Замечательные рисунки и эскизы Николая Блохина

Алина Алексеева-Маркезин
         
          Одним из ярких явлений искусства современной России можно назвать творчество Николая Блохина, художника, который всем – образованием, мировоззрением, художественным языком – связан с русской академической школой.Вся жизнь Николая Блохина тесно связана с Санкт-Петербургским академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в котором он сразу после окончания остался преподавателем кафедры рисунка.

           Николай Блохин оказался связан с Академией художеств еще до своего поступления на курс. Он родился в 1968 году в Ленинграде, занимался сначала в районной детской художественной школе, затем был принят в Ленинградскую среднюю художественную школу при Институте И.Е. Репина. Следующим этапом закономерно становится поступление в «репинку», где Блохин выбрал мастерскую профессора В.И. Рейхета, отличавшуюся особым вниманием к основам живописной культуры.

     Именно рисунок наиболее непосредственно выражает личность художника, качества его характера, психологии, взгляда на жизнь, его своеобразный почерк.

           С одной стороны, рисунки Блохина в себе все признаки этюда-зарисовки с его интересом к ярко выраженному характеру, где в поворотах и позах модели угадывается связь с конкретной жизненной обстановкой. Однако у Блохина позы и взятые ракурсы усложнены настолько, что больше напоминают специальные постановки, а внимательность их проработки отсылает к задачам штудии. Но эти рисунки значительно больше, чем зарисовки и штудии, – это явно картинные, законченные образы.
              Сами рисунки очень свободные, исключительно динамичные, со сложным ритмом штрихов и растушевок, энергичной вариативностью саморазвивающихся линий, то агрессивных, широких, плотных, выполненных с азартом, с нажимом, то тонких, нежно касающихся поверхности; линий, не забывающих передавать фактуру разных материалов.

          В рисунках совмещается тщательность деталировки и незаконченность, цезуры и акценты, формирующие их стремительный темп. Здесь изначально ощущается культ художественной формы, ее эстетическая самодостаточность, но при этом отнюдь не теряется сложность характеров, схваченная в мимике и выражении лиц, точность психологических характеристик. Художник упивается процессом работы, совмещая разные задачи и синтезируя разные представления об академическом рисунке.

        Рисунок в творчестве Николая Блохина занимает абсолютно равнозначное место с живописью.