Знакомство

Александр Парцхаладзе
      - Мы жили большой семьей:  отец,  его мама,  полная, маленького роста - она осталась в нашей памяти,  как "Круглая Бабушка",  ее многочисленные внуки -  я с сестрой,  кузены и кузины, их родители...               
               
      Бабушка, рассказывая, строчила.  Черная с золотом швейная машина "Пфафф",  подаренная ей этой самой "Круглой Бабушкой",  глухо стрекотала,  оставляя серебряные узоры декоративной строчки на темной ткани.               
      Я слушал бабушку с удовольствием.  И немного завидовал ей:  сам я рос единственным ребенком, и даже "сводная кузина" Ира,  моя единственная  подружка,  перебралась с родителями далеко в новостройки,  когда я учился во втором классе.   
      А бабушка продолжала вспоминать свое волшебное детство - детство с экипажами,  гувернантками,  горничными:               
               
      - Помню, нас готовили к гимназии. Для поступления нужно было прочитать наизусть басню. У нас, девочек, все шло гладко. А вот Вагушка,  двоюродный брат,  когда волновался,  ничего не мог вспомнить.  От басни у него оставалось в памяти лишь пол-строки.  И он стоял, переминаясь, повторяя снова и снова:  "Лягушка ква-ква"...  "Лягушка ква-ква"... - слова,  которые сразу превратились в его прозвище:  "Вагушка ква-ква".       
               
      Прошло лет десять.  Бабушки моей уже не было в живых.  Я заканчивал школу, переходил в выпускной класс.  Летом меня впервые отвезли в Ереван - познакомиться с городом,  с бабушкиной родней.               
      Город мне не понравился - в нем почти не было привычной старой застройки,  а новые дома  из розовато-сероватого туфа показались мне мрачными и однообразными.   
      Только  двойная вершина Арарата,  снежная, сказочная,  осталась в памяти,  как тающий в июльском мареве мираж.               
               
      И встречи с родственниками мне не забыть:               
               
      - Это твой двоюродный дедушка, - объясняли мне, представляя меня высокому солидному седовласому мужчине, - его зовут Ваган, он - Прокурор Республики, он...   
               
      - Знаю! - обрадовался я, вспомнив  бабушкины уроки семейной истории, - знаю: "Вагушка ква-ква"!               
               
      Губы пожилого  мужчины  растянулись в улыбке,  но глаза глянули строго.             
      Остальная родня застыла,  как в финальной сцене "Ревизора",  окаменела,  как несчастная жена Лота.               
               
      Неужели действительно  ничего невозможно вернуть назад? - Ни мгновения,  ни сказанного только что слова?!               
               
      Мне теперь уже больше лет,  чем было умершей пол-века назад бабушке.  Больше даже,  чем ее ставшему  Прокурором Республики двоюродному брату.  Но вспоминая эту свою единственную встречу с ним, я снова чувствую себя опозорившимся мальчишкой - нет, даже не шестнадцатилетним, а таким, каким был он сам - маленьким, запинающимся, повторяющим это свое "Лягушка ква-ква".