4 Штрихи к портрету художника Бориса Талесника

Галина Ларская
2000 г. Боря Талесник очень худой, неподвижный, его темперамент погас, нервность и горячность исчезли. Просветления я тоже не заметила. Он говорит, что боится смерти, что привязан к этому миру. "Как я хочу и на том свете беседовать с тобой", - сказал Боря.

Звонил Боря Талесник, говорил разумно, но болезнь подточила его дух. Я сказала ему: «Тебе надо было нарабатывать молитвенный навык, а ты любил путешествовать и ходить в гости. Я тебе часто говорила, что в старости труднее будет прорываться к Богу. Сил не будет...». Боря со мной согласился.
 
9 февраля. Я навестила Борю Талесника. Лена засыпала в кресле от усталости. У Бори глаза, когда я читала свои стихи, были добры и теплы.

Звонила своему другу Боре Талеснику. «Мне стало легче после разговора с тобой», - сказал он.

3 марта. Навестила Борю Талесника. Он вялый, молчаливый. Но копнёшь — никакого смирения. Он жил для себя всю жизнь, в старости его скрутило. Он поддался болезни. В нём нет внутренней живости, огня, зарядку, которую я ему и его жене Лене показала, он не делает. Вот это и есть дряхлость. Впрочем, может быть, силы на исходе и не до зарядки. А всеми этими вещами руководит дух, управляя волей.

Беседа наша не строилась. Я стала его тормошить. Мы делали с ним лёгкие упражнения. Он вполне мог бы сам это делать или с Леной. Но завтра он всё забудет...

5 марта. Говорили с Борей Талесником, он рыдая, сказал мне: «Как мы с тобой дружили! Мне не хватает такого общения». Его утешения книги и рисунки. Он не может ходить. Хорошо, что он может читать.

20 марта. Боря Талесник совсем плох, уже не ходит. Жена его Лена сажает его в кресло на колёсиках. Он ничего не делает, чтобы помочь себе, стать бодрее, здоровее. Или он не может уже?

2001 год

14 августа 2001 г. "Научи меня молиться", - попросил меня Боря Талесник, но он остался безучастным, когда я взяла свечу и пригласила его помолиться.
 
В Израиле одну женщину поразила Борина картина, она произвела на неё огромное впечатление. Ей эту картину подарили. Она написала длинные стихи о картине и послала их Боре вместе с пятьюдесятью долларами. Борю это очень тронуло.

20 ноября 2001 г. Звонил унылый Боря Талесник. Как весел был он и бодр в своё время. Как разрушили его болезни.

2002 год

26 марта 2002 г. Была у Бори Талесника. Он стар и болен, ничего не делает со своим телом, чтобы поддержать его. Пожатие руки у него слабое. Что-то угасло в нём. Он не адекватен, думает о том, как бы ему попасть на Пасху в храм. Лена с ним ласкова, он целиком зависит от неё. Он не понимает своего тяжелейшего состояния. Видимо, болезнь затронула его мозг.

20 июня 2002 г. Я пришла к Боре. Лена, видя, что Боря с кровати падает на пол, решила переложить его вниз. Он был очень бледен, еле говорил. Иногда он тянул ко мне руки. В доме в этот мой приход была сиделка, сильная молодая женщина. Я организовала мытьё Бориной головы. Я спросила, что его мучит. "Болезнь", - еле слышно ответил он. Иногда у него закатывались глаза. Так было и у моего папы перед смертью.

Незадолго перед смертью Боря говорил жене Лене: «Тебе будет тяжело после моего ухода», он улыбнулся ей.

27 июня 2002 г. Лена встала в 5-20 утра, Боря был уже холодный. Он умер в одиночестве. Болей у него не было, была сильная слабость. Он перенёс инфаркт, инсульт, у него был диабет. 

Я работала за городом по Казанской дороге, место называется Пески. Там было имение отца Сергея Васильевича Шервинского. Мне передали сообщение, что Боря умер. У меня на руках был ребёнок моей подруги, я не могла уехать.

5 августа 2002 г. 40 дней после ухода Бориса. Поминки. Пришли Наташа Кистова, Наташа Шутте, Лидия Андреевна Черкаева, жена нашего общего друга с Борей Одика. Смотрели его работы, они отражают его внутренние, несколько призрачные миры. Это в своём роде классика, в картинах его есть романтизм и изящество. Духовные фантазии, устремление к Небу, надмирность. Жизни реальной в его картинах мало.

Хорошее лицо у него на молодой фотографии — не от мира сего. Я посмотрела на фотографию и спросила: "Где ты?". Грусть вошла в сердце.

Снился голос Бориса, вокруг него были интеллигенты.

5 декабря. Во сне Боря Талесник угощал меня какой-то зеленью типа ландышевых листьев и какими-то плодами, лежащими в банке. Я поделилась этими дарами с другими.

7 ноября 2007 г.(?) Во сне я смывалась от целительницы, которой я что-то не так сделала. Встретила на улице Борю Талесника, взяла его под руку, мы пошли вместе. По дороге появлялись препятствия, надо было куда-то взбираться, мне кто-то помогал. Боря не казался мне человеком, живущим в иных мирах. Он был в тёмной, но не в чёрной одежде, без возраста, не старый, худощавый, лица его не помню.

Все человеческие слабости свойственны моей природе, я давно наблюдаю себя. Толку мало. Мне кажется, что я давно стою на месте. Сколько раз мы с Борей говорили об этом.

Из позднего моего дневника - Мужчин интересуют женские тела, отнюдь не души. Исключение в какой-то степени мой умерший друг Борис Талесник, он увлекался духовными женщинами, его очень тянуло с ними общаться.

2008 год. Во сне я нахожусь в Тонком мире, но во сне я этого не осознаю. Я не одна, тихие женские сущности рядом, они мне незнакомы, лица их незнакомы мне. Общение таинственное, я не слышу звука голосов, но я понимаю этих женщин.

Я сказала женщинам, что я хотела бы видеть моего друга Бориса Талесника. Мы перемещаемся из одного слоя существования в другой слой без резких движений. Во мне был тихий страх сказать или сделать что-то не так, я была сдержана.

Наконец, меня предупредили, что я скоро, вероятно, увижу Борю. Я оказалась в светлом, но без солнца пространстве, Боря издалека двигался в мою сторону. Он был в белой рубашке и светлых брюках, лицо по мере приближения ко мне было смугловатым, пышные седые волосы были на его голове.

Близко мне его лицо не показали. Как все люди, общающиеся со мной, он был тих. Может быть, я молилась за него, может быть, я просила этих женщин, чтобы ему было хорошо  - не помню. В конце сна перед пробуждением я услышала глухой голос Бори, он негромко сказал фразу, обращённую ко мне, но когда я проснулась, я не помнила её, в моей памяти осталось только последнее слово фразы - моё имя "Галочка".

Всё, что происходило со мной в этом сне, пронизывал страх перед кем-то. Всё было осуществляемо в тайне и страхе. Наше присутствие было тайным, никто не должен был знать, где мы, что мы делаем. Одни лица сменялись другими, среди них попадались и мужчины. Все были заняты делом, но оно не было явным. Страх и покой были во мне, радости не было. Ничего тёмного тоже не было.

Буквально через очень короткое время умерла Наташа Ш., Боря её любил, может быть, он во сне и сообщал это.

Иллюстрация: Это изделие из дерева с изображением Иисуса Христа (это картина Эль Греко) Боря привёз из своих странствий