Армянская свадьба

Надежда Качалкова
В городе Туринске Свердловской области я работала, как молодой специалист,окончив финансово-кредитный  техникум в городе Омске, и направлена в этот город. Старшим кредитным инспектором была Руфина Федоровна.
Банк, как известно, обслуживает все хозяйственные предприятия и организации города. Одним из таких предприятий был целлюлозно-бумажный комбинат. Главный инженер этого комбината Евгений Евгеньевич – армянин.
Он заходил в отдел в белом полушубке (зима) и подходил к столу Руфины Федоровны. Все основные вопросы решались со старшим инспектором. Так по закону. Он подолгу стоял у ее стола и разговаривал.
Я  по молодости (мне исполнилось в октябре восемнадцать лет) не обращала внимания, а другие работники это отмечали и поговаривали, что они скоро поженятся. Меня это не касалось. Здесь же работала сестра Руфины  Гутя. Она старше меня, но испытывала я доброту и внимание ее. Я была как будто под опекой старших. Весь коллектив работников относился ко мне весьма уважительно. Меня называли: «Маленькая наша». В обеденные перерывы меня постоянно просили почитать газеты, так я проводила политинформации.
И однажды объявили, что у Руфины и Евгения свадьба. Меня пригласили на эту свадьбу. Мне было удивительно и приятно. И вот свадьба.
Очень все интересно.
Это действо мне запомнилось как спектакль. Настолько необычно, совершенно не похоже на русскую забаву. Описывать русскую свадьбу не буду, думаю, всем известно.
А здесь присутствовали друзья различных национальностей: греки, армяне, крымские татары и, конечно, русские.
Меня посадили между двумя мужчинами. Один постарше – крымский татарин, совершенно русский на вид - блондин. Это справа. Слева, молодой армянин. Очень симпатичный. Столы накрыты самыми разнообразными яствами, которые я отведала первый и последний раз. Больше не пришлось. Все было очень красиво и вкусно.
Музыка звучала весьма интересная, для меня необычная. Все по намеченному сценарию. Хорошие были организаторы, постарались. Танцевать мне пришлось постоянно: вальс, танго. Приглашал высокий татарин. Никто не приставал с объяснениями. Но чувство внимания и интереса к себе я ощущала.
Понравилось, когда пригласил грек. Высокий, стройный, врач по профессии.Постоянно говорил комплименты. Может быть, отсюда и симпатия к Греции и грекам. В шутку называю себя «гречанкой», всегда хотелось побывать в этой стране. Такое ощущение, что я родилась в Греции. Жаль, что в Афон, в православный монастырь, женщинам вход запрещен.
Татарин меня спросил: - А вы читали книгу «Крымское подполье»? И рассказал об участии его родственников в этом подполье, в частности – сестры.
Жениха с невестой, т.е. Женю и Руфину помню, были очень красивые, хотя в возрасте.
Пили совсем мало. У каждого был свой напиток, все были трезвые. Подарки дарили не публично, в отличие  от русской свадьбы. Я подарила цветы.
Мне было интересно, будто присутствовала на концерте. Ушла довольно рано, натанцевалась. Я ушла вместе с Гутей.
Армянин проводил до дома очень галантно. Не приставал, не назначал свидания, видимо, это зависело и от моего очень скромного отношения. Я удивилась, но позже  узнала, что на это была причина.
В понедельник все, кто был приглашен, рассказывали, особенно я. Восхищалась. Я поняла, что просто запомнилось хорошее. Но так восхищалась, что со мной был вынужден побеседовать управляющий Госбанком. Объяснил, что к чему.
Все эти люди: греки, армяне, крымские татары были выселены  во время Великой Отечественной войны. Поэтому в государственном учреждении не следует о них вспоминать и восхищаться. Я все поняла.
Молодежь, в том числе и я, ходили на танцы в клуб целлюлозно-бумажного комбината.
Молодежи было не очень много, но натанцеваться хватало. Приглашали часто.
И вот однажды, я сидела, отдыхала. Ко мне подошел и сел рядом взрослый представительный мужчина и заговорил.
Я чувствовала, что он многое обо мне знает. И недолго говоря, предложил посещать драмкружок. Я отказалась из-за отдаленности клуба, а возвращаться одной после репетиций или спектаклей страшновато. И он отошел. А подруги меня предупредили: «Надежда, он армянин, и у него очень ревнивая жена». Я ответила, что мы просто поговорили о деле, а вы уже забеспокоились.
И вот вскоре я уехала в город Свердловск (ныне Екатеринбург). Работала в областном сельхозбанке в центре, улица 8 Марта №4, рядом с Площадью 1905 года. Однажды иду днем в центре города (где-то по делам была). Вдруг ко мне подходит, будто случайно (может быть, так и было) тот же армянин. Имени его я не знала. И он снова начал разговор о приглашении в народный драматический театр, который расположен в двух шагах от моей работы – во Дворце работников торговли. Я поинтересовалась: «А что конкретно предлагаете?». Ответ: «Играть русских девушек - образы тургеневские». Но я отказалась снова, хотя было заманчиво.
Я уже поступила в Московский заочный финансово-экономический институт на экономический факультет,с четырьмя занятиями по вечерам  с девятнадцати до двадцати двух часов. Домой возвращалась почти в одиннадцать вечера. А для меня в то время – главная задача была получить высшее образование, чтобы обеспечить свой тыл.
Хотя, пойдя в народный театр, неизвестно, как бы все сложилось. Знает один БОГ.
 Как сложилось, так и сложилось. Я с детства увлекалась самодеятельностью, но это любительство, а институт – специальность. Вот такие пересечения в жизни бывают.
Будутеще отдельные воспоминания о работе в г.Туринске и моем пребывании там. За семь месяцев работы – столько воспоминаний, будто прошло пять лет.
Самое основное – люди. Добрые, понимающие, всячески поддерживающие. У меня такое ощущение, что я там не ходила, а летала. Хотя ни любви, ни каких-то особых симпатий не возникло. А протекла замечательная часть моей юности.
До свидания, Туринск. (Но не случилось свидания, получилось прощание).