как тут не пролететь на поле,  чтобы убедиться  в качестве работы!    Летчики знают, что с ними работают  чаще всего те, кто  немножечко «болен воздухом»,  уважают их,  закрывают глаза  на  требования и сажают агронома на струбцину,  уложенную между креслами пилотов.

 Полет рядом с пилотами  сильно  отличается  от  полета  в  пассажирском   варианте!   Видно, как земля  быстро  набегает  под машину,  затем с отрывом,  медленнее,  медленнее,  уходя   вниз,  вдруг превращается   в карту полей,  на которых  делали размещение сельхозкультур,  отмечали, где размещены  зябь,  озимые и многолетние травы…. 

 В  душе  -  восторг!  Заход на поле,  гон,   отсечка  удобрений и подьем для разворота на следующий заход!  Пилоты работают слаженно,  груз высыпали,  снова на погрузку!  Моя задача это  организовать работу  так, чтобы не терять время  на загрузке   самолета,  я летаю,   поэтому  экономлю  его на земле, чтобы быстрее снова в воздух!


            _3_
 
 Работая,  закончил институт.    Теперь  главный агроном  в Сариновке.
 
   Правительство  поставило задачу – улучшить качество  хлеба.  Нужна  сильная пшеница.  Получить такую мешает  вредитель,  который называется  клоп-черепашка.   Зимует  под  опавшими листьями, летает как птица,    быстро и далеко,  ее личинки  портят зерно.   Бороться  эффективнее всего было  авиационным способом.
 
  В  хозяйстве  нужна  полоса для самолета.  Самое сложное – получить разрешение  в  Бассейновом управлении,  это  в Каменске-Шахтинском.     Управление  находится  на берегу Донца,  чуть выше моста по течению,  а ниже моста, меж прочим,  в реку сливают канализацию,  наверное  управление им разрешило.   Дало и мне разрешение на аэродром,  иначе  пилоты не имеют права приземляться  в хозяйстве.

  Пришло время обработок.   Самолет отработал  в Первомайском, еду  туда    знакомиться с пилотами.   Погода дождливая,  сыро, летчики живут в каком-то сарае  с разбитыми окнами.   Забираю их,  едем в колхоз,  показываю,  что  будут жить в одной из комнат  медпункта.   Теперь -   на  аэродром,  осматриваем  площадку,  отвожу их к самолету.   Приезжаю  в правление,  слышу  самолет  сел, но что-то долго гудит.   Оказывается, ребята приземлились,  а когда стали рулить на стоянку,   шасси увязло  в солонце, открывшимся после дождей.   Расстроились сильно,  начальство   в гражданской авиации  спрашивало в те времена  очень  строго.

 Успокоил  ребят,  пригнал  кировец,  зацепили  приводными ремнями  от комбайна  шасси аэроплана   и отбуксировали  машину на стоянку.  Вид непривычный, даже фантастический:  сухопутный  корабль,  трактор  К-700,  по полю     буксирует   корабль воздушный,  самолет  Ан-2,  что бы это значило!?

  На следующий день  был  привезен авиабензин,  зеленый, как    «Тархун»,  слит в пятикубовую бочку,  установленную на бетонные блоки.   Бензовоз  теперь – на подвоз  воды,  механик самолета  заправляет    воду для опрыскивания  мотопомпой,  входящей в комплект   его  оборудования,    заправка  бензином - ФЗА прямо из  цистерны.   Все готово,  вперед!

   В  первом вылете  пилотам надо сообщить диспетчеру  куда-то,  то-ли  в  Шахты,  то-ли  в  Белую  Калитву о начале    работ по  авиахимобработке.  Для этого   первый  раз для устойчивой связи надо подняться  метров на четыреста.  Поднялись, сообщили.
 
  Я на струбцине,   мне надо  показать пилотам  поля,  чтобы к соседям не залетели,  если полетят сами.   Сижу,  любуюсь видом внизу,  наверное,  глупо  улыбаюсь  от счастья.     Вдруг  командир,  Сережа,  резко  дает штурвал от себя.   Нос  АН-2 так же  резко – вниз,    моя голова  упирается в потолок кабины,  струбцина  перестала  резать  бедра,  мне  очень  интересно,  ведь  когда  и где еще  невесомость   испытаешь!   Скорость на приборе  больше  трехсот  километров,  второй пилот,  Витаутас, кричит:  «Серега,  хорош!». Командир воздушного судна  потянул     штурвал – на себя,  выравниваемся,  теперь  по  хозяйству  отметим порядок опрыскивания полей.

   Серега  как-то виновато говорит мне,   что  никогда  в пике   больше трехсот  шестидесяти  километров не  получалось разгоняться.    Это он   думал  меня испугать, а я не испугался,   не вышло,    решил  как-то объяснить,  почему  сделал  так.
      
   И вот:   взлет,  загонка,  отсечка  опрыскивания,  разворот,  загонка,  отсечка,  разворот….   Сергей   летает   уверенно,    разворачивается   круто,  время на развороты   теряет по минимуму.   Збраилов  Николай на бензовозе   еле успевает с подвозом воды.
 
   За три дня  черепашку придавили.    Время от времени  выезжаю  с   сачком на поля, чтобы проверить   результаты  опрыскивания.    Личинки  погибли.  Теперь  проведем  борьбу с   сорной растительностью.


             _4_
 
    Колесников Валентин Александрович,  гл агроном районного управления,  предупреждал  меня,   что за работой  летчиков надо следить  тщательно,  потому,  что летчик в одно хозяйство два раза не прилетает.   У нас это правило не сработало. 

 В те времена пилоты  казахского    ПАНХ  работали  почему-то в Прибалтике,  из  Шахт летели  в Казахстан,  а прибалты - к  нам. Позже  Серега с Витасом  были у  нас несколько раз.   Это удобно.   Хозяйство знают, что подзабыли,  вспоминают,  ориентируются.  Обьяснение  простое.   В  медпункте  -  это не в сарае,  убирает уборщица,   столовая рядом,  а    завстоловой,   Сердюкова Оля,  озадачена  кормить  пилотов как на убой.  И  еще один пикантный  момент.
 
  Ночью  хозяйство  по  ПАНХовским нормам  обязано выставить вооруженного сторожа.  Милицейское требование к сторожу – надо  разрешение на ружье.   На практике эти  требования  оказываются взаимоисключающими.   Человек может охранять, но у него нет   ружья,  есть ружьё, но  занят на другой работе.   С этим столкнулся в первый же   день.  Уговорил  Сергея,  чтобы посторожил  Николай   Збраилов,  водитель бензовоза.   На следующий день  надо   вынуть занозу,  решить со сторожем.   Серега  твердо стоит на принципах.  Обработка  полей идет,  скоро вечер… 
 
   Мимо нашего  "аэропорта"  едет на двуколке  учетчица  Люба  Зарощина.   Она не замужем, предрассудков,  не позволяющих жить и совершать   смелые поступки,  не имеет. Остановил,   предложил  посторожить  самолет,  а чтобы не  было страшно, пригласить подругу.   Согласилась.    -  Значит, приедете с Николаем  на бензовозе.   После планерки вечером  вижу,    стоит  бензовоз,  Коля в кабине.   На вопрос  отвечает,  мол не переживай,  Любка приехала с Валей  Зарайцевой.   А летчики? 
 - Сейчас поужинают,   отвезу к самолету,  тоже будут охранять. 
Так  проблема  разрешилась навсегда, в том числе и с качеством работ!  А  вчетвером как еще оказалось,  можно охранять и без ружья!

   Химпрополку  не закончили,  прошли небольшие дожди.   На листьях роса,  нашим гербицидом,  аминной солью,  работать нельзя, не подействует.    Серега предлагает  слетать на первомайский аэродром,  у первомайцев там  лежит  бутиловый эфир 2,4, D.  (это такой гербицид, что действует на сорняки и по росе).   Я понял, что у него  хорошее настроение,  он решил  в Первомайское никогда больше не прилетать,  о чем говорил районный агроном Колесников.  -  Возьмем без  спроса.     – А увидят?
 - А кто ?   Агроном  Ласточко все время пьяный,  а больше никому не надо.

    Поднялись,  летим.   Серега в душевном порыве  говорит: «Володя,  давай поучу тебя  летать!   Витас,  пересядь на струбцину!»    Сажусь в правое кресло,  надеваю наушники.   Сергей   показал,  на какую  кнопку жать для переговора   между нами, обьяснил:  «Даешь правой ногой – направо,  левой – налево»,  как  управлять штурвалом,  я  знал и так.    Как писали классики – сбылась мечта идиота!   Пробую  слегка, как  Аннушка слушает рули.    Первое ощущение, что немного с  задержкой,  а общее впечатление от полета, когда сам рулишь,  напоминает  движение  в  лодке!    Какой восторг!

  На местности ориентируюсь,  направление ветра знаю.   Подлетаем  к аэродрому.    Для себя наметил,  где коснуться колесами, чтобы не укатиться слишком далеко,   потихоньку снижаюсь.   Земля приближается все быстрее,  вдруг осознаю,  что намеченное место  пролечу.   Беру штурвал немного на себя,  налево и так же чуть левой   ногой,   говорю:  «Сережа, второй заход», он   - « давай».   На втором заходе  все получилось.    Приблизился к земле там, где хотел,  штурвал на себя,  сел на три точки!  Сергей  удивленно крикнул:  «Ты  что , раньше летал?»
  - « Нет, Сережа,  только во сне, а может в предыдущей жизни!».
  Не рассчитал  только одно,  скорость  упала сразу,  пришлось докатываться на винте.
   
  Из здания   начали выходить люди.  Они решили, что это рейсовый борт.   Мы проехали мимо них,  докатились  до  бочек с гербицидом,   выскочили,  за  две-три минуты загрузили несколько штук не глуша двигателя,  взлетели, и, чтобы запутать свидетелей,  полетели на юг.   Пролетев километров пять, потихоньку    поворачиваем   влево, и,  перемахивая   через   лесополосы,  прилетаем   к себе.
 
   Опрыскивать осталось на один день.    Работу начинали часа в четыре утра,  к одиннадцати   поднимался ветерок,  Сережа сообщал диспетчеру,  что  борт   по ветру прекращают работу,   экипаж отдыхал,  а перед  вечером, когда стихало, снова начинали работать.


            _5_

   В этот день  после разговора с диспетчером,  Серега немного изменился в лице.  Оказалось, с проверкой  замполит прилетает.   Мужик вьедливый и немного пакостный.

  С запада показался Ан-2,  развернулся,   приземлился.    Вышла комиссия во главе  с плюгавеньки мужичком - замполитом.    Что проверять:  полоса ровная,   колдун колышется,  выработка хорошая,  быт устроен,   сторож  вооружен? – ДА(!).
   
  Собрались улетать  проверяющие.  Как на грех,  в стартере  обошелся бендекс,  не   заводится машина  замполита!   Нового нет,  старый  буксует, к жизни не хочет возвращаться!   Подходит замполит, мол не можете  ли нас устроить на ночлег?   Мычу,  да, конечно, постараюсь…   

 Подходит  Серега – Володя  ради бога,  привези резиновый  сапог и веревку, иначе нам конец!   Побежал, привез, смотрю.  Пацаны  надели сапог на лопасть,  на сапог – петлю,   подвели  лопасть под сжатие,  сапог – вверху,  дружно  дернули,  и о, чудо!  Двигатель завелся,  только сапог залетел куда-то  так,  что я его и не нашел.    Проверка  улетела, угроза разоблачения миновала!

 Химпрополку   сделали вовремя  и  качественно  благодаря  инициативе  командира воздушного судна.     Вот так отношение к исполнению  обязанностей зависит от личной заинтересованности  исполнителей.  А как иначе, иначе  все трудности  жизненные без этого увеличиваются в несколько раз. Пришло время борту улетать.  Вечером мы на прощанье  посмотрели на наш колхоз  сверху,  покатали на самолете моих детей.   Ребята     крайнюю     ночь  отсторожили  самолет,  утром   распрощались со сторожами, снялись и улетели. 

    В сентябре  Сергей и Витас  прилетели  к нам  на дефолиацию подсолнечника.

    Бензовозчик Коля  рассказал   между заправками  дефолианта:   « Ты смотри,   Витас  такой  скромный,  а  доверие оправдал!»
 -  Какое доверие?
 -«Да Валя Зарайцева на аборт  поехала!»

  Моя жена в тот год  родила двойню, но к АН-2   это  отношения не имеет.


              _6_

    Через некоторое время мы переехали  жить ближе к Ростову.  Я работал главным агрономом.    Два года подряд  авиахимработы  у нас выполнял шахтинский АН-2   с  командиром Галченковым  и вторым пилотом - Христей,  армянином из Больших Салов,  земляком  знаменитого артиста, Павла Луспекаева   из  "Белого солнца"...
      
  На новом месте  ближе познакомился с   сотрудниками шахтинского ПАНХ  (применение авиации в народном хозяйстве).   Однажды,  после победы горбачевско-ельцинской  перестройки  встретил их  в х. Папчин.  Продавали крестьянам  яды для колорадского жука и сада, сказали, что зарплату так выдали, отравой.
  - А самолеты где?
  - Продали в Турцию....
      
  Года через два   после  этой встречи  председатель договорился с  частником из  Таганрога.    Хозяин  -  мужик под  пятьдесят,  тоже  зараженный как и я    воздушной болезнью,  приватизировал АН-2  и  нанимался  на сельхозработы,  чтобы полетать   и заработать копейку….

   Прежних дисциплины и страха не было  и в помине,  хозяин  иногда закладывал  и  погуливал,  а  чтобы не было простоев,  мне приходилось  вместо него  летать в качестве второго  пилота, за что  я благодарен судьбе…

   В жизни  приходилось на обработке полей  иметь дело и  с  вертолетами Миля Михаила Леонтьевича,  и  с дельтапланами,  но  АН-2  оставил в душе самые   яркие впечатления .
 
   Моя болезнь воздухом не прошла,  хоть и на пенсии,  болею до сих пор,  только лечиться уже нечем,  кроме как на канале "Оружие"  в Триколор  ТВ смотреть фильмы об авиации,  вспоминать,   да снова переживать счастливые  случаи, позволившие прикоснуться к мечте о полете....


         5 марта   2018 года.  Пономарев  В.А.


         Автор - на фото слева.