Из моей книги полководец соня- чудесный камешек

Карина Аручеан Мусаэлян
ФРАГМЕНТ моей книги "Полководец Соня, или В поисках Земли Обетованной"©
(Издательства "Э.РА" и "Летний сад", 2009 год, серия "Русский роман XXI век", предисловие Льва Аннинского)
   Книга стала номинантом нескольких литературных премий.
   Так как бумажные книги проданы, то я разместила весь текст романа в электронном виде ТУТ, где его можно ПОЛНОСТЬЮ БЕСПЛАТНО СКАЧАТЬ или читать через опцию "Посмотреть", которая высвечивается, если поводить курсором по низу обложки:
   https://yadi.sk/d/YID9yQZTX54tA

Этот бывший в действительности эпизод и мои чувства-мысли я отдала героине моей книги Соне (а этот чудесный камешек храню и показываю тем, кто может его оценить и понять):

«…За час до отъезда Соня с Манюней и Симочкой пошли на берег — попрощаться с морем. Галька, уже нагретая утренним солнцем, отдаёт тепло босым ступням.
— Каждый раз, когда бываю здесь, всё ищу какой-то особенный этакий камешек. Много красивых камней мы с Осей увезли отсюда в Москву. Но этакого ни разу не нашла, — грустно говорит Соня. — Ну, поторопимся. А то поезд без нас уйдёт.

И вдруг… из-под ног выскочил… этакий! Будто по заказу! Необычный для прибрежной сочинской круглой гальки — почти плоский. Со странным рисунком, нарисованным природой. Соня подняла его, растерянно повертела в руках: кто и что хочет сказать ей этим камешком?

Манюня испуганно прошептала:
— Может, не надо его брать? Тут могильный крест, на обороте - кладбищенская плита…

— Нет! Не так! — одновременно воскликнули Соня и Симочка. И вперебой зачастили:
— Плита как бы трескается и поворачивается, открывая вход куда-то. Смотри, контур её как бы колеблется - плита сдвигается…
— Да. А верхняя часть плиты светлая - будто в глубине рассветного неба мерцают слабые утренние звёзды. Это вроде вывески - знак того, что за ней...
— И крест - на фоне неба с облаками! Он тоже знак - надежды, благодати…
— Знак Воскресения…
— Указатель Пути! Четыре стороны: прошлое-будущее по горизонтали, верх-низ по вертикали - сошлись в центре. Но мы знаем, что было в центре креста: Сердце Христово! Это и есть Указатель. Указатель выхода, он же - вход. В бесконечность-вечность. Не туда ли ведёт и вход за плитой на обороте камня? Словно кто-то говорит: помоги плите сдвинуться!

Соня сунула камень в карман шортов и заспешила. Перед глазами стоял крест на фоне неба с облаками. Центр его набух и светился, пульсировал, как сердце, струил тепло.

Из него шёл зов — и сонино сердце рвалось навстречу, тоже исторгая потоки тепла. Или это на её тайный зов «Авва, Отче!» откликнулись оттуда, из сакрального перекрестья: «Я с тобой. Живи с миром!» Это было сродни музыке. Так или иначе, но два горячих потока встретились, соединились, напитав друг друга. Или это солнце совсем взошло - и всё вокруг сделалось ярче, жарче?

Плита на камешке в кармане заскрежетала, сдвинувшись ещё немного. Или это ноготь случайно царапнул камешек?
«Экстатичность» - пришло на ум слово, по-гречески - «выход из себя». Раньше Соня слышала его как раз в связи с музыкой: мол, настоящая музыка приводит дух в экстатичное состояние, в экстаз, если до того его испытал автор. Профессионализм, академические навыки - ничто, если творец не вышел из себя, не обНАРУЖился, вывернувшись наружу. Тогда не выйдет наружу на встречу с ним душа слушателя.
Вот к чему пришло на ум это слово: в связи с крестом-распятием! Ещё в Эдеме Творец вышел навстречу нашкодившему Адаму, трижды окликая: «Адам, где ты?», а потом, спустя тысячелетия, Бог-Отец снова вышел из себя Богом-Духом, воплотившись на земле в Бога-Сына, чтобы вызволить наружу наши души: «Человек, где ты?»
Вот он, простой Смысл Троицы! Выход на встречу…Бога в Духе и в Сыне - к человеку… человека к Богу… людей друг к другу, сообществ, стран… На встречу друг с другом - с друг-им… другим, иным, непохожим… который может стать другом, обнаружив области родства, точки соприкосновения. Но для этого надо самому сделать первый шаг - от себя, как это сделал Бог… а если понадобится - второй, третий. «По образу и подобию»…
И про это вроде Соня знала - да не так знала… Про всё будто бы знала, но как-то фрагментарно, а теперь поняла целиком.

Да, да, про «экстатичность» вспомнилось именно в связи с крестом… не могильным, а символом Воскресения! Воскресения не только Того, кого распяли, а любого… не после смерти, а ещё при жизни: распни себя прежнего, несовершенного, испусти Дух, то есть выпусти наружу, освободи от завалов хлама, обнаружь Себя-Настоящего, Такого-какой-задуман - «по образу и подобию»…
Взаимное выворачивание - освобождение от незыблемости границ, приведение всего и всех к единству… единству разных в одном Духе. Вот почему «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезанного, ни необрезанного, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но всё и во всём Христос…» - единство в Духе людей и стран… путеводная звезда!

Разные религии - просто разные языки Творца, на которых Он разговаривал, вызывая на встречу разноязыких людей разных культур и традиций… и, наконец, сказал это драматичной и оптимистичной историей, поставленной Им на земной сцене с жёсткой реалистичностью, какая не снилась самым завзятым реалистам, - через универсальную символику, какая не снилась самым завзятым модернистам… хотя не все признали Его в Сыне… не поняли языка образов… Да и кто признал, не всё понял… а Он так надеялся, что поймут!

Он был добр, Сын Божий. Не презирал плоть, как потом иные Его адепты. Относился к её потребностям уважительно. Не гнушался развязывать ученикам сандалии, чтоб отдыхали натруженные ноги. Кормил людей рыбами, хлебами, поил вином. И вообще чтил трапезу. Вино было молодое, весёлое, еды - немного, потому вино хмелило. А ещё больше хмелила взаимная открытость… Посвящение через дружескую трапезу, через чашу, пущенную по кругу, как любовь… Литургия. «Раздели своё вино, преломи хлеб свой с другим! С другом! Обрати пищу земную в пищу духовную…»
Экстатичный зов из сердца, которое там - в центре креста, и ответ сониного сердца слились в симфонию. Каждый шаг Сони был шагом от разорванного сущего, сущего самого по себе, рассыпанного на фрагменты, - к сущему как таковому, объемлющему её справа и слева, снизу и сверху... слившемуся нераздельно в светящееся перекрестье.

И если до этого, уважая Творца, временами беседуя с ним и даже беря под свою защиту, Соня считала себя самобытной, то сейчас ощутила себя творением...» (Карина АРУЧЕАН "Полководец Соня, или В поисках Земли Обетованной")