Дед Балай. Часть 3

Димитрий Морозов-Никифоровский
Яхт-клуб в Батуми был небольшой.
Построен на берегу, открытом для волн и ветров, на сваях.
Мостик на сваях шел к деревянному двухэтажному дому. В середине его был проход аркой.
Это позволяло с берега затащить яхты на открытую площадку.

На углу деревянного настила  стоял электрический подъемный кран, похожий дугой своей стрелы на корабельную шлюп-балку.

Вторая шлюп-балка была на правом углу настила. Она использовалась для спуска и подъема мелких детских швертботов. Для этого была прямоугольная сварная рама, в которую затаскивали яхточку.


Возле левого крана на палубе стояли на подставках (кильблоках) две спортивные яхты. Раньше яхты классов «Дракон» и «Звездный» участвовали в Олимпийских играх.
Класс «Дракон» входил в программу олимпийских игр с 1948 по 1972 год.

Килевая гоночная яхта  класса «Звездный»
«была спроектирована в США в 1911 году конструктором Вильямом Гарднером. В первый же год было построено 22 лодки.
В 1922 году более ста лодок объединились в Ассоциацию класса.
В 1932 году «Звёздный» был включен в программу парусного спорта на Олимпийских играх и был в этой программе до 2012 года, за исключением Олимпиады 1976 года, когда "Звёздный" на один Олимпийский цикл был заменён на «Темпест».
В 2011 году исключён из программы летней Олимпиады 2016 года.»
Источник: Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Лодка длиной около семи метров, шириной 1.7 м.

Чтобы ее не опрокидывало ветром, был сделан противовес – чугунный киль с утолщением внизу.
Этот бульбкиль весил 400 килограмм, а весь деревянный корпус с мачтой и парусами 350 кило.

Получился эффект игрушки неваляшки или Ваньки-встаньки с нижним расположением центра тяжести.
Но если хорошо зачерпнуть через борт морской воды, все деревянные детали не удержат на поверхности такое количество чугуна.

Специалисты считают, что небольшая яхта перегружена парусами.
«Особенностью является то, что из всех олимпийских классов килевых яхт, на глиссирование в полном смысле выходить может только «Звездный».

Высота палубы Батумского яхт-клуба над водой два метра.
Деду Балаю приходилось по приставной лестнице залезать в яхту.  Там он крепил стальной трос на крюк подъемного крана.

Техникой безопасности запрещено поднимать людей подъемным краном. Но Деду Балаю было проще рискнуть, чем по вертикальному трапу спускаться в пляшущую на волнах яхту.

Первый выход на воду был для меня не совсем спокойным. На такой гоночной яхте я первый раз.

Слева от яхт-клуба на якоре стоит краснодеревая польской постройки крейсерская яхта «КОНТУР» с оттяжкой на берег. Справа недалеко на якорях стоит большая баржа.

И на этом небольшом участке свободной воды мы начинаем движение.

На Карадаге у меня в руках был маленький разборный швертбот «Мева 2» польской постройки.
Это была удивительно послушная яхточка. На ней можно так поставить паруса, что задний парус (грот) давал движение вперед.  Передний парус (стаксель) вынесенный на ветер, на другой борт – тормозил это движение. Оставалось только найти нужное положение руля – и яхта на ветру стояла на одном месте – её не сносило.

Я попытался так же настроить Звездник.

Но он не хотел стоять на месте.

Этот гонщик рвался вперед даже когда ветер был с носа – на жаргоне яхтсменов это положение называют мордотык (левентик).

Короче, я делал поворот за поворотом на небольшой акватории в опасной близости от свай яхт-клуба и дорогой яхты. Её капитан Николай Михайлович Кадиев кричит нам: - « Уходите в открытое море!»

Повернули от берега и понеслись. Приходилось выпускать ветер из паруса, чтобы не сильно наклоняло.
То-есть паруса работали не эффективно.

Позднее в яхт-клубе Краснознаменного Черноморского флота в Севастополе я видел, что на корпусах Звездников компАсы были закреплены на бортах. Экипаж при наклоне яхты перемещался с палубы на борт.

«Остроумное правило о допустимом весе членов экипажа, — вес члена экипажа может превышать 100 кг на 2/3 кг за каждый килограмм, которого недостает до 100 кг рулевому, — предназначено для уравнивания веса экипажей флота.
Источник: https://itrex.ru/news/articles/yachts_for_victory
Таким образом, вес рулевого и шкотового вместе может быть до двухсот кило.

Поскольку Дед Балай и я весили вместе меньше, и не могли висеть на борту снаружи, то стало ясно – «Звездник» не для нас.

После нашей отчаянной попытки освоить эту гоночную яхту, Николай Михайлович Кадиев пригласил нас на борт «Контура» - лучшей парусной яхты в Батуми.


Дед Балай разнообразил нашу скучную жизнь ролевыми играми.
В какой-то момент он объявил себя Главой правительства нашей комнаты, Вождем и Учителем.
Через короткое время, я, как черный полковник, устроил военный переворот.

Но Жень-Шень установила матриархат. С подачи Деда Балая её величали Мандарина.
Но мандарины фрукт сезонный.
И будничным званием нашей комнато-правительницы стало Макарона.


Мы ходили на Главпочтамт в окошко «до востребования». Как-то увидели рекламку фототелеграмм.

Решили, что это дешевле обычных телеграмм. Решили попробовать.

Повод был. Жень-Шень вернулась в Москву. У неё 1 декабря день рождения. А письмо мы заранее не отправили.

Купили бланк фототелеграммы, и Дед Балай экспромтом набросал текст:

«О дорогая Макарона!
Мы просим у тебя пардона
За то, что мы не достарались
И вовремя писать не взялись.
За лень мы просим извиненья
И поздравляем с Днем рожденья,
Уведомляя, что потом
Пришлем подробности письмом.
Мы без тебя втроем тоскуем.
Письмо кончаем поцелуем.
Пока же шлем мы теле-фот.
Балай, Мороз и Федя-кот.»

Перед этим у нас появился черный котенок. Назвали Федя.
Дед Балай сажал его себе на плечо. Руки вытягивал горизонтально и соединял в кольцо.
Котенок ходил по рукам и плечам. Дед Балай приговаривал:- « И днем и ночью кот ученый все ходит по Деду кругом.»

Фототелеграмму Жень-Шень вовремя не доставили.
С серьезным опозданием этот текст пришел на обычном бланке.
Мы решили, что шифровальщики спецслужб долго ломали головы и пытались найти скрытый смысл.
Которого в фототелеграмме не было. Может быть, не хотели, чтобы получательница увидела маленький черный силуэт котенка.

Во время учебы в аспирантуре в Москве я бывал в доме известного правозащитника Александра Сергеевича Есенина-Вольпина. Его жена Виктория Борисовна Вольпина вела семинар по декоративно-прикладному искусству в Городском Доме художественной самодеятельности на Бронной улице.
Я посещал ее семинары.
Весьма вероятно, что все посетители квартиры Александра Сергеевича фиксировались службой наружного наблюдения. 

Дед Балай любил стихи Сергея Есенина и знал, что поэт побывал в Батуми.

Местные жители показали Деду Балаю дом, в котором жил Сергей Есенин.
 
Мемориальная доска на доме давно не подновлялась.
Бронзовая краска в углублениях вырезанных букв осыпалась.
Надпись читалась с трудом.

Здание это находилось примерно в половине километра от института "Грузинское отделение ВНИРО".
Мы пешком принесли лестницу, развели порошок бронзовой краски на лаке.
Кисточкой покрасили буквы на мемориальной доске.

В Интернете есть фото этой мемориальной доски:
https://ervix.livejournal.com/470781.html

Верхняя надпись сделана на грузинском языке.
Поэтому могу привести только русский текст:

" в доме № 11
по ул. Энгельса
жил и работал поэт
СЕРГЕЙ  ЕСЕНИН
декабрь 1924 г. - январь 1925 г." 

Доброго Всем Здоровья!
ДМН