Все реки текут

Елена Ряшина
    Интернет-новости сообщили, что умер Рохелио Герра, исполнитель роли Луиса Альберто в сериале "Богатые тоже плачут", и, судя по комментариям, почти вся наша страна взгрустнула от этого факта, потому что для многих это целая эпоха.
    Мексиканские сериалы мы смотрели на протяжении многих лет, а "Богатые тоже плачут" - один из первых сериалов, который прочно вошел в каждый дом. Я до сих пор помню все перипетии сюжета, имена всех героев, и даже слова песни  из заставки. Помню, когда серии показывали в три часа дня в субботу и воскресенье, на это время город просто вымирал. Папа любил в это время ходить в магазин за продуктами, потому что в магазине не было ни одного человека, а продавцы смотрели очередную серию на маленьком ч/б телевизоре в хлебном отделе, быстро отпуская товар, одним глазом поглядывали на экран, боясь пропустить что-то важное.
    И все эти новости вдруг зародили во мне ностальгические нотки:я вдруг задумалась о том, как много мы посмотрели сериалов. Это же годы просмотров! И каждый оставил какие-то воспоминания, ностальгию по детству: мы играли на переменах в героев этих “мыльных опер”, вставали в каникулы в 9 утра, чтобы утром в 9.20 посмотреть очередную серию, не дожидаясь вечера. Обсуждали события серий, кто из героев красивый, а кто не очень, рассуждали о том, как живут люди в Мексике, Бразилии, Италии или Америке, запоминали модели одежды, иногда даже что-то зарисовывали с мамой, потому что в то время купить что-то похожее в магазинах было нереально, а мама моя прекрасно шьет, и некоторые модели мы воплотили в жизнь.
           Если сейчас начать перечислять все названия, то список получится какой-то длиннющий, но ничто не сравнится с тем, что  “Санта-Барбара” шла по второму каналу десять лет! Я “сломалась” через лет шесть, но первые несколько лет просто оторваться не могла.
           У меня ощущение, что в нашей стране как-то с особой жадностью набросились на все эти сюжеты, потому что это было что-то новое и неизведанное для нас. Конечно, мы смотрели многосерийные прекрасные советские фильмы, но в них всегда была понятна перспектива, количество серий, а тут цифра уходила далеко в трехзначные числа, у некоторых бабушки боялись умереть, так и не узнав, чем все закончится. У моей бабушки вот был стимул узнать судьбу Круза и Иден из “Санта-Барбары”, очень уж она любила эту пару.
        Первой “ласточкой”, помню, была в 1988 году “Рабыня Изаура”, причем для затравки сначала показали 5 серий, и продолжили “по просьбам телезрителей”. Помню, как все соседи обсуждали Леонсио, а одна соседка каждый день восклицала: “Что ж он за сволочь такая, так измывается над бедной девочкой”. На рынке продавали черно белые  фотографии героев, снятые с телевизора, они были ужасного качества, но мы их все равно почему-то покупали, и в классе показывали друг другу, кто у кого есть в коллекции. На переменах все играли в “Рабыню Изауру”, я всегда была Малвина, очень уж она мне нравилась, казалась какой-то невероятно красивой, хотя недавно я увидела ее на видео, и она меня совсем не впечатлила, да и с возрастом явная нестыковка, актриса “далеко за…” играла молоденькую девушку. До чего только не доходила фантазия: однажды  девочка из параллельного класса стояла все 15 минут перемены у батареи в коридоре, держась за нее, словно это столб, к которому ее привязали, и сообщала всем, что она Изаура.  Ну а потом полилась щедрая волна мексиканских “мыльных опер”: “Богатые тоже плачут”, породивший огромное количество анекдотов про Марианну, маму Чоли, “Просто Мария” ( который мы недавно  вспоминали с коллегами, оказалось, что всех в этом сериале раздражал вечно ноющий Виктор, еще вспоминали как исполнители роли Марии и Хосе Игнасио приезжали в Казань, и им подарили шубу и шапку от “Мелиты” - почему-то сейчас этот факт очень смешит), “ Дикая Роза”, “Никто кроме тебя”, “Моя вторая мама”. С последними двумя названиями, которые шли по 6 каналу была проблема: они начинались в 22.00, а смотреть 6 канал мы могли только после того, как отключалось вещание канала “Татарстан”, оно заканчивалось ровно в десять вечера, но пока там шла финальная заставка, на 6 канале уже начиналась серия, и мы все время пропускали первые минуты. Это всегда было очень нервно, потому что надо было успеть переключить телевизор с канала на канал, а пультов тогда еще не было.
          Когда мексиканские сериалы закончились, началась вереница бразильских: “Тропиканка”, “Секрет тропиканки”, где был герой-дурачок Тони-лунатик, после чего в классе всех, кто плохо соображал стали называть его именем, “Новая жертва”, ”Семейные узы”, “Во имя любви” ( вот сейчас перечисляю и удивляюсь, как я все это помню!), потом уже были “Земля любви” и “Клон”, но их я уже не смотрела.
Еще были аргентинские сериалы на разных каналах, итальянские, американские и британские. Многие стерлись в памяти, какие-то помнятся: “Даллас”, “ Дерзкие и красивые”, “Династия”, “Эдера”... Последний сериал, который я смотрела, был “Дикий ангел”, но это было уже на 4 курсе театрального училища, и это было уже больше времяпрепровождением, нежели интересом.
          Особняком среди сериалов стояла “Санта-Барбара”, которая была покачественнее сделана, и артисты там были поприличнее. Помню, что в этот период у всех стали появляться собаки и коты по кличке Мейсон. Этого героя все как-то особенно любили, и сейчас я понимаю почему: думаю, Лэйн Дэвис (исполнитель роли Мейсона) просто был не плохой актер, т.к. очень много сыграл в театре, в его послужном списке даже Петруччо из “Укрощения строптивой”. Сериал шел так долго, что там даже поменялись актеры. Когда актер менялся, за кадром голос просто говорил, что с этой серии роль такого-то играет актер такой-то, и все как-бы принимали условия игры, и продолжали смотреть дальше, и только замена Мейсона для многих стала окончанием просмотра. Для нас с мамой точно.
          И конечно, среди всего этого обилия, у меня были и любимые сериалы, которые до сих пор помню и храню в сердце. Это “Королек - птичка певчая”, который тогда стал “кусочком Родины” моего дедушки-турка. Дедушки уже не было в живых, и бабушка плакала после каждой серии от тоски по нему, она просила меня играть ей мелодию из этого фильма, которую я на слух подобрала на фортепиано, многие из актеров внешне очень напоминали дедушку, и для нас всех этот сериал до сих пор какой-то особенный и любимый. Еще был австралийский сериал “Все реки текут”, с очень красивой музыкой, который тоже особо полюбился и запомнился, “Возвращение в Эдем”, с красивой и статной Стефани Харпер, героиней, которая очаровывала умом и внутренней силой, ну и конечно же “Спрут”, который любила, люблю и буду любить. До сих пор от сцены убийства комиссара Каттани наворачиваются слезы, это было самое сильное эмоциональное потрясение детства, ведь это единственный сериал, в котором хороший, честный, смелый, мужественный, справедливый герой боролся со злом в лице итальянской мафии, и, увы, проиграл, да еще так ужасно….
          Сейчас, кстати, на разных каналах повторяют многие сериалы из детства, и, несмотря на время и жанр, они гораздо крепче и профессиональнее сделаны, чем наши современные кошмарные сериалы, в которых засилье каких-то вырожденческих лиц. Страшно даже включать телевизор, потому что на каждом канале какие-то глупые физиономии. И это очень пугает потому, что во всем мире сериалы уже стали настолько качественным продуктом, что совсем не уступают по качеству хорошему кино, и только у нас сплошные “менты”... 
           Не знаю почему я вдруг решила написать что-то на эту тему, но вот сейчас вспоминала все эти “мыльные” сюжеты, и словно окунулась в детство. И наверняка, если Вы сейчас читаете этот мой пост, тоже немножко ностальгируете по прошлому, по тому, как “вымирали” улицы во время того, как показывали “Богатые тоже плачут”, как все жалели бедную Изауру, как во время октябрьского путча 1993 года все переживали, в основном, за то, что не покажут “Просто Марию”, как ждали выйдет ли из комы СиСи Кэпвелл, и как всем было,что обсудить при встрече, найти общую тему, доступную почти всем, и, несмотря на то, что “все реки текут”, у нас у всех есть огромная часть нашего общего “мыльного” прошлого, которое мы бережно храним “на чердаке нашей памяти”, и до сих пор обсуждаем, смеемся над тем, как это было наивно, и просто уносимся мыслями далеко в детство, юность, молодость, и мысленно напеваем набор непонятных слов из заставки “Рабыни Изауры”: “Ungazun garunge ungazun garunge…”