Империя неадекватных

Елена Орлова 14
Кое-что лучше, чем совсем ничего.

(Индийская пословица)

Кто из нас не смотрел в далекие семидесятые индийские фильмы? И слезы, и любовь, и красота природы, и очарование наивностью… И так хотелось хотя бы на часок перенестись туда, в странно-загадочный мир.

- Сын! Ну возьми меня с собой. Я не буду тебе мешать. Пока ты там устанавливаешь свои модели и ведешь переговоры, я пошатаюсь по городу, пофотографирую…

Ну, однако, напугал! Не только в Мумбаи? Еще и в забытый всеми богами городок? Так это именно то, что мне сейчас нужно! Да не волнуйся ты, ныть не буду, не устану, мешать тебе тоже не буду!

И вот, мы с моим старшим сыном уже проходим таможенный контроль в аэропорту Мумбаи. После индийского блюда «барьяни», которое я с удовольствием уплела в самолете, очень хотелось пить. Однако в международном терминале воды не купить, а один из служащих указал на кран умывальника! О, все кришны на свете, да в этом умывальнике страшно и калоши помыть! Попыталась выйти из аэропорта – нельзя!

- Это всем нельзя, а мне можно, - возмутилась я и, оттолкнув нахмурившегося индуса, вышла! Вдохнула свежего воздуха (как же они все неприятно пахнут, не моются что ли?), и купила стаканчик воды у разносчика!

Закончив прохождения паспортного контроля с ответом на всевозможные «подноготные» вопросы, пошли ловить такси.

Вот он, долгожданный Мумбаи (название Бомбей мне почему-то больше нравилось), хотя… Это ведь португальцы в колониальные годины назвали это местечко Бомбаином, что означало «хороший залив». А индусы, пусть и были под колониальной зависимостью, но имя индусской богини Мумба Деви (мать) не забывали, и, полностью отряхнувшись от «ига», которое их все-таки хоть немного, но окультурило, вернули городу исконное название.

У путешествий есть свои преимущества: если путешествующий посещает что-то шикарное, то понимает, как можно улучшить и свой родной уголок, а вот если это ужастик, то свою страну начинаешь любить с большей силой. Пока я любила СВОЮ СТРАНУ!

И так, берем такси до отеля… Желто-черное авто, значит государственное, а значит, если и обманет, но на немного…

И чего это наш русский человек материт свои дороги? Пусть и ямки, и канавки, но существуют правила движения, каковых, как мне показалось, в Индии вообще не существует. Уже в отеле мне все-таки объяснили: дорожные правила есть, но никто на них не обращает внимания! Автомобили, рикши, велосипеды, слоны, коровы… множество резких поворотов… и хаос, а ко всему – никаких дорожных разметок, знаков… А все потому, что уж если ты – иностранец, то сам за руль ни в жизнь не сядешь, а местным индусам дорожные правила не нужны. Водители общаются между собой с помощью жестов и клаксонов. Боковые зеркала у машин вообще отсутствуют, так как дороги тесные и эти зеркала мешают проехать соседней машине. Я несколько раз вздрагивала и подпрыгивала от водительского крика, который, как оказалось, был тоже обычным общением водителей между собой.

- Уж лучше бы взяли моторикшу, в кабинку и мы бы с тобой поместились, и две своих дорожных сумки на весу бы удержали, - тихонько проворчала я и зажмурила от страха глаза.

Говорят, что к Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники, ну или, как минимум, мать с взрослым сыном… Бог на дорогах индусских нас спас!

И так… отель! Сын мой, конечно, постарался. “The Taj Mahal Palace” встретил нас, как самых дорогих гостей. За пять дней я ни разу не встретила какого-либо негатива: права и желания клиента – закон. Портье, горничные, официанты – все настолько почтительно относились к нашим просьбам. Да и чаевые (по нашим меркам) совсем уж низкие… Сразу подумалось: «Отчего у нас в России на стойках приема гостей сидят тётки с неулыбающейся походкой и абсолютно отрешенным выражением лица… Даже в московском «Метрополе», где улыбнись – и тогда будет полная сказка!

В моем номере и вид из окна был красивым, и кондиционер работал на совесть, и убирались два раза в день… И все мои просьбы выполнялись мгновенно.

Однако, Мумбаи, впрочем, как и любой другой большой город Индии, поражает своими контрастами: Роскошь соседствует с абсолютной нищетой, современная культура – с древними пережитками. Еще в холле отеля все сияет чистотой, но стоит выйти на улицу, как тут же к тебе тянутся сотни грязных рук за подаянием. И упаси Вас Господь подать- разорвут на части, просто эта толпа, в надежде урвать свою копеечку, отталкивая друг друга, с таким напором двинется на вас, что….

Пока сын занят своими бизнес-делами, я иду пешком по городу. Множество великолепных храмов, шикарных клубов… Тут же толпы фанатичных верующих и высшие круги элитного общества… А вон там, за углом, кто-то из рабочих, не стесняясь, присел справить свою нужду…

Мир блеска и трущоб соседствуют плечо к плечу. В Индии живут одни из самых богатых людей на планете. У них миллиарды… В Индии живут одни из самых беднейших людей на нашей планете. Их-миллионы…

По соседству с дворцами расположены целые деревни из убогих палаток, кое-как сделанных из кусков картона, целофана и тряпок.

Глядя на весь этот колорит, мне постоянно хотелось крикнуть: «Так жить нельзя! Люди так жить не могут!»

Удручающее зрелище нищеты основного населения еще раз выплеснулось любовью к своей Родине.
Из-за повышенной влажности (климат-то тропический) многие старинные постройки практически превратились в развалины – развалины посреди большого мегаполиса: облупленная штукатурка, трещины, в которых пустили корни вьющиеся растения…

Супервлажно, жарко… Немыслимое разноцветье флоры. Казалось, что на одном кусте сразу сотни оттенков цветов. Летали огромные бабочки… И у меня в животе бабочки устроили революцию: так жить нельзя… нельзя… НЕЛЬЗЯ!!! Толпа женщин с младенцами и маленькими детьми стояла в ожидании какой-нибудь работы. И если кого-то (О, счастливица!) приглашали часа на два-три на черную работу, то младенец тут же оказывался лежащим просто под кустом, а малыш лет двух-трех уже держал грязную бутылочку с молоком на случай: запищит- накормить…

И вот, завершив свои дела в Мумбаи, сын сообщил мне, что мы едем на три дня в гости к его партнеру-заказчику, куда-то в какой-то небольшой поселок, где у этого партнера-заказчика свой особняк. Сын сказал, что этот Мукхарадж Синг – один из очень богатых индусов, ну и чтобы я уж сильно его ни о чем не расспрашивала и по возможности держала язык за зубами.

- Кто от кого больше зависит? Ты или этот Синг? - спросила я сына.

- Синг строит свои объекты только по моим архитектурным моделям. Но я то именно на них и зарабатываю себе состояние.

- Хорошо, дорогой! Постараюсь лишнего не говорить…

Преодолев расстояние от Мумбаи до поселка, проехав уже с водителем партнера между машин, велосипедов, слонов, вновь услышав, как переговариваются друг с другом водители и сами по себе, отмашками, регулируют движение, мы подъехали к большой двухэтажной вилле. По периметру сада – охранники с ружьями. Внутренний двор, с белыми плиточными стенами, сад, фонтанчик. В дом ведут несколько дверей. Входим в парадные. Встречает слуга в национальной одежде. В большом холле красивые мраморные полы, много диванов и чайных столиков. Особой роскоши я не заметила. Хотя… Если сравнить этот дом с теми картонными коробками-хижинами, которых ну просто несметное количество… А в доме и ванные комнаты, и кондиционеры…

С верхней террасы я наблюдала за багровым закатом и, всмотревшись за жизнью, протекающей за высоким забором виллы, пришла в некое замешательство (это если мягко сказать), а сильно всмотревшись и выразилась неподобающе вслух, правда сама с собой. Там, у мутного водоема собралась толпа индусов: мужчины, женщины, дети… и коровы. И вот таким дружным коллективом все они ринулись в этот водоём! Вечерняя помывка! Около водоема простиралась пестрая полоса хижин. Там же вился в небо дымок от каких-то газовых горелок. Из этого же водоема бралась вода и для приготовления пищи. В общем шла своим чередом жизнь, другая жизнь…И упаси меня Бог от этой, другой жизни!

Партнер сына оказался вегетарианцем. На ужин были поданы разнообразные блюда, но без присутствия мяса или курицы…

Картошка, чечевица, шпинат, цветная капуста, рис и много-много специй. На большом блюде лежали лепешки-чапати, половина из них была с чесноком, имбирем и начинкой из индийского, фиолетового цвета, лука. В вечернем ассортименте напитков – ласси – кисломолочный йогурт, вода, пепси, миринда…И чай! Чай индусы готовят со знанием дела: они долго кипятят саму заварку, потом добавляют туда молоко и сахар по вкусу.

За вечерней беседой я узнала, что семья Мукхараджа принадлежит к второй индусской касте каштриев, а фамилия Сингх уходит своими корнями в Древнюю Индию, в род Кхаджурахо – почти королевской подкасты…. Общаются они только с людьми своего круга, но по четвергам подают обязательную милостыню тем, кто живет за забором у водоема. Милостыня состоит из продуктов, одежды и лекарств. При чем, в среду вечером жена Мукхараджа отправляет специального слугу, который идет в народ и потом сообщает хозяйке поместья о срочных нуждах жителей хижин, а в четверг утром этот же слуга отправляется в город и приобретает эти «необходимости».

Я не удержалась и спросила не жаль ли им, живущим в холе и неге, тех, кто всю свою жизнь из поколения в поколение проживает в картонных хижинах. Оказалось, что нет… Всё дело в их религиозном мировоззрении: у каждого-своя роль. Всё идет своим чередом. Кто должен был родиться в самой нижайшей касте и жить в нечистотах- тот там и родился…

Есть здесь конечно одна природная особенность- природная лень, где никто и ни за что не отвечает, а все идет так, как того хотят боги. И зачастую бывает, что бедняк в отрепьях лучше просто пролежит день-два на своей кровати, чем пойдет работать. Странная для нас философия: Зачем мне работать на завтра, если я счастлив своим положением сегодня, ведь это не позволит мне именно СЕГОДНЯ порадоваться жизни…

Нет, я не пошла посмотреть, что представляет собой Болливуд – индийская киноиндустрия, расположенная именно в Мумбаи. Я просто немного разочаровалась в своих детских мечтах и воображениях об индийской сказке со счастливым концом. Не восхитил меня и огромный башмак в парке Капла Неру. Казалось, что именно из этого гиганта и выплескиваются, невидимые человеческому глазу, негативы и несчастья, плотно вживаясь в многие тысячи нищих.

Говорят, что турист, как только куда-нибудь приезжает, сразу начинает хотеть обратно. А путешественник… Он может и не вернуться. Я была туристом и очень хотела побыстрее выбраться из этой, липнущей к телу и мозгу жары и нищеты.

Уже в самолете я обнаружила, что у меня кто-то и каким-то образом спёр из сумки фотоаппарат. Ну и ладно! Значит так решил индийский Ганешу, не фиг негативы их жизни тащить с собой.