Теория Трех Ступеней

Клавдия Нови
Три Ступени образа мысли, помогающие нам развиваться.

Эти Три Ступени я вывела достаточно давно, наблюдая за тем, как я воспринимаю действительность, как меняются мои мысли и мои чувства, когда я перехожу с одной ступени на другую. Расскажу об этом поподробней.

Итак, существует та действительность, в которой Вы живете. У Вас есть представления о Вашей жизни, представления о смысле и значении тех или иных вещей. Вы знаете, что правильно, а что нет. Что должно и нужно делать. Короче говоря, Вы живете в гармонии, имея определенную картину мира и Вашего места в нем.

Потом случается нечто. Нечто не зависящее от Вас. То, на что Вы не давали согласия. Кто-то нажимает кнопку, запускающую процесс Трех Ступеней. Как только это произошло, Вы вступаете на эту лестницу из трех злополучных ступеней, которую Вам нужно преодолеть, испытывая достаточно дискомфортные эмоции, но поднявшись на которую, угол обзора Вашей картины мира несомненно станет лучше. 

Первая ступень – ПРОЗРЕНИЕ. На этом этапе происходит то, что я называю «обухом по голове». То, чем Вы живете, те представления, которые Вы выработали, перестают быть для Вас правдивыми, правильными и несомненными. Все, что Вы знали о том или ином предмете становится ложью. А путь, которым Вы пришли к этим представлениям, становится в корне неверным.  На этой ступени Вы можете испытать разочарование, непринятие открывшегося Вам (даже злость!), стремление вернуться к хорошо знакомому, привычному и удобному. Однако, это уже не выходит. Вы ощущаете себя обманутым. Вы можете потерять себя.

Вторя ступень – ОСОЗНАНИЕ. Когда горькие эмоции отрицания начинают терять свою остроту, начинается второй длительный и важный процесс – перестройки Ваших взглядов на хорошо знакомые вещи. Вы начинаете отвечать на свои же вопросы, которые раньше просто не приходили Вам в голову. «А почему это так, а не иначе? Почему раньше я думал по-другому? Почему я видел в этом одно, а теперь это утратило смысл?».  Мы (надеюсь, мы с Вами подружились, и я сменю «Вы» на «мы»)  начинаем наполнять нашу действительность новыми знаниями и представлениями о тех или иных вещах. Сравнивать новое со старым. Осознавать то, чего не видели и не замечали раньше. Таким образом, мы дополняем наши представления чем-то новым или вырабатываем совершенно иные. В любом случае, мы обогащаемся. Этот процесс, связанный с исканиями, вряд ли наполнен приятными ощущениями. Здесь бы я отметила такие эмоции, как взволнованность, тревога, ощущение своей беспомощности и незащищенности. Словно бы Вы сидите в шлюпке посреди волнующегося моря. Увы, так должно быть, и чем длительней будет эта фаза, тем больше нового Вы откроете для себя.

Однако, это не конец. Вы открыли для себя нечто новое, Вы сравнили свои новые представления со старыми. И весь этот процесс, я напомню, был более чем неприятным. И что же теперь с этим делать? Пора переходить на следующую ступень – ПРИНЯТИЕ. Этот процесс тоже небыстрый. Но по его окончании нас наконец-то ждет лакомое вознаграждение. Волнение и тревога стихают, и на их место приходит, я сказала бы, опустошение. Это значит,  мы поставили ногу на третью ступень. От нас требуется на этой фазе встроить наши новые знания (то, что мы с таким трудом и без удовольствия добывали) в существующую у нас картину мира. Это я называю принять их. Для того чтобы это сделать, нужно также приложить усилие. Эмоции, которые я бы здесь выделила – это смирение и прощение. Без них мы никак не сможем завершить процесс принятия. На третьей ступени мне бы хотелось сказать: «Пусть я увидела и осознала недостатки или особенности тех или иных вещей, и все же я могу принять это. Я могу жить с этим дальше. Я знаю, что с этим делать. Я снова знаю свое место в этом мире и вижу, куда мне идти». Это чувство, прощение, оно действительно целебно. Мы прощаем это новое, себя и целый мир.

Забавно. Процесс завершился. А в нашей жизни и в мире вокруг нас могло ничего не перемениться. И все же произошла гигантская и очень ценная работа. Вы стали на три ступени выше.

Итак, Вы снова живете в гармонии. У Вас есть представления о Вашей жизни, представления о смысле и значении тех или иных вещей. Вы знаете, что правильно, а что нет. Что должно и нужно делать. До следующего «обуха по голове». Ох уж эти Три Ступени.