Мишка с разными глазами. Кн. 4 Гл. 6

Сергей Булыгинский
6. Совершить невозможное


Как-то раз за игрой в шахматы Кирилл спросил Дениску:
- Ты в этом году пойдёшь в школу?
- Пойду, - вздохнул Дениска. – Мама записала меня в какой-то интернат для слепых, он на другом конце города, так что домой я буду приезжать только на выходные и на каникулы.
- Жаль, лучше бы в нашу школу. Мы бы тебе помогли с учёбой.
- Нет, мама узнавала, такого, как я, в обычную школу не возьмут.
- А Бима с собой заберёшь?
- Конечно! Куда же я без него? – уверенно ответил Дениска.
Он был уверен, что иначе просто не может быть, но, когда Кирилл ушёл, на всякий случай спросил у мамы:
- Мам, ты в этом интернате сказала, что я буду с Бимом?
Мама тяжело вздохнула и сказала:
- Мне очень жалко тебя огорчать, но с Бимом туда нельзя. Я очень просила, правда! Но они говорят, что для собаки у них нет условий, да и у других учеников поводырей нет, и будет несправедливо, если он будет у тебя одного.
- Тогда я не пойду в эту школу! – твёрдо сказал Дениска.
- А что делать? Да не огорчайся ты так, я буду забирать тебя на выходные, и ты сможешь видеться с Бимом каждую неделю.
- Нет, я не хочу без Бима! – заплакал Дениска.
Мама пыталась его успокоить, но он так и заснул весь в слезах. И конечно, мишка был тут как тут.
- Мишка, помоги мне! – взмолился Дениска. – Я не хочу в интернат. Как я там буду, без Бима, без друзей?
- Чем же я тебе помогу? Я не могу приказать директору принять тебя в школу, у него своё начальство есть, которое не позволит ему нарушить правила.
- Мишка, ну пожалуйста, придумай что-нибудь! Я всё сделаю, как ты скажешь, только я не знаю…
- А я знаю? – перебил его мишка. – У кого из нас в голове опилки, у тебя или у меня? Могу только совет дать. У тебя два выбора: либо смириться и идти в интернат, либо бороться до конца, делать всё возможное для победы, а может быть, и невозможное. Искать выход даже когда кажется, что его нет и быть не может. И друзья у тебя есть, неужели вы все вместе ничего не придумаете?
Утром Дениска созвал друзей и рассказал им о своей беде и о разговоре с мишкой. Посыпались различные предложения, среди которых были и вовсе криминальные, как, например, послать директору школы анонимное письмо с требованием принять Дениску в школу и  страшными угрозами, если он не выполнит требование. В конце концов не нашли ничего лучше, чем попросить своих родителей пойти к директору и уговорить его принять Дениску. Папы Вовки и Кирилла и бабушка Игоря согласились поговорить с директором, но так и не смогли уговорить его. Не помогли ни бабушкин  напор, ни обещание папы Кирилла частично оплатить  ремонт школы, ни предложение Вовкиного папы помочь в оборудовании компьютерного класса.
- Поймите, - отвечал директор, - если бы мальчик хоть немного видел, был бы другой разговор. Но в медицинской справке ясно написано, что он абсолютно слепой. Он просто не сможет заниматься по программе, рассчитанной на зрячих детей. Ему только хуже будет, когда он сам поймёт это, и всё равно придётся переводить его в интернат.
Помня совет мишки, Дениска не оставлял надежды и всё время думал, как найти выход из совершенно безнадёжного положения, но так ничего и не смог придумать.
К середине мая установилась ясная, почти летняя погода, и Кирилл пригласил друзей на выходные дни к себе на дачу. Родители, конечно, забеспокоились, как их дети будут ночевать без них, но Александр Иванович, папа Кирилла, убедил их, что места в его загородном доме хватит всем, и ехать недалеко, и в его внедорожник все свободно поместятся.
На даче было весело. Ребята придумывали разные игры, такие, чтобы и Дениска мог принимать в них активное участие. Особенно понравилась ему игра, придуманная Вовкой: водящему (кроме Дениски, естественно) завязывали глаза, и все остальные разбегались в пределах двора и застывали в неподвижности. Водящий должен был найти их и наощупь узнать каждого. Чтобы запутать водящего, ребята менялись шапками, куртками, подражали друг другу в поведении. С Дениской эти фокусы, конечно, не проходили. Ему достаточно было слегка дотронуться до лица пойманного, чтобы безошибочно определить, кто перед ним. Да и на слух он примерно знал, кто куда побежал.
Вечером Александр Иванович вытащил во двор мангал и большую кастрюлю с мясом. Всем нашлось дело: кто разжигал дрова в мангале, кто нанизывал куски мяса на шампуры, кто резал лук и помидоры. Только готовить шашлыки Александр Иванович не доверил никому, сам следил за огнём и переворачивал шампуры.
Шашлык получился необыкновенно вкусным. Все наелись до отвала, потом Александр Иванович ушёл смотреть футбольный матч по телевизору, а друзья сели вокруг костра и стали петь песни. Когда стемнело, принялись рассказывать страшные истории. Дениска тоже вспомнил, как его напугал громкий треск в парке, когда он совершил ночную вылазку за мишкой. Он как раз обдумывал, как бы поубедительнее рассказать об этом, чтобы ему поверили, когда вдруг издалека послышался тот же самый звук, быстро приближающийся.
- Кто это?! – воскликнул он, указывая рукой в направлении звука.
- Где, где? – повскакали с мест ребята.
- Вон там! Вы что, не слышите? Оно трещит, громко!
Все замолчали, прислушиваясь, потом Вовка сказал:
- Я ничего не слышу.
- И я, и я, - подтвердили остальные.
Источник звука тем временем приблизился и, как тогда в парке, быстро перемещался в воздухе. Денискина рука, указывающая на него, чертила небо во всех направлениях.
Ребята заметили её только тогда, когда она промелькнула на фоне освещённых окон дома.
- Птичка! – одновременно воскликнули Игорь и Яна.
- Нет, не птичка, – поправила их Алёна. – Видели, как она трепыхается в полёте? Это летучая мышь.
- А почему Дениска её слышит, а мы нет? – спросил Вовка.
- Не знаю. Летучие мыши летают бесшумно. Хотя… Да, я читала, они издают ультразвуковые сигналы, которые отражаются от предметов и помогают им ориентироваться в темноте. Учёные говорят, что у них в мозгу из этих отражений складывается картина. Они как бы «видят» ушами.
- Значит, Дениска слышит ультразвук, который издаёт летучая мышь?
- Похоже на то.
- А мы сейчас проверим, - сказал Кирилл и побежал в дом.  Через минуту он выскочил обратно на крыльцо, и Дениска услышал тонкий свист. Бим дёрнулся у него под рукой и недовольно заворчал.
- Ты слышал? – крикнул Кирилл Дениске.
- Слышал. Это у тебя свисток?
- Да. Ультразвуковой свисток для отпугивания собак. Их здесь много бегает, а мама их боится, вот папа и купил ей свисток. Мы его не слышим, а собаки слышат и пугаются.
- Ребята, - сказала вдруг Алёна, - Если Дениска слышит сигналы летучей мыши, то, может быть, он тоже может научиться «видеть ушами», как она?
- Ага, только ему надо сначала научиться трещать, как они, - заметил Игорь.
- А вот это совсем необязательно, - послышался голос Александра Ивановича, который вышел из дома вслед за сыном и с интересом прислушивался к разговору. – Вовка, у твоего папы в лаборатории любой прибор собрать могут. Скажи Петру Сергеевичу, пусть сделают импульсный ультразвуковой генератор, чтобы издавал такие же звуки, как летучая мышь.
Дениска слушал, затаив дыхание. Неужели это правда, и он сможет видеть? Но Александр Иванович тут же добавил:
- Только ты, Дениска, особенно не надейся, что сможешь видеть, как летучая мышь. Её слуховое зрение создавалось миллионами лет эволюции, и если ты научишься видеть хотя бы сотую долю того, что видит она, это будет для тебя огромной победой.
«Я научусь», - подумал Дениска. – «Я буду очень стараться. И пусть тогда попробуют не принять меня в школу, где учатся мои друзья!»
Пётр Сергеевич очень увлёкся идеей сделать прибор для Дениски и сумел заинтересовать товарищей по работе. Поскольку основную их работу никто не отменял, им пришлось работать без обеденного перерыва и задерживаться на работе на два-три часа. В результате всего за две недели был создан миниатюрный генератор ультразвука, формой и размером похожий на пуговицу. В нём были даже две дырочки, и его  можно было пришивать к одежде вместо пуговицы.
Всё это время Дениска не находил себе места от нетерпения, но, когда Пётр Сергеевич принёс ему генератор, он проявил силу воли. Не стал сразу включать прибор, а сначала сам пришил его к куртке, надел её, и только тогда нажал пальцем кнопочку на задней стороне «пуговицы».
Треск был не очень громкий, но обрушился на него сразу со всех сторон. Звуки отскакивали, как мячики, от стен, от потолка, от шкафа и книжных полок, и, казалось, нет никакой возможности разобраться в них. Дениска выключил прибор и сказал, чуть не плача:
- Ничего не получается! Только шум и треск со всех сторон, ничего не понять.
- А ты хочешь всё сразу? Так не бывает. Надо начинать не в комнате, а там, где только один отражающий предмет. Пошли во двор.
Они вышли во двор и встали напротив стены дома. Дениска включил генератор, прислушался к эху от стены. Оно было чётким и ясным. По совету Петра Сергеевича он  подошёл к стене, отмерил десять шагов, послушал эхо, потом двадцать, тридцать. Чем дальше он отходил, тем слабее было эхо и больше промежуток между сигналом и эхом. Дениска понял, что таким образом он может определять расстояние до любого препятствия на пути, но до слухового зрения летучей мыши ему ещё далеко. В этот день Дениска послушал ещё эхо от угла дома и от фонарного столба. Они были не такими, как от стены, но Дениска пока не понимал, в чём разница.
С этого дня Дениска стал тренироваться ежедневно. Скоро он научился определять расстояние до предметов, стал отличать дерево от фонарного столба, мог сказать, сколько людей или деревьев стоит перед ним. Друзья помогали ему, как могли, придумывали всё новые упражнения, например, предлагали Дениске определить позу, в которую становился кто-нибудь из них, или клали на дорогу кирпич, чтобы узнать, с какого расстояния Дениска его заметит. Всё это было похоже на игру, и каждому его новому достижению ребята радовались, как общей победе. А задания становились всё сложнее. Много удовольствия доставила им игра, придуманная Вовкой: Дениска должен был найти человека, который мог принять любую позу и, не дотрагиваясь, сразу схватить его за нос. Самое трудное было определить, стоит человек к нему лицом, спиной или боком, и Дениске пришлось немало потренироваться, прежде чем он научился делать это безошибочно.
Дениска стал тренироваться и дома. Хаос, который представился ему, когда он впервые включил прибор, распался на отдельные отражения: от стен, от кровати, от книжной полки, от стола и даже от стоящего на подоконнике горшка с кактусом. Однажды утром он проснулся, оделся и включил генератор. Он хорошо представлял себе расположение предметов в комнате, и помнил отражения от каждого из них. Поэтому он сразу заметил изменение: отражения от кактуса на подоконнике не было.
- Мама! – крикнул он. – А где кактус?
- Я его взяла, хочу пересадить в горшок побольше, - послышался мамин голос из кухни. Потом мама вошла и тихо спросила:
- Ты подходил к окну?
- Нет.
- Значит, ты… увидел?
До этого момента Дениске в голову не приходило связывать представления, возникающие у него в голове, с понятием «видеть». И только сейчас он вдруг понял, что картинка из отражений – это как раз то, что другие видят глазами. Пусть намного лучше, чем он, но он тоже видит!
- Увидел… Мама, я вижу, правда! И стол, и шкаф, и тебя! – закричал Дениска и бросился в мамины объятия.

продолжение http://www.proza.ru/2018/03/05/1265