Выбери себе судьбу. Гл. 5. Мировоззрение

Александр Шевкопляс
5. Мировоззрение и стереотипы мышления.

Мировоззрение и поклонение.
Наше мировоззрение составляет система устойчивых взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих общее видение и понимание мира, место  человека в нём, его жизненные позиции и программы поведения. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Эти общепринятые сведения могут носить бездоказательный и бессистемный характер, могут быть ошибочными и противоречивыми - большинству общепринятых знаний о мире не присуща логическая обоснованность,  воспроизводимость результатов и доказательность, но их использование упрощает нашу жизнь и делает её понятной.

Наше поведение, большей частью, – применение шаблонов действий под влиянием внутренних и внешних факторов. Мы уверены в том, что уже усвоили. Наша уверенность – это психическое состояние, при котором человек считает эти сведения истиной.
То, в чём мы уверены, становится образцом восприятия и пригодно к использованию без раздумий. Поэтому при сильном нервном возбуждении, когда реагирование  должно быть быстрым,  программа этого реагирования – усвоенный стандарт правильного поведения, который имеет приспособительное значение, позволяя быстро и эффективно избегать негатива в среде обитания.

Наши представления о мире и стандарты поведения в нём воспринимаются от социума и нарабатываются собственным опытом, некоторые из них наследуются генетически. Каждое сообщество из поколения в поколение передаёт систему поведенческих навыков потомству.

Общепринятую модель устройства мира человек  получает в виде сознательно и бессознательно воспринимаемых информационных комплексов из различных источников.  Свой набор взглядов и реакций человек формирует на протяжении всей жизни, некоторые из них он переосмысливает и заменяет новыми.
Миропонимание создаётся обществом. Эта информация содержится в образовании, которое мы получаем через школы, колледжи и университеты, представления о мире содержатся в обычаях, традициях, привычках и общественной нравственности, на основе которых  строится культура общества.
Миропонимание, накопленное обществом, также присутствует на бессознательных уровнях чувственного восприятия человека, находя выражение в народном эпосе, песнях,  врождённых инстинктах, безусловных рефлексах –   то есть в коллективной психике общества.
Совокупность взглядов на мир содержат и религиозные  тексты (Библия, Коран, буддистские сутры). 

Различные религиозные течения нам предлагают особые консервативные модели устройства мира, отражающие скрытое от восприятия человеком и предполагаемое теологами  устройство мира.  В основе этих представлений об устройстве мира лежит вера в истинность суждений, изложенных в древних писаниях, как принадлежащих сверхъестественным сущностям и сущности всего - Богу. Информацию от высших сил сообщают посредники в этом общении с человечеством – пророки.
Каждая группа людей, объединённых одной идеей, образует устойчивую энергоинформационную структуру, которая связывает своих приверженцев, их   религиозные представления и шаблоны поведения.

Религия (лат. religio – святыня) – это форма осознания мира, которая построена на вере в то, что мир создан и управляется сверхъестественными силами и существами, среди которых есть добрые и злые.
Поиск содействия высших сил и борьба со злыми силами есть первоначальный и общий момент развития этих представлений, из этой цели развивается  магия и шаманство первобытных религий.

В политеизме мир представляется в виде иерархии различных божеств, и есть представления о существовании соперничества между ними. Среди различных религиозных течений известно множество узкофункциональных богов и целый ряд единых богов. Свойства и возможности этих высших сущностей представляют собой условное философско-религиозное описание мира.
В религии человек ищет освобождения и защиты от демонов и злых сил, и находит его в светлом Боге.  Только в абсолютном монотеизме мы находим бога,  в котором нет ничего демонического.  Но за богом по-прежнему стоит демон.
Учение Христа направлено на очищение жизни от всего дьявольского. В самом Христе и в Его учении заключается внутреннее основание для борьбы со злом – становясь последователем учения Христа, вы уничтожаете зло.
Зло возникло не по воле Бога, в христианстве зло – следствие свободы воли человека, и только на пути к Богу исчезнет зло.

В религии единого Бога борьба человека с демонами кончается либо упразднением страданий человека в нирване, либо усыновлением его Богом. В религиозном союзе Бог является повелителем и собственником человека. Богу принадлежит не только сила, но и власть; Он правит, выступает в роли судьи, вершит справедливость.

Но справедливость Бога не явна, например, грешники ответят за свои деяния, когда предстанут перед Ним.

Вместе с тем Он является заступником, спасителем и союзником человека. В союзе с Ним человек ищет помощь и спасение от видимых и невидимых врагов.

Религия – это социальная технология для общения с Богом через посредников, и может быть определена как организованное поклонение высшим силам.

Процедура общения с Богом состоит в определенном ритуале и молитвах, отражающих покорность, признание Его власти и справедливости. Ритуал сопровождается выражением  личных просьб об изменении мира, состоящем в перераспределении благ.

Во многих случаях,  человека к вере приводит вовсе не любовь к Богу, как к Создателю, а чувство страха и неуверенность в успехе дел без Его благословения. Расчётливое поведение диктует сделку. 

Например, принято просить прощение за поступки у Бога, а не у того, кого человек обидел.

Люди просят Бога, но жизнь течёт своим чередом, и редко меняет своё направление. Просьбы и молитвы человека  дают успокоение, но не дают желанных изменений - верующие просят благ себе и своим близким, просят избавления от несчастий, но мир по-прежнему полон несчастий. Верующие просят справедливости, но мир всё также  полон произвола и беззакония.
Можно предположить, что смысловое содержание ритуалов и молитв противоположно желаемому в связи с тем, что визуализируемый в них образ состоит из описания нежелательных картин, и содержит недовольство миром.

По утверждению служителей, существуют только боги их религиозной общины, а могущественная помощь богов распространяется только на членов  религиозной общины. Это так – каждый эгрегор помогает только своим приверженцам.
Мировая религия – это ряд независимых организаций, каждая из которых создана  аппаратом служителей этой религии и её приверженцами, и каждая из них представляет собой структуру, занимающуюся отправлением разработанных ею ритуалов, сбором средств и управлением имуществом.

Религиозные организации содержат в себе не так уж и много святого, начиная с этических принципов и кончая религиозными догмами. Нельзя приверженцев религиозных течений назвать совестью человечества, нельзя сказать, что они честно и объективно описывают устройство мира, и что они интересуются наукой для того чтобы уточнить  известное о его устройстве.

Религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом, создаёт осознание определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения, создавая определённый нравственный ориентир.
Вера в Бога даёт надежду на Божью помощь и создаёт ощущение единства с единоверцами.
Покаяние и милосердие Господа, прощающего грехи, даёт уверенность в собственной  очищенности от греха и избавляет от чувства вины. Считается,  что религия и вера оказывают сдерживающий эффект на людей с криминальными наклонностями.   

Специалистами производились исследования на предмет обнаружения связи между религиозностью населения и уровнем правонарушений. Эти исследования выявили, что наименее религиозные страны в мире Дания и Швеция имеют самый низкий уровень мелкой преступности и коррупции. 
Более высокий уровень религиозности и церковности, по данным статистики,  связан с более высоким уровнем насильственной смертности, юношеской и ранней взрослой смертности, половых инфекций, подростковой беременности и абортов.
Во всех светских демократиях наблюдается падение убийств до исторического минимума, за исключением США и Португалии – стран с высоким уровнем религиозности. 

В опубликованных результатах исследования просоциального поведения нерелигиозные люди получили более высокий рейтинг в склонности к спонтанным проявлениям щедрости, таким как готовность дать в долг, или уступить место в транспорте. Религиозные люди получили также более низкое место в оценке способности к участию в благотворительности. 
 
Сложно сказать, насколько был бы стабилен мир без религии, но религия иногда используется для разжигания вражды и даже войн. Именем Бога набожными гражданами совершено множество преступлений. Именем Бога и во имя счастья на Земле уничтожались целые народы.
 

Мировоззрение и мир во всём мире.
Христианские религиозные догмы  утверждают:
Мир есть проявление Единого Духа, утверждение единства во множестве.
Божественная сущность пронизывает всё живое и неживое. Бог есть в каждом из нас.
Одной из популярных идей среди верующих монотеистических религий сегодня является утверждение о том, что Бог един, но у него лишь разные имена, но эта идея пока не работает, да и священные писания говорят о другом.

Еврейский бог Яхве устами своего пророка Исайи множество раз заявлял:
«Нет иного Бога, кроме Меня, - Бога праведного и спасающего». 

В  Библии говорится, что есть только один истинный Бог-отец, которому и надо поклоняться. 

Последователи другой мировой религии – ислама тоже утверждают, что есть только один единый Бог, Аллах. Неверие в Аллаха, как следует из священной книги мусульман – Корана, является преступлением, наказание за которое – смерть.

«Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины – из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными». 

Религиозные организации враждебны друг другу, хотя и признают, что Бог един, и является тем же самым богом, но имеющим другое имя (например, Яхве, Аллах, индийский Вишну, древнеегипетский Атон, у сикхов – Ниргун, греческий Зевс, библейский Иегова или в христианском мире – безымянный Бог отец).
В христианстве единый Бог не имеет имени, это материально неопределённая сущность, и выражен Он в виде триединства, которого нет в Библии, - Святой Троицы. Этот догмат появился в первые века существования христианства. Триединство составляющих Бога включает в себя: идеи и смысл, как информационную составляющую  Его (Бог отец), материальный мир, как сформировавшуюся новую часть Его (Бог  Сын), и Его силы, как независимую часть от первых двух -  Его энергетическую составляющую (Бог Дух Святой).   
Произнесенное Богом Слово «Бог» – уже материальное явление, а весь материальный мир – многообразие проявлений Бога Сына («восхотел Бог сотворить мир и сотворил Сына – произнес Слово»,  «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… всё через Него начало быть» , «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» ), в то же время, Божий Сын рассматривается христианством и как идеальный мир, а зло в нём – как проявление свободы воли живых существ. Жизнь в материальный мир вдыхает Святой Дух, а смысл исходит от невидимого и нерождённого Бога Отца. 
Христианский Бог бескачественен и непостигаем, но Он источник смысла, действия и силы. Он бестелесен - не имеет в себе свойства, которое позволило бы его видеть. Лишь часть Его – Христос, рождённый предвечно, во время пришествия на землю  имел материальное воплощение и видимый образ.

 

Поэтому условно на иконах Бог изображается в виде трех одинаковых человеческих обликов Христа в разных одеждах. Все три составляющие этого Бога неслитны и нераздельны одновременно, каждая из них независима от других двух, и зависима одновременно. Этим подчёркнута его нематериальная природа. Святая Троица- единство и независимость трёх составляющих: информации, энергии и материи, которые есть Бог.

Приверженцы каждого из единых богов не хотят делить своего Бога с представителями других религий, и всячески дистанцируют своё вероучение от других религиозных течений. Они никогда не называют своего  Бога  другим именем.  Впрочем, их можно понять – ведь религиозные учения и священные писания у верующих в этих богов различаются, и довольно существенно.

Христиане исключили из своих текстов библейское имя Бога – Иегова, но очень широко применяют в священных текстах и в службах слово «аллилуйа», которое на еврейском означает «восхваляйте Иегову».

У каждой религиозной организации есть своя Церковь, имеются свои прихожане и свой штат служителей, которые не хотят иметь ничего общего с другими Церквями и даже враждуют с ними.
Междоусобица религиозных эгрегоров беспощадна. Сторонники одного «единого» бога, уничтожают сторонников другого. Именем Бога эти набожные граждане совершали и совершают  преступления, в своей основе имеющие якобы угодную Богу цель – преследование инакомыслящих. Верование не делает человека праведником, ещё и сегодня они готовы даже убивать приверженцев других религий, поклоняющихся другому «единому» Богу.

Например, Мартин Лютер, один из основателей протестантизма, сказал перед смертью: «… если иудеи откажутся от своего богохульства, то нам надлежит с радостью простить их; если же нет, то мы не должны оставлять их в живых». 

В Афганистане приверженцы единого Бога Аллаха - талибы стремятся не допустить  распространение веры в Христа. За распространение христианства следует наказание – публичная смертная казнь через повешение.

В Москве руководители православной Церкви протестуют против строительства в этом городе самого крупного в Европе центра Церкви кришнаитов - вайшнавов ещё одного «единого» Бога -  Вишну.


Религия объявила человека беспомощным.
Христос, Магомет, Кришна – это высшие манифестации (лат. – проявление) Господа. Библия утверждает, что человек создан по образу и подобию Бога, и тоже является его проявлением. Получается, что более слабое проявление Господа поклоняется другому, и почитает не духовные достижения этого более высокого проявления, а его силу.

Человек слаб перед злыми духами и перед силами природы, опасности от которых могут подстерегать его на каждом шагу, незащищена его душа от сил зла в реальной и в загробной жизни, поэтому Христианская церковь позиционирует себя  защитницей человека и его души при жизни и в загробном мире.

Церковь просит Бога о защите своих прихожан, она хоронит, защищая их после смерти, внутри церковной ограды, а иногда и внутри храма.

С одной стороны, церковные обряды рождают возвышенные чувства силы и величия Создателя, а с другой –  прагматично указывают на слабость и беспомощность человека перед могущественным Богом, и на важность служителей церкви в диалоге с Ним.
Служители Христианской религии основой своей веры считают 10 заповедей.   
Библейские заповеди – это не мораль в том понимании, что надо себя хорошо вести, а рекомендации о том, как поступать, чтобы не нарушать равновесие в мире и не  создавать себе проблемы. Вот эти заповеди:

1. «Я твой единый Бог, да не будет у тебя других богов».
Это положение требует веры в существование единого Бога, управляющего всем мирозданием, но люди  нарушили эту заповедь и создали множество религий.
На основе каждого из вероучений возникли организации в целях совместного исповедания и распространения своего учения.
Эти религиозные организации  борются между собой, стремясь к власти над людьми и миром.  Разве войны и раздоры на религиозной почве угодны Богу?
Духовные служители искренне стремятся проповедовать слово и дело Господа, но они во власти групповых интересов и считают истинным только своего Бога. Служители и паства не признают других богов, и готовы отстаивать интересы своей религиозной общины.
2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».
Каждое религиозное течение поклоняется не Богу единому, а избранному этим течением для поклонения Проявлению Господа. Это прикрывается благими намерениями.
Использование в христианских обрядах икон; поклонение иконам, святым и пророкам противоречит этой заповеди. В обрядах иудеев не используются иконы. В мусульманских обрядах иконы тоже исключены, но есть почитание фетишу – Чёрному камню.
В соответствии с христианскими представлениями о Божьем Сыне, как о рождённом Богом Отцом материальном мире, визуальный образ  Христа реален, и поэтому Его изображение имеет право быть частью культовой атрибутики, являясь, как и слово, одним из средств познания Бога.
С другой стороны, любой материальный объект является частью Бога, и говорит о нашей связи с Ним.
Некоторые христианские культовые изображения соответствуют сюжетам из Библии, другие изображают святых, реализуя психологический эффект их  присутствия. Эффект присутствия создают и мощи святых.
Нарушая вторую заповедь, церковь возвышает себя, выступая как место силы, а люди, фактически,  поклоняются не деяниям Иисуса и святых, а магической силе икон, как и предупреждает заповедь. Считается, что наибольшую силу имеют чудотворные иконы и мощи святых.
Церковь направляет мысли прихожан не к их божественной природе, не к высоким целям и большим достижениям, не к красоте и гармонии  жизни, не к познанию  (ко всему тому, что составляет для людей понятие «свет»), а к тому, что нужно сообщить Богу о своих страданиях и как следует просить.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
В христианстве у Бога нет имени.
Иудеи со временем перестали произносить имя Бога под влиянием этой заповеди, считая, что Всемогущий Бог должен быть безымянным.
В исламе тоже нет имени у Бога. «Аллах»  расшифровывается в арабском, как  «Бог», а Мухаммад – имя посланника Его.
4. Помни день субботний. Суббота – Господу.
В Библии упоминается, что Бог освятил день субботний.
Христианская Церковь заменила день субботний воскресеньем, чтобы отличаться от традиции Шаббата  иудеев. В Библии нет ни одной строки о святости воскресенья.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай жены ближнего твоего, его дома, его раба, его вола, ничего, что у ближнего твоего.

Следование заповедям 1-4 подчиняет человека религии, устремляют к светлому и сильному Богу. Заповеди 5-10 должны направить человека в рамки социально ценного поведения. 
Учитывая, что подсознание не воспринимает отрицания в суждениях, то можно предположить, что повторение заповедей программирует преступные наклонности: «Убивай, прелюбодействуй, кради, …».

Все заповеди можно свести к двум. Отвечая на вопрос своего ученика: «Учитель, какая наибольшая заповедь в законе?», Иисус сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим».  Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».  На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Синодальное издание, 1994). Любите Бога в себе и в других, любите и не поклоняйтесь, вот к чему суммарно призывают заповеди.

Человек пришёл в мир для сотворения совершенного мира, сотрудничая с Богом.
Вы пришли в этот мир, чтобы радоваться ему, вы должны познать мир и понять то, что может улучшить его.
Церковь задаёт моральный стержень, а в остальном принижает человека и лишает веры в собственные силы. Бог не нуждается в поклонении своих созданий. Церкви нужны не Богу, они нужны  религиозной психологической структуре, которая базируется на принципе: проси, плати и получи успокоение.

Если говорить о пожертвованиях в пользу церкви, как о возношениях для добрых дел, то благотворительность является добрым делом в истинном смысле, если она искренна. Помощь без любви малоэффективна.

Например, богатый человек оказывает помощь детскому дому, но сам там не бывает. В таком случае это сделка. Этот человек не любит детей, его помощь направлена на собственную значимость. Ему нужен имидж благотворителя.

Погружаясь в чужие проблемы,  вы не можете решать их объективно, при этом  вы попадаете под ложный стереотип, который фиксирует вас на ощущении этих проблем.
С точки зрения эзотерической модели мира, ваша искренняя помощь подсветит позитивными чувствами сектор реализации на вашей линии жизни, в котором есть ощущение благополучного будущего людей, которым вы помогли. Автоматически подсознание тех, кому вы помогаете,  ответит тем же. 

Вера не есть понимание, а молитва не есть общение с Богом.
Если вы просите у Бога, значит, вы настаиваете на перераспределении возможностей для удовлетворения потребностей. Настаивая на предоставлении лучшей доли для вас, вы признаёте себя слабым и униженным, а мир – агрессивным к вам.

Постоянно задавайте себе вопрос: кому и зачем это нужно? А нужно ли это вам? Разум обычно теряет осознанность перед силой и мнением коллектива, когда вы начинаете сопереживать общей идее, и эгрегор усиливает вашу реакцию.
Задача у сообщества при воздействии на вас – заставить поддержать мыслями, действиями и энергией коллективную систему взглядов, и подавлять осмысление ценности этой общей идеи.
Любой усвоенный образец восприятия вписывает в вашу жизнь стандартный сценарий. Поклонение высшей сущности  отнимает у вас возможность познать собственные способности для формирования мира по своему представлению о его совершенстве, подменяя смысл жизни приятием сущего, подчиняя образ жизни серому стандартному существованию.
Всё, в чём человек усомнится, творчески осмыслит и сотворит, с сущим не совпадает. Если бы Бог желал от нас лишь послушания и поклонения, он бы не дал нам разум.

Возвращение к себе – есть истинный путь к Богу. Примите себя как есть.
Ваша вера в свои силы, поиск нового и сотворчество с Богом должны стать основой вашего мировоззрения.

Бог не оценивает и не руководит, не делает выбор - Он лишь даёт возможность.
Вера в Бога – это, в первую очередь, вера в себя, в силу своих возможностей как творца. Мы – часть Создателя, а творение - это язык Бога.
Насколько вы верите в свои возможности - настолько вы верите в Бога, в  эти бесформенные области мира духа, которые нельзя увидеть, услышать и удержать, которые создают жизнь и дают нам возможность усовершенствовать её. В этом усовершенствовании смысл нашего существования, а верой в свои возможности вы реализуете сказанное Им: «По вере вашей да будет вам». 

Религия предназначена развивать и воспитывать у представителей общества моральные принципы в направлении мира, сотрудничества, счастья и здоровья.
Для того чтобы религия стала совестью каждой эпохи,  должна развиваться система религиозных представлений об устройстве мира и о моральных ценностях в условиях социального и научного развития человечества.

Есть плюсы и минусы в поклонении и в вере. Вера в светлого бога полезна тем, что смиряет эгоизм и агрессию,  заставляет соблюдать определённые нормы поведения, и этим подавляет зло. Но поклонение и просьбы к высшей сущности фиксируют мысленный образ нужды и несчастья, и этим рождают зло, состоящее в образующемся стечении жизненных обстоятельств, которые ведут к нужде и к несчастьям. О чём думаешь, то и предлагает жизнь.


Свобода воли и агрессия.
Христианство оправдывает Бога за существующее зло тем, что источником зла является павшая перед искушением Сатаны человеческая воля, что зло имеет моральную природу. И ещё оправдывает тем, что настоящая любовь Создателя не навязывает себя, обволакивая заботой, а даёт его творению возможность самостоятельности.
Свобода человека, которую дало ему Дерево познания,  – это испытание его на пути к свету, добру и любви. Люди соблазнились плодом этого дерева, чтобы стать, как создавший их Творец, но не путем послушания, доверия Ему и любви, а путём самовольного присвоения плодов познания и стремления таким образом к власти над миром, которую им пообещал змей – искуситель.

Так трактуют библейскую историю о познании человеком добра и зла.
Но не может быть проявлений мышления и творчества без собственной точки зрения.

А возможно ли в природе существовать, не соперничая с другими и не отстаивая своё право на жизнь? Что говорят об этом механизмы эволюционного развития различных видов существ?
Агрессивное поведение свойственно не всем видам живых существ. В природе существуют 2 стратегии выживания, обеспечивающие оптимальную численность вида:
Первая – быстро размножаться, быстро расселяться, иметь короткую жизнь поколений, чтобы быстро приспосабливать потомство своей популяции к условиям окружающей среды. К примеру,  эту стратегию выбрали бактерии, диатомовые водоросли, насекомые.
Вторая – медленно размножаться, заботиться о потомстве, конкурировать с другими организмами в условиях ограниченных ресурсов.

Для второй стратегии известны следующие цели агрессивного поведения против собратьев и против представителей другого вида, претендующих на однотипные ресурсы: равномерное распределение потребителей по территории, защита своих ресурсов жизнедеятельности, естественный отбор наиболее жизнеспособных особей для продолжения рода.

По своей природе, человек - безобидное всеядное существо, у него нет грозного естественного оружия, принадлежащего его телу. Именно поэтому у него нет врожденных, сформированных эволюцией механизмов безопасности, предотвращающих применение оружия против сородичей, как у вооружённых хищников.

Агрессивные животные не могут объединиться без механизмов торможения своей агрессии внутри сообщества. Животные осознают важность сообществ, имеющих много преимуществ перед способом индивидуального выживания.  Эта важность сообщества превратилась в сильнейший мотив, определяющий все поступки и пересиливающий такие инстинкты, как голод, сексуальность, агрессию и страх.
Инстинкт, давший возможность появлению сообществ, совместно агрессивно отстаивающих свои интересы, аналогичен действию отношений дружбы и любви у людей. Инстинкт приводит к стремлению совместного пребывания, к сотрудничеству  и  запрету на убийство в сообществе. Чем более вооружены особи сообщества, тем сильнее в них запреты на агрессию среди его членов.

Дикий гусь или галка, волк и павиан готовы отдать свою жизнь, защищая свою семью, и, одновременно,  обладают запретами на убийство членов своего сообщества.

Существует ряд видов животных, у которых недопустимо, чтобы здоровый самец всерьёз напал на самку.

Это относится и к собакам.  Поэтому, не стоит кобелю, укусившему  суку, доверять общаться с детьми – у него нарушено социальное торможение.

Агрессия – это поведение, главной целью которого является доминирование и самоутверждение, как инструмент естественного отбора в эволюции,  срабатывающий путём присвоения жизненно важных ресурсов более сильным.

У человека агрессия наблюдается с раннего детства, и представляется врожденным и неотъемлемым свойством его поведения. Врождённый способ реагирования на раздражитель человеку подсказывает подсознание. Человек, реагируя на сильный раздражитель, не анализирует ситуацию, он действует усвоенным стандартным способом. 
В противостоянии работает инстинкт самосохранения, который заставляет отстоять личные интересы, а энергоинформационное взаимодействие с группой стимулирует и усиливает реакцию.
Если нервное возбуждение возникло в ситуации противостояния с другими людьми, то при отсутствии явного перевеса сил одной из сторон, дальнейшие события программа подсознания направит в сторону обострения конфликта. Подсознание создаст выброс адреналина и ощущение необходимости определённых действий.

Этот эффект прослеживается в необъяснимо жестоких преступлениях, когда уже на скамье подсудимых, преступник вспоминает с недоумением: «Какое-то затмение нашло».

Для реагирования на опасность включился в подсознании этот безжалостный алгоритм. Под действием этой программы реагирования сознание тормозится, а исполнительная система организма подчинена подсознанию, что обеспечивает выполнение усвоенного шаблона правильных действий.

В противодействии другому существу подсознание всегда диктует программу снижения ценности противника, повышения собственной ценности или ценности группы, от которой человек участвует в противостоянии и к которой он себя относит.

Агрессия является демонстрацией силы.
Она может выражаться и в экономичной форме - в предъявлении намерения нанести вред, и этим создаёт препятствие для намерений конкурента.
Кроме того, агрессивное поведение информирует о том, что действия противоположной стороны восприняты как вредоносные.

Главная функция моральных норм в истории человечества состоит в том, чтобы уравновесить появившееся у человека оружие запретом на убийство. Мораль препятствует самоуничтожению человечества.

Поведение человека – это реализация его свободы.  Идея о мире всем близка, но войны не прекращаются. Откуда берётся зло?
Всё зло внутри нас. 
Реализация человеческой свободы путём соперничества сопровождается разрушениями. Даже в противостоянии добра со злом агрессивны обе стороны, поэтому справедливо сказать, что когда есть противостояние, побеждает зло.

Таким образом, то доброе, что служит человеческому обществу, обязано своим существованием морали, а всё эгоистическое, как желание первенствовать и удовлетворить свои интересы в ущерб другим, вырастает из животных инстинктов.
Сообщество людей наказывает поведение, демонстрирующее открытое и безжалостное подавление слабого сильным. Криминальное поведение – отзвук животного прошлого, в этом поведении естественная и неприкрытая борьба за использование  ресурсов, свойственная дикой природе.
Животное желание потеснить других прочитывается и во взаимоотношениях различных религиозных течений и конфессий.

Для монотеистических течений идея единого Бога очевидна,  однако здравый смысл не работает.

Универсальным источником зла являются стереотипы защитных реакций, управляемые алгоритмом подсознания.

Подчиняясь природной программе, сознание не оценивает гуманность средств. При сильном возбуждении оно  отключается, и мы говорим, что бес попутал, а человек просто выполняет действия, которые заложены природой – их задаёт его подсознание. Мотивацию к действиям, обвиняя дьявола, он подгоняет потом. Действие первично, а мотивация вторична.


Любовь – беспрерывное пополнение ресурсов друг друга.
Стереотипы реагирования управляют нами во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в вопросах взаимодействия полов. Любовь – могучая, ни с чем не считающаяся сила, которая управляет людьми, а мы делаем вид, что можем с ней совладать.
Не всегда счастливы люди, которые в любви стали жить вместе. Некоторые люди живут вместе, им это нравится, и они любят. Многие живут вместе и без любви. Одни склонны к поиску новых раздражителей и новых партнёров, другие стремятся к стабильной связи. Некоторые из них терзают друг друга.

В первые годы общения любящих поглощает страсть. Их эмоции подавляют сознание, и в этот период влюблённые не анализируют свойства друг друга - период страсти природа создала для зачатия детей. Но даже самая сильная любовь со временем уходит, если не заботиться о привлекательности своих качеств для партнёра.
Часто влюблённые несовместимы, поэтому необходимое условие для совместной жизни – адаптация. А при адаптации чувство притупляется. Притупленное чувство переходит в привычку, которая становится условием совместной жизни, и в отношениях доминанта любви угасает.  Как у Пушкина: «Привычка свыше нам дана. Замена счастию она».

Любовь – это беспрерывное потребление и пополнение ресурсов друг друга. Качества партнёров питают энергетику их отношений.

Если кто-то из любящих недополучает чего-то от отношений или не доволен взаимодействием, то ищет эти недополученные эмоции на стороне, например, общаясь с друзьями.
Так, развитие вашей эрудиции в области общих интересов и в области интересов партнёра сделает общение интересным.

Для сохранения отношений нужно иметь представление обо всех потребностях вашего партнёра в браке и соответствующим образом работать над собой.
Если хотите активизировать чувственные отношения, поработайте над телом и имиджем. Это доступно - люди в любви не ищут экзотику и воплощение своих идеальных представлений.

Группа психологов из Автономного университета Мадрида установила, что мужская оценка привлекательности женского лица главным образом зависит от степени его моложавого и здорового вида,  и от соответствия черт среднестатистической внешности девушек в этой местности.

Сексуальная востребованность является рычагом естественного отбора и поэтому очень важна в жизни каждого существа. Фактор сексуальной востребованности создаёт ощущение удовлетворенности и покоя в семейной жизни, даже если нет любви.
Это главный фактор определения ценности свойств индивида - он характеризует возможность продолжения рода. Не редки в природе взаимоотношения полов, в которых возможность спаривания ценится выше жизни.

Некоторые живые существа сразу после спаривания (самцы богомола и самцы некоторых  видов пауков), а некоторые одновременно с появлением потомства,  завершают свой жизненный путь (осьминоги и лососевые породы рыб).

Самец павлина имеет декоративное оперенье, которое делает его лёгкой добычей для хищников, но природа сохраняет этот признак. Качество оперения самца определяет сексуальный выбор самки. Таким образом, пышное оперение снижает вероятность выживания, но повышает вероятность оставить потомство.

Природа связала сексуальный выбор с селекцией вида, и поэтому он важен для вас, и, как следствие, жизнь предлагает новые отношения и разрушает старые.  Разумом  вы понимаете факт разрыва и невозможность вернуть былые отношения, но бессознательно и сильно реагируете. Осознайте, что это автоматическая реакция организма, сопровождающаяся изменением гормонального баланса, и не идите на поводу полового инстинкта,  иначе вам будет тяжело.

Прежде всего, себе нужно методично внушить, что старые отношения исчерпали себя и стали негативными для вас, и не зацикливаться в размышлениях и переживаниях по этому поводу.
Переключайтесь - нужно думать о желанном образе жизни и о форме отношений, которые хочется иметь, о том, что личная жизнь будет интересной, наполненной счастливыми событиями.

Не редкость, когда встречаются, пытаются построить отношения и вступают в брак люди, которые не по всем параметрам подходят к друг другу. В чем-то они приспосабливаются, а в другом раздражают друг друга. От длительного общения накапливается напряжение, они начинают уставать и далее либо используют компромиссное разрешение ситуации – на время перестают общаться: задерживаются на работе, загружают свободное время спортом или общением с друзьями, переезжают на время к маме или другим образом разряжают и успокаивают себя, а через некоторое время становятся снова склонны к общению со своим партнером. Или резко и кардинально разрешают вопрос – разводятся и ищут себе новое счастье. Это нормально – не просто приспособиться к тому, кто тебе не во всём подходит, ещё сложнее найти человека, с которым вы абсолютно совместимы!

Вы не должны считать, что не все люди сильные и не все могут справиться с ситуацией. Слова о том, что человек слаб - это пустые слова, ведь, все люди способны чувствовать, и в этом их слабость, но некоторые расстраиваются, зацикливаются на неприятностях и не движутся к позитивным изменениям в жизни.
А другие стараются не думать о проблемах, стараются максимально занять свои мысли размышлениями о том, чего бы им хотелось, пытаются разобраться в себе и определить какой они бы хотели видеть свою жизнь, и что они для этого могут сделать, хотя не так уж просто разобраться в себе и описать из чего она должна состоять.
Ещё эти люди действуют в направлении достижения своих целей, и их жизнь начинает складываться, предоставляя стечение обстоятельств в виде возможностей двигаться к тому образу жизни, который они описали и обдумывают.

За многие годы совместной жизни образуются связи, которые сложно разорвать, поэтому люди продолжают жить вместе, даже если это психологически сложно. Иногда, внутренне разобщившись, они остаются вместе и живут, как друзья, а иногда – постоянно ссорясь, как чужие.
Если так произошло, что жизнь развела пути двух людей, значит, она даёт  им  возможность осознать, что важно для них, правильно нацелиться, и даёт шанс найти того, кто им подходит – того, с кем вы будете счастливы быть вместе.


Мотивация и горизонты устремлений.
Человек для взаимодействия с окружающим миром, большей частью, бессознательно использует привычные схемы поведения - он их воспринимает как правильные.

Например, в домашней знакомой и безопасной обстановке человек расслаблен, необходимость в самоконтроле невелика и его действия стандартны. Поэтому дома  его уровень осознанности снижен.
В толпе, если он часть её, он тоже доверяет, отключает самоконтроль, и действует автоматически.
Во внешнем кругу общения, когда человек не ощущает себя частью группы, сознание активно, сканирует обстановку и занято самоконтролем, но многие вещи он тоже выполняет машинально,  не отдавая себе, например, такого трезвого отчёта: «В данный момент я осознаю, что делаю, зачем и почему я делаю именно так».

Если человек находится в толпе и психологически поддерживает это скопление людей, то считает его  значительней себя, он доверяет взглядам этой группы и считает их важными для себя. Возбуждаясь задачами этой общности, он подчиняется ей, сотрудничает и взаимодействует с этой общностью. 

В коллективах и сообществах, например в армии, специально создаётся среда с определёнными стереотипами поведения и мышления. Привычное  усыпляет, стандартные ситуации не стимулируют желание их анализировать. Если в коллективе безопасно и однообразно, то человек доверяет своей группе, действует автоматически, и его подсознание открыто программированию со стороны коллектива.

Положительные эмоции тоже влияют на осознанность. Когда мы находимся в  эмоциональном состоянии, то мы говорим, что «теряем голову».
В ситуациях с позитивным эмоциональным подъёмом реакция окружающих людей тоже заражает нас своим настроением и шаблоном поведения. Как в позитивном, так и в негативном эмоциональном состоянии снижаются возможности действовать по воле разума – это физиологическая реакция.

Когда все смеются, то даже чем-то расстроенный человек заражается смехом, он не в силах противиться автоматическим действиям и синхронизирует своё поведение с группой, воспринимая для исполнения общий шаблон поведения.

Эгрегор поддерживает  и усиливает возбуждение всех, кто сопереживает увиденной проблеме, до тех пор, пока они не увидят или сами найдут её решение.

Сегодня вместо термина «катарсис» (психологическое очищение от сопереживания) всё чаще применяется термин «инсайт», который обозначает смысл факта очищения от сопереживания тем, что происходит озарение и понимание проблемы, и видение решения.

Если увиденные действия или финал пьесы не решают проблему или не естественны (случайное стечение обстоятельств), то эгрегор не снимет возбуждение, а у зрителей пьесы не наступит катарсис.
Внушение необходимости определённых действий в возбуждённом состоянии от окружающих представляет собой один из механизмов усвоения условного рефлекса в социуме.

Если кто-то рядом с вами эмоционально реагирует, то ваше сознание начинает заглушать  ваша чувственная оценка ситуации, и вы не можете сосредоточиться на своём занятии, и пытаетесь оценить происходящее и разобраться в ситуации.

Нервное возбуждение создаёт приоритет стандартным схемам действий подсознания перед их осознанным выбором.

Положительные эмоции возникают при достижении цели, удовлетворении потребности, и в случае решения задачи. Удовлетворение любой из потребностей вызывает радость тем большую, чем интенсивнее выражена мотивация.

Биологические потребности, отражающие обязательный комплект условий, необходимых для обеспечения жизни организма, имеют определенный предел насыщения. И, когда он достигнут, предвкушение и непосредственно процесс их удовлетворения  перестают быть источником радости - возникает пресыщение.

Известно, что организм при общении со средой никогда не остается пассивным. Естественная форма поведения животного и человека - непрерывный поиск и активная «разведка» окружающих условий. Но внешняя среда постоянно изменяется. Каждое мгновение ориентировочный рефлекс заставляет организм активно оценивать возникающую ситуацию, которую мозг анализирует  и из многих возможных программ поведения определяет оптимальные.
В случае если бы мотивом поведения были лишь возникшие в данный момент биологические потребности, поведение всегда сводилось бы лишь к действиям, направленным на поддержание и сохранение физиологического равновесия организма. Как только та или иная потребность оказалась бы удовлетворенной, повод для деятельности исчезал бы.
Если бы в процессе эволюции организм руководствовался только такими мотивами, то он всегда бы проигрывал в экстремальной ситуации.  Природа заложила в любой организм познавательный механизм - ориентировочный рефлекс и энергетическое стимулирование новых задач, формирующих чувство постоянного «информационного голода».
Стремление получать, перерабатывать и анализировать информацию является одним из важнейших жизненных стимулов.
Новые задачи тонизируют организм. Если поступление информации прекращается, организм становится чрезвычайно деятельным, ищет для себя занятие и организует приток информации. Принцип активного поиска - всеобщий для живых существ, обладающих развитой нервной системой, причём, новые горизонты мотивируют сильнее, чем естественные потребности.

Если, например, посадить крысу в вольер, в котором будет все необходимое для удовлетворения любых ее естественных потребностей (пища, вода, существо другого пола и т.д.), животное начнет с видимым интересом активно знакомиться с новой для него обстановкой. Но, познакомившись с обстановкой, привыкнув к ней и удовлетворив свои потребности, животное начнет проявлять беспокойство. Если крыса найдёт выход из вольера, она покинет его. 

Удовлетворёние потребности снижает ценность потенциальной возможности её удовлетворения в дальнейшем. Как отсутствие новых вариантов удовлетворения потребностей, так и отсутствие новых потребностей (пассивное существование) снижает энергетическое стимулирование организма в связи с отсутствием задач, которые требуют решения.
Низкая энергетика организма создаёт подавленное психическое состояние. Поэтому независимо от текущих условий существования, информационный голод вызывает стремление удовлетворить его и этим создать энергетический подъём. Ориентировочный рефлекс вынуждает искать новую информацию, найденная новая информация возбуждает подсознание, и рождает прилив сил для реагирования.

Эволюция выбрала  активное поведение организма для его самосовершенствования, повышения приспособляемости и жизнеспособности.

Вид развивается, когда отдельные его представители ищут новые возможности и увеличивают жизненный опыт. Во всех сферах жизненных интересов человека его поведению  присуща необходимость поиска новых путей.

Стимулируя развитие живого, эволюция создала механизмы, обеспечивающие высокий тонус организма при решении важных задач, в том числе - появление чувства радости при познании нового, поэтому организм не может существовать в замкнутой системе, информационные возможности которой исчерпаны. Это против его природы.

Поиск новых путей решения любой задачи, приближение к ее решению - генетически заложенный стимул для творчества. Творчество определяет развитие и создаёт состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Творчество – очень важная составляющая ощущения счастья.


Нужно ли быть ещё и царицей морскою?
Смысл любой деятельности определяет мотив или причина, в соответствии с которой необходимо удовлетворить потребность (сильно хочется пить, поэтому нужно удовлетворить жажду).

Осознавая ощущаемую потребность в чём-либо (например, жажду), человек определяет её словами (хочу пить), оценивает её силу, взвешивает необходимость удовлетворения и, приняв решение об удовлетворении потребности, формулирует мотив для дальнейших действий в виде намерения удовлетворить это желание.

Мотивация – побудительный стимул, который после его взвешивания превращается в намерение удовлетворить потребность.
Принятие решения об удовлетворении потребности включает физиологический механизм активирования подсознанием хранящихся в памяти обозначений внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющееся у организма ощущение дефицита, и тех действий, которые способны привести к его восполнению.

Продолжим предыдущий  пример. Из подсознания возникают варианты: 
в холодильнике взять бутылку воды, или приготовить чай, ...

Выбрав способ удовлетворения потребности, человек определяет цель и принимает решение о достижении её (достать из холодильника бутылку воды). Этот многоступенчатый процесс удовлетворяет потребность, но рождает новые желания.

Если человек удовлетворил свои потребности, он продолжает хотеть.

Так удовлетворив физиологические потребности, вы ощутите потребность в безопасности, ощутив безопасность, вы почувствуете неудовлетворённость в любви и общении. Располагая достаточным уровнем общения и реализовав себя в любви, вы ощутите потребность в самоуважении и одобрении ваших качеств, возможностей, способностей и дел другими людьми. В какой-то мере получив и это, вы ощутите познавательную потребность. Вас начнёт интересовать то, что происходит вокруг и то, что находится за горизонтом.
Далее,  прислушиваясь к своим потребностям, вы ощутите необходимость в эстетике и постараетесь украсить свою жизнь. Некоторая удовлетворённость в области эстетики откроет новый круг интересов. Вы постараетесь заглянуть внутрь себя и познать суть вещей, вас увлечёт творческая работа и реализация новых проектов.  Естественно то, что в известной сказке старуха не смогла удовлетвориться новым корытом.

Каждая достигнутая ступень в удовлетворении ваших потребностей делает актуальной следующую, не даёт человеку успокоиться и остановиться на достигнутом.
Проявление принципа активного поиска  нового в состоянии полного удовлетворения потребности живого существа можно было бы определить как повышение его осознанности при положительном эмоциональном фоне.
Таким образом, можно было бы предположить, что положительные эмоции повышают активность сознания. Но положительные эмоции ведут к тому, что люди полагаются на существующие убеждения,  в то время как отрицательные эмоции заставляют людей опираться на новую информацию. Это, наоборот, говорит о снижении осознанности в состоянии позитивного возбуждения нервной системы.

Например, несколько экспериментов показали, что люди в радостном настроении чаще используют типовые представления и первые впечатления при оценке других людей, в то время как люди в печальном расположении духа, но не в возбуждённом состоянии, склонны выносить оценки на основе фактических поступков окружающих.

У крысы в вышеописанном примере нет оснований отказаться от счастья, и у неё отсутствует мотив лишить себя благоприятных условий, и рисковать. Кроме познавательной, удовлетворены все её основные потребности.
У крысы существует своя иерархия ценностей, а появление беспокойства и желание новых впечатлений вслед за положительным эмоциональным периодом есть шаблон действий, предложенный подсознанием.

Удовлетворение потребности всегда связано с положительными эмоциональными переживаниями. Положительная эмоция фиксируется в памяти, и впоследствии, как своеобразное «представление» о будущем, сопровождает возникновение соответствующей мотивации.
Процесс удовлетворения потребности создаёт прилив сил и позитивное нервное возбуждение. Автоматической реакцией на возбуждение является его фиксация на объекте раздражения. С насыщением исчезает мотив, который возбудил желание, поэтому программа перестаёт энергетически поддерживать интерес к возможности удовлетворить потребность вновь. Снижение тонуса побуждает повысить энергетику за счет устремления к новым желаниям.
Каждая новая ступень ваших желаний является составляющей генетически заложенной иерархической системы ценностей и ценностей, которые усвоены от социума и приобретены с собственным опытом.

К примеру, удовлетворив свои физиологические потребности, ощутив физическую и финансовую безопасность, один человек определит приоритет в желании общения с противоположным полом,  другой выберет следующим желанием приобретение мотоцикла, а третий займётся познанием мира и раскрытием собственного потенциала.   
А некоторые люди приобретут внешние атрибуты успешности, имитируя удовлетворение своих базовых потребностей.

Каждая ступень иерархии потребностей имеет оптимальный уровень насыщения. Пресыщение создаёт эмоциональный подъём, а затем утомление, которое снижает энергетику, и приводит к тому, что вы временно теряете ко всему интерес.

Пониженная энергетика устремляет вас к возможности повысить её уровень - к новым задачам и к следующему уровню желаний. Достижения на новом уровне желаний увеличивают общую удовлетворённость жизнью, но лишь на некоторое время.
Не имея достижений, удовлетворяющих дефицит на всех ценных уровнях существования, вы не можете испытывать полного удовлетворения и будете ощущать жизнь неполноценной. Прав был А.С.Пушкин: важно быть ещё и царицей морскою.


Осознанность.
Эмоции снижают осознанность. Широко известен нижеследующий  пример, в котором сознательный анализ затруднён в связи с эмоциональной реакцией на ожидаемое получение материального вознаграждения. 

Речь идёт об эксперименте, получившем название «Проблема со свечой». Его начал немецкий ученый Карл Данкер в тридцатых годах двадцатого века, а потом развил американец Сэм Глаксберг.
Испытуемым выдавали свечу, коробку спичек и коробку кнопок. Требовалось, с помощью имеющегося в их распоряжении, закрепить свечу на деревянной стене таким образом, чтобы воск при горении свечи не капал на пол.

Решение задачи состояло в том, чтобы закрепить картонную коробку кнопками к стене и на неё установить свечу. Воск со свечи будет капать не на пол, а на коробку.
Выяснилось, что задачка решается куда легче, если кнопки не лежат в коробке. Когда кнопки были в коробке, люди не рассматривали коробку как некий отдельный предмет, который можно использовать для решения задачи. Коробка была для них всего лишь ёмкостью для кнопок.
Этот феномен называют функциональной фиксацией мышления.

Глаксберг задался целью установить, как влияет на решение задачи финансовая мотивация. Одним группам лиц он предлагал за быстрое решение проблемы деньги, другим - нет.

В том случае, когда коробка и кнопки  лежали отдельно, раньше других решали задачу те, которым были обещаны деньги, более чем на минуту обгоняя «немотивированных». Но вот кнопки - внутри коробки, и результат изменился: финансово мотивированные отстают более чем на две минуты.
Причем их несообразительность возрастает по мере увеличения обещаемой суммы денег. Как это объяснить? Мысли о пиастрах вредят работе мозга?
Нервное возбуждение гасит сознание.

Оказывается, когда от человека не требуется включать сознание, а требуется сделать автоматическое движение (например, быстро нажать кнопку), финансовая мотивация и нервное возбуждение помогает. Но когда требуется проявить логическое мышление, все наоборот. Волнующее вознаграждение рождает эмоциональную реакцию. Чем сильнее возбуждение, тем глупее становится человек и тем сложнее ему анализировать проблему.

Основное биологическое значение эмоционального переживания заключается в быстром и энергичном реагировании.
Эмоции являются стимулирующим действием аналитической системы организма на его исполнительную структуру и главным средством оценки удовлетворения потребности. Если вы довольны, то комплексное ощущение вас быстро и определённо информирует об этом.

Любые действия в эмоциональном состоянии сводятся к шаблонам поведения.
Образные ощущения, шаблоны восприятия и поведения позволяют действовать быстро и дают возможность легко, автоматически принимать решения.
Источником шаблонов действий являются генетически наследуемые поведенческие реакции, а также стереотипы отношения и поведения, закладываемые личным опытом (например, тренировками) и людьми  в процессе личного общения с младенческого возраста.

Говорят, что человек познаётся в трудностях и в беде.
Действительно, в период сильного нервного возбуждения, реакции человека продемонстрируют, к какому психотипу реагирования он относится,
и какие стереотипы поведения им усвоены.

Шаблоны мышления выстраивают отношения с окружающим миром. Человек думает, используя систему выученных представлений. Причем человек обычно забывает, откуда он получил знания, он просто их использует.
Получение образования базируется на формировании системы схематичных представлений в виде истин и методов, которые составляют основу наших знаний об окружающем мире.

Шаблон рассматривается как механизм взаимодействия, как смысловая единица в  простейшей форме коммуникации с помощью набора понятий.  Эта форма коммуникации одновременно характеризует степень социализации людей.

Именно благодаря усвоенным представлениям мы чётко знаем, как вести себя в том, или ином случае; знаем, кто прав, а кто виноват; знаем что хорошо и что плохо.

Мы знаем, что шаблон не значит, что воспринятое точно таким и является в действительности. Стереотипы, на которых основаны наши суждения, не всегда точны, и могут быть основаны на ошибочных предпосылках. Шаблон позволяет ориентироваться быстро, но не точно.

Мы используем для себя те убеждения, которые считаем правильными, и, применяя,  не переоцениваем их вновь. Стереотипы мышления с одной стороны упрощают жизнь, а с другой – делают её непонятной.
Используя общепринятые понятия, человек оперирует элементами модели, которая оторвана от реальной жизни. В этой модели представлений человек теряет ощущение окружающей среды, и теряет ощущение в ней себя до такой степени, что перестаёт понимать, кто он в биоценозе Земли и чего хочет, не ощущает себя частью природы.

Так, присваивая элементам окружающего мира словесное описание их свойств, и оперируя этими обозначениями, человек вкладывает в эти обозначения общепринятый смысл и теряет функциональную связь этих обозначений.

Например, словом «воин» мы обозначаем служащего, в должностные обязанности которого входит охранять государство от врагов. Но это слово делает неясным и неотчётливым жестокую суть функционального предназначения воинов, которая  состоит в том, чтобы угрожать жизни врагов и убивать их.

Слова помогают моделировать явления жизни, помогают анализировать и прогнозировать события, но одновременно и психологически тормозят процесс. Слова фиксируют однобокое представление о свойствах описываемых характеристик.

К примеру, Александр Флеминг, первооткрыватель пенициллина, считал, что антибактериальные свойства плесени были известны давно, но сделать открытие мешала психологическая несовместимость понятий «плесень» и «лекарство». Антибактериальные свойства веществ, содержащихся в плесени, могли быть обнаружены на 20 лет раньше, и их использование в течение 20 лет сохранило бы более 20 миллионов жизней.

В настоящее время природная система взаимоотношений организмов Земли всё больше заменяется технологическим шаблоном, созданным человеком для реализации его интересов. Индустриальное общество изолировало человека от природы, и эгрегоры социума зафиксировали в кольце искусственных интересов.

Жизнь растений и животных в природе наполнена смыслом естественных забот и формулированием намерения улучшить своё положение в отношениях с окружающей средой.
Например, для стада это: воспитание потомства, поиск пропитания, сезонная миграция, защита от хищников, семейные отношения и иерархия, игры, наблюдение жизни и наслаждение жизнью.

Человек, решая свои жизненные проблемы, делает представителей живой природы атрибутами для удовлетворения собственных нужд. В обмен на порабощение  человек снимает с животных множество проблем и упрощает их жизнь. Порабощенным животным он обеспечивает: кров, продолжение рода, защиту и пищу.
Теперь человек определяет цель их жизни в удовлетворении его собственных потребностей, и он решает: как им жить, сколько, зачем и какими стать.
Выживание вида в обмен на собственный смысл жизни.
Все окружающие людей элементы природы давно уже обозначают собой лишь функциональные свойства для задач человека, а вся его деятельность сводится к производству, продаже и покупке различных товаров.
Товары, производимые человеком, с одной стороны упрощают удовлетворение его потребностей, а с другой – привязывают людей к определённой схеме их удовлетворения, и делают их рабами этих потребностей. 

Биосфера и современные социальные приоритеты.
Современная цивилизация представляет собой сложную иерархию стереотипов производства, потребления и обмена. За последние десятилетия она сильно изменила образ жизни человека и создала много опасного для его здоровья.
Человек, погружённый в матрицу общепринятых взглядов, не осознаёт гармонии взаимодействия элементов природной среды, не видит пути органичных взаимоотношений с окружающим миром, затрудняется оценить свои привычки, и не представляет другого способа жизни.
Мы подсознательно подчинены  социальной системе. Алгоритм этого подчинения лишает человека свободы выбора и  мотивирует его для того, чтобы хотеть то, что соответствует его усвоенным представлениям. Кроме того, сами производимые товары, которые  служат удовлетворению потребностей человека, становятся  стимуляторами возникновения этих потребностей.

Устоявшиеся представления, связанные с деятельностью человека, охватывают все сферы его интересов и определяют все его нервные реакции,  стимулируя его получить соответствие с усвоенной нормой. Норму определяет технологическая схема общественной жизни, частью которой является этот человек.

Современное техногенное общество формирует вокруг человека искусственную среду  и создаёт природного биоценоза планеты технологический процесс обеспечения  людей.
Современный человек – это часть технологической системы. Он не чувствует себя частью природы, не эволюционирует по её законам, не знает чего ему хотеть, а усвоенный им набор понятий и взаимодействие с социальными группами эффективно воздействует и снижает остатки его осознанности.

В паутине стереотипов, зафиксированных подсознанием как истина, осознание смысла нового образа жизни и осознанное  изменение жизни может быть только медленным, а техническая революция задаёт изменениям высокий темп.

Большинство наших знаний, умений и навыков сегодня направлено на решение коллективных задач. С каждым днём мы располагаем всё большими технологическими возможностями, некоторые новые возможности опережают наши потребности.

Через несколько месяцев после появления на рынке, компьютер и мобильный телефон последней модели морально устаревают.

Разделение труда и технологическая специализация сфер нашей жизнедеятельности сделала определение  образа будущего человека задачей квалифицированных людей. Мы «плывём по течению» и, как потребители, не участвуем в ориентации и в творческом процессе развития отраслей промышленности и услуг,  которые направляет экономика.
Наше участие в изменении биосферы ограничено нашим потребительским выбором из предложенного набора – мы можем лишь комбинировать то, что специалисты придумали для нас.

Наши жизненные устремления изучают квалифицированные профессионалы, они создают для нас новые потребности и готовые к использованию варианты их удовлетворения.
Теперь уже, большей частью, не сам человек решает чего ему хотеть и как ему существовать в каждой из областей его жизненных интересов, а специалисты узкого профиля определяют его будущее.
Реклама возбуждает в потребителе новые желания. Потребитель лишь выбирает и набор своих желаний, и способ их удовлетворения, теперь даже наш выбор из предложенного помогают сделать эксперты и консультанты. Наша жизнь всё больше зависит от правильности действий организаций и специалистов.

Следствием экономической политики массового производства является то, что продукты питания становятся всё менее натуральными; промышленные товары становятся всё более технологичными, их самым важным параметром становится себестоимость, снижению которой чаще всего соответствует снижение уровня свойств.   

Технологические методы современной медицины,   по сравнению с древними восточными практиками, ориентированы не на корректирование работы организма, а на выполнение аварийных работ. 

Производитель решает свои задачи, и волен в том, чем нас кормить, во что одевать и чем развлекать. Заинтересовано  ли государство в ориентировании развития рынка в сторону улучшения качества жизни населения? Будет ли этот вектор направлен сторону сближения человека с совершенной природой?

В. И. Вернадский определил деятельность современного человека, преобразующего поверхность Земли, по своим масштабам соизмеримой с геологическими процессами на планете. Использование природных ресурсов планеты происходит без учета закономерностей и механизмов функционирования биосферы.
В местах активной деятельности человека саморегулирующаяся биосистема разрушена. Если технологический подход, строящийся на экономических критериях, к определению и удовлетворению потребностей не повернется лицом к природе, то разрушит жизнь.

Экономика диктует опасные принципы технологического развития: дёшево производить и много продавать. Производитель создаёт товар и стимулирует спрос. Государство контролирует соблюдение законов, но направление развития товаров и услуг слабо контролируется государством.
Самая влиятельная, самая богатая и могущественная социальная структура -  государство. Государство и его специальный аппарат управления должны оценивать тенденции и выбирать приоритеты, стимулировать перспективные направления развития общества и сохранения биосферы.

Десять процентов приверженцев создают режим автосинхронизации, в результате чего эгрегор становится общепринятым, а его стереотип становится нормой, которая  устойчива к попыткам её изменить. Поэтому большинство людей не имеют претензий к существующему пути развития человечества и биоценоза Земли в целом, существующее положение вещей воспринимается как норма.
Отношение к современным тенденциям в большей степени формирует система массовой информации, которая, зомбируя ложными ценностями и привлекая внимание негативом, просто делает деньги. Система массовой информации строит отвратительный образ технологической цивилизации, состоящий из клубка проблем, которые вселяют безысходность. 

Отсутствие экологического воспитания, образования и мышления лишает человека способности оценивать результаты своей деятельности с точки зрения её воздействия на природу. Посттехнологическая цивилизация в современных тенденциях деятельности человека полностью встроит биоценоз в созданный социумом  технологический процесс.
Земля – это космический корабль с ограниченными ресурсами. Развитие человечества путём решения технологических задач и разрушения взаимодействия всех элементов природной среды – это путь от совершенной природной системы к примитивной механической, созданной человеком, в которой люди отравят себя отходами своей жизнедеятельности.
Чтобы сохранить природу, человек должен большую часть Земли превратить в заповедники.

Мы уже не умеем и боимся жить без продуктов цивилизации, и с  каждым годом оказываемся дальше от природы. Средства массовой информации внушают искусственные образцы восприятия, искажают ценности, и становятся всё более изощрёнными и эффективными в программировании новых убеждений.
Они внушают шаблоны приспособления к искусственной среде существования. В этой среде человек занимает второстепенное место, а главная ценность определена производителями за развитием технологического процесса.

Возрастающая вредность и действенность системы массовой информации вызывает  подсознательный протест и желание снизить уровень внушаемости человека. Возможно, этот признак начинает закрепляться генетически и проявляется в  появлении детей с врождённым стремлением к независимости и низким уровнем внушаемости (детей Индиго).   

Само понятие «дети Индиго» впервые было использовано американским экстрасенсом и синестетиком Нэнси Энн Тэпп в 1982 году в книге «Как разобраться в жизни с помощью цвета». При обследовании ауры необычных детей было выявлено, что она у них темно-синего цвета - цвета индиго.
Дети Индиго имеют основную врождённую особенность – гиперактивность и дефицит внимания. Они рассеяны и не могут усидеть на месте, если дело не представляет для них личного интереса. Детей Индиго отличает осознанность и трезвый взгляд на мир, они не приемлют консерватизм, эти дети не признают внешнего управления, недоверчиво  и медленно усваивают типовые представления.

Эти дети не воспринимают традиционные методы обучения, применяющиеся в системе среднего образования, которые требуют запомнить и отчитаться. И это рационально -  знания, полученные методом запоминания,  быстро забываются.
Справочная информация доступна, поэтому нет смысла заучивать её. Главное понять и научиться использовать материал. Полезнее не выучить, а сделать практически. В этом случае мозг будет работать в качестве творца, а не временного складского помещения.

Например, эффективно для усвоения материала научить других. Появились школы, в которых дети обучают друг друга, попеременно играя роли учеников и учителей, и быстро осваивают сложные программы.
 

Социальные технологии.
В сравнении с остальными представителями живой природы, человек является наиболее осознающим, но большая часть его действий выполняется по шаблону, да и как член общности, человек должен действовать по общей технологической схеме - между собой все люди связаны общими задачами и должны взаимодействовать.

Например, современный завод – это огромный механизм, каждый элемент которого подчинён его технологическому циклу. Завод представляет собой набор выверенных схем взаимодействия механизмов и людей, которые делают его работоспособным. 

Технология – это знание, заключающее в себе способ достижения определённой цели. Технологические возможности для реализации идей формируются определенной последовательностью взаимодействия элементов системы, состоящей из материалов, механизмов, процессов и людей.

Технологические идеи могут быть результатом деятельности отдельных личностей, или небольших коллективов, которые являются элементами социальной системы, но все достижения научно-технического прогресса, если рассматривать их в комплексе, являются продуктами работы социальных структур.

Так, телевизор может изобрести один человек, телевидение - это технологический комплекс, для работы которого нужна система определённым образом организованных людей и устройств.

Социальные структуры состоят из множества технологических цепей. Каждый элемент этой цепи специализирован, будь то общественная организация, бюро услуг или завод. Цепь специальных элементов уникальна и без дисциплины не работает, поэтому в конфликте между личными интересами и условиями, которые необходимы коллективной структуре, должны побеждать интересы структуры. Когда человек становится элементом структуры, он должен функционировать по её правилам - так психологически проявляется социальное взаимодействие.
Эволюция живого создала энергоинформационный механизм, скрепляющий взаимодействие группы и  стимулирующий использование определённой социальной концепции, который внутри социальных групп образует саморазвивающуюся устойчивую систему отношений. Эта система управляет группой, и так же, как и образовавшаяся стая птиц, привлекает к себе внимание других и вербует новых приверженцев.

Любое дело в своём развитии проходит несколько этапов. Сначала возникает комплекс  идей и принципов,  затем их воспринимает инициативная группа. Группа вступает во взаимодействие с социумом и создаёт коллектив, объединённый одной задачей и подчинённый единой  цели.

На первом этапе создания нового дела, вокруг организатора собирается небольшой круг единомышленников – энтузиастов. Главная цель для таких коллективов – разработка способа реализации идеи для получения общественного признания и организации дела. На этом этапе разрабатывается технологический процесс и реализующий его набор устройств.
В небольших коллективах приветствуется творчество, энтузиазм, инициатива, самостоятельность. Вместо дисциплины – самодисциплина. Подсознание такой группы объединяет эгрегор, нацеленный на взаимодействие.

Второй этап развития дела – реализация разработанной идеи. Появляется другая важная цель – образование и развитие структуры механизмов и людей, которая функционально предназначена внедрить  разработку.
Создаётся аппарат управления и специальные службы для внедрения конкретных решений. Специализация сотрудников в образованном взаимодействующем механизме уже требует дисциплины для последовательного и четкого выполнения планов, поэтому для работы без сбоев вместо самодисциплины  необходимо применить соблюдение правил в интересах дела.
С дальнейшим развитием дела изменяются задачи, и, в  соответствии с ними,  разрушается творческое взаимодействие - творческая составляющая, необходимая для вынашивания и развития идеи, теперь мешает процессу внедрения разработанной документации. Изменяется и  облик коллектива - главными становятся деловые качества, а моральные отходят на второй план.
Если дело получает общественное признание, то появляются другие коллективы, возникает конкуренция, отчего ещё жестче становятся требования дисциплины.
Созданная структура стимулирует включение приоритета ролевого маятника, который фиксирует сложившиеся в однозначную структуру представления и постепенно заменяет собой подсознательный алгоритм, нацеленный на творческое взаимодействие, из-за снижения интереса к развитию системообразующей идеи.

Третий этап развития дела – пуск созданного механизма для получения прибыли. Когда коллектив достигает этапа реализации идеи и вырастает в крупное предприятие или корпорацию, то представляет собой часть сложной отлаженной системы, создающей и реализующей продукцию.
Для обеспечения её работоспособности, в коллективе  действуют другие законы и иная этика – корпоративная, которая предполагает более жёсткую регламентацию, исполнительность и дисциплину, чем на предыдущем этапе. Корпорация должна работать строго по шаблону.

В таких коллективах часто бывает, что инициатива наказуема, самостоятельность встречается настороженно, творчество в не играет решающей роли. В сложной системе со специальными звеньями необходимо действовать не «лучше», а «правильней», чётко вписываясь в существующую функциональную схему поведения.

Для развитого коллектива главное не развитие дела, а сохранение работоспособной структуры, поэтому приоритетным принципом во взаимодействии людей становится укрепление иерархического строения и дисциплины. На этом этапе алгоритм подсознания сотрудников жестко стимулирует ролевое соответствие каждого из них его месту, объединяя их усилия в общей функциональной схеме.

Со временем интересы коллектива и общества начинают расходиться. Социум же экономически побуждает совершенствовать способы достижения социальных целей. Обществу нужно развитие услуг и товаров, а коллектив выжимает прибыль из созданного механизма, не развивая его: снижает себестоимость и стимулирует спрос - сложно решиться закрыть налаженное предприятие.
Для дальнейшего развития дела нужна ликвидация «закостеневшего» коллектива и образование нового дела с новой задачей, что успешно реализуют условия  конкуренции.

Генетически выработанный механизм стимулирования взаимодействия в группах с помощью усвоенных шаблонов и энергоинформационной связи помогает решать групповые задачи.
Этот же механизм работы мозга с информацией фиксирует в виде упрощённых схем культурные достижения, заставляет ими пользоваться и передавать их следующему поколению.
Социум накапливает знания, развивается технологически и осмысленно действует соответственно своему мировоззрению,  совершенствуя способы управления реальностью. На современном этапе общество все более превращается в единый организм.
Чем более организовано общество, как, например, в называемых развитыми странах, тем более технологичны в нём действия каждого человека и групп людей. В этих странах имеется больше разработанных и усвоенных техник организации общественной жизни людей и больше усвоенных технологических операций в поведении индивидов.

Почти любое действие, любое движение к цели в развитой стране – разработанный технологический процесс: нужно ли перейти дорогу, устроить пикник или сдать мусор на утилизацию. 

В развитых странах детей учат тому, что жизнь технологична, и состоит из  этапов действий для достижения целей,  что им можно научить, и что можно и следует развивать эти процессы.
Чем более развита страна, тем чётче эта мысль внушается подрастающему поколению, поэтому в таких странах больше порядка, больше правил в общественной жизни и выше её качество.

Не всегда разработанный технологический процесс совершенен и всегда он имеет ресурс для своего развития. С одной стороны, людям в технологически развитых странах легче жить, с другой стороны, чем менее развита страна, тем меньше шаблонов, больше интуитивного мышления и интуитивных действий в творческом процессе и в поведении каждого индивида,  тем более изобретательны люди, и тем больше шансов найти новые, более эффективные решения, если на них есть спрос.

Для того чтобы познать объективную реальность и гармонично взаимодействовать с окружающим миром, человек должен осмысливать и совершенствовать все виды своей деятельности. Он создаст свой технологический мир, чтобы не разрушить мир природы.

Кроме логического познания мира, человек должен оценивать и изучать интуитивные знания, выраженные в народном эпосе, в инстинктах, рефлексах, в эффективных древних медицинских практиках и  в философских течениях, а также - в издревле известном влиянии психологических состояний человека на образующееся стечение жизненных обстоятельств. 



Источник: книга "Выбери себе судьбу", сайт "Самопознание. Доступная Эзотерика". http://www.proza.ru/2017/03/23/1362