Три истории из Истории

Леонид Кальницкий
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
--------------
Сэр Герберт Асквит, премьер-министр, в канун рождества 1911 года заслушивал руководителей военных ведомств. Вопрос стоял о сокращении военных расходов Великобритании.
- Слушаю Вас, Уинстон - обратился Асквит к Первому лорду Адмиралтейства, молодому, но заметно перспективному политику.
- Сэр, если Вы детально ознакомились с докладами комиссий Адмиралтейства и военного ведомства, - начал Черчилль, - то должны были обратить внимание на солидарные выводы. Они в том, что по результатам последних войн новое вооружение, я имею ввиду пулемёты, кардинально изменили общую картину и концепцию безопасности.
- Да, я видел эти выводы, и мы уже согласовали дополнительные затраты на закупки пулемётов как в войска, так и флоту. Но откуда такая уверенность в общем изменении концепции, Уинстон?
- Вы же знаете, я наблюдал за ней не из окна кабинета, а на поле боя в Африке. Согласитесь, что такое бесчеловечное страшное оружие, несущее смерть сотням людей, не может не охладить любые горячие головы, готовые посылать полки в бой, сэр! Война стала другой. Вряд ли найдётся сегодня в мире правитель, готовый начать войну с многими десятками тысяч жертв в короткий период. Сэр, по выводам комиссии, появившееся оружие массового поражения одновременно можно считать оружием сдерживания. Никаких крупных войн в ближайшей перспективе времени ожидать не стоит, кроме возможных локальных колониальных конфликтов.
- И насколько по-вашему Европа и Британия защищены от угрозы крупной войны?
Черчилль задумался.  – Я не могу указать точный срок, но уверен за ближайшие 10-15 лет. Этот срок можно увеличить за счёт развития и поставок армии и флоту новейшего вооружения, общую численность, а с ней общие затраты при этом предлагаем сократить.
- Хорошо, сэр Первый лорд, – Асквит привстал, закрывая папку и переходом на официальную речь показывая окончание аудиенции. – Я доложу выводы комиссии по оружию сдерживания Его Величеству.
-----------------------------------

Трудно спорить с Черчиллем, оружие сдерживания действительно призвано сдерживать, но… Спустя два с половиной года оружием, развязавшим мировую войну, оказался обычный браунинг Гаврило Принципа.


ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
---------------
Довольно промозглым ноябрьским вечером 1932 года два в прошлом однополчанина сидели за столиком кафе и философствовали о будущем. Курт, немец и Эрих, еврей.
- Как-то тревожно на душе, дружище. Словно предчувствие какой-то большой беды. – Эрих смотрел на свет сквозь бокал с бегущими вверх в пиве пузырьками.
- Ты о чём? – удивился Курт.
- Мне стала сниться война. Уже трижды было такое. И эти парни совсем не нравятся, а их главный - просто сатана. – Эрих поставил бокал на стол и кивком указал на заглядывавших в кафе с улицы через окно пару боевиков СА в коричневых рубашках.
- Ты о Рёме? Что ты, Эрих! Я помню Эрнста. Он же из нашего 10-го Баварского пехотного полка, Эрнст был ротным, не помнишь? Такие, как он – толстяки, всегда добродушны и беззлобны. Природа редко ошибается. А война мне тоже снится порой. Все 15 лет, куда от неё уйдёшь?
- Нет, - Эрих задумался, - мне снится другая война. Новая. А Рёма ненавижу.
- Новая? – удивился Курт, - брось, это бред! Откуда взяться новой? Кто может воевать и с кем? Германия сегодня не прежняя империя, да и люди, имея опыт мировой войны, не повторят ошибок. Британцы получили своё, даже у русских с французами рассосалось, хоть русский убил президента, как в Сараево. Эрих, дорогой, я реалист, все войны, которые возможны, будут в Африке и нас с тобой не затронут. Мир изменился. Проблемы научился решать через Лигу наций без оружия. Сегодня дипломаты главнее генералов. Эрнст Рём тебя тоже ненавидит. Он всегда ненавидел евреев и что? 
- Пока ничто. Но вот завтра его партия придёт к власти…
- Не придёт, - перебил Курт. – НСДАП выбрала свой лимит. Они теряют голоса. Процентов 30 снова получат, не больше, этого Гитлеру для формирования правительства не хватает. А Гинденбург не может скрещивать Гитлера с коммунистами или социал-демократами, они же ненавидят друг друга сильнее, чем вы с Рёмом. – Курт засмеялся, а Эрих несмело улыбнулся…
------------------------------

У истории свои гримасы. Первым через два года в концлагерь Дахау попал Курт. Эрих оказался в Бухенвальде лишь спустя пять лет. Но до начала новой войны не дожили оба…



ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
---------------
20 марта на авиабазе ВМС США Whidbey штат Вашингтон лейтенант Джефф Джогер возвращался после беседы от психолога. Джефф - пилот самолёта радиоэлектронной разведки EP-3E ARIES II, который 29 января 2018 года был перехвачен над Чёрным морем русским Су-27.
- Эй, Джефф! – услышал он окрик. Это был лейтенант Скотт Брукс, пилот резервного EP-3E. – Ну что, полегчало после покаяния?
- Ты о чём, Скотт? – остановился Джогер.
- Я о тебе. Как ты мог? Я всегда тебя уважал, Джефф, но этот случай… Ты не стрелял, ты просто прервал задание и вернулся. Русский же подставил тебе брюхо, русский был агрессивен и ты имел полное право, ты был обязан, Джефф, и ты не стрелял. Как ты мог?
- Мог… - Джогер поднял воротник куртки, прикрывшись от ветра, - Там помимо меня 23 человека в экипаже, Скотт, и это Чёрное море, это не Мичиган.
- О как! – потянул Брукс, - так мы уже ждём русских в Мичигане? То, что сделали с нашими выборами – мало?! То, что они влезли в Сирию и прикрыли Асада – мало?! Я бы открыл огонь не задумываясь. Мы с тобой представляем страну, её силу, честь и достоинство. Я сбил бы этого русского. Но мы, оказывается, ждём их в Мичигане! Что ж, с такими, как ты, пожалуй, дождёмся ко Дню Благодарения!
- Стоп, Скотт, не нарывайся! – Джефф Джогер козырнул, и лейтенанты разошлись в разные стороны.
……
- Разрешите сэр! – в кабинет командира авиабазы бригадного генерала Фрэнка Макмиллана вошла чернокожая женщина-капитан, инспектор по кадрам. – Приказ о замене дежурного экипажа после январского инцидента на подпись, сэр.
- Да, конечно, давайте – генерал Макмиллан положил лист перед собой и потянулся к ручке. – Итак, лейтенант Скотт Брукс? Ничего не изменилось?
- Никак нет, не изменилось – вытянулась чернокожая капитанша. – Лейтенант Брукс удачная кандидатура.
Генерал подписал приказ и протянул инспектору…
--------------------------

Сильные мира сего могут думать, что именно они распоряжаются судьбами миллионов людей, что они начинают войны. Но это верно лишь отчасти. Лидеры стран выстраивают условия для начала войны, а с момента, когда условия выстроены, хвост начинает вилять собакой. И войны начинают лейтенанты или Гаврилы Принципы.

=============*=======*=======*=======================
...к глубокому сожалению автора далеко не все персонажи вымышленные...