Дорожные приключения

Владимир Пастер
                ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ

            Сюжет из повести: «Рассказы перса, приговоренного к смертной казни»



      Перед глазами Владимира проплывали картинки из рассказа иранца, который, утомлённый дальней дорогой, безмятежно спал, откинувшись на спинку сиденья. Автомобиль исправно катил по дороге, подчиненный требованиям, движения в ночное время.
       - Интересно, что снится моему попутчику? Какие жизненные эпизоды он испытывает в этот момент? Всё же, интересная штука человеческая память, сколько необыкновенной информации хранит она! Если бы всю её описать!.. Голова каждого человека – это хранилище необыкновенных историй и эпизодов! – подумал Владимир и сбавил скорость, оберегая покой своего попутчика.
     Навстречу и на обгон изредка проносились легковые и грузовые автомобили, кратковременно нарушая тишину, установившегося движения. Некоторые водители необдуманно рисковали, грубо нарушая правила дорожного движения.
     Неожиданно на большой скорости их обогнали два легковых автомобиля, молнией пронеслись мимо и так же быстро исчезли в ночной бездне, оставляя за собой  шлейф умолкающей мелодии движения и исчезающего мерцания красных огней.
       - Вот дураки!.. Вот идиоты!.. – подумал Владимир. - Гнать в ночное время с такой скоростью и не соблюдать дистанцию… – это же смерти подобно!
     Ему вспомнилась притча заслуженного мастера спорта Владимира Константиновича Никитина, неоднократно покорявшего рубежи скорости: «Если водитель верит в своё бессмертие – жизнь пассажира в опасности!».
       - Какой был мудрый человек, настоящий автомобилист, наставник. Он знал во имя чего рисковать, во имя чего ставить на кон свою жизнь! Царство ему небесное, вечная ему память! – шептали губы водителя.
     Он не находил оправдания действиям этих сумасшедших, зная, что дорога не прощает необдуманных трюков и шалостей.
     За исчезнувшими из видимости огоньками опять наступил покой и вернул водителя к предыдущим воспоминаниям. Через несколько минут автомобиль достиг поворота и был сориентирован на Юго-Западное направление. Неожиданно дальний световой поток  высветил на дороге непонятный предмет, как бревно, лежащее поперёк проезжей части. «Что это?..» – пронеслось в голове у водителя.
     Он сбавил скорость, переключив рычаг на нейтральную передачу. Автомобиль накатом, медленно приближался к неизвестному предмету. Напрягая зрение, Владимир увидел, что это был человек.
       - Человек!.. Человек на дороге! – воскликнул он.
       - Что, где?.. Какой человек? – спросонья воскликнул иранец, напряжённо всматриваясь вдаль. - Точно… человек!
       - Его сбили лихачи, минутой раньше обогнавшие нас! Скрылись бандиты! Скрылись придурки! Вот… идиоты! Вот… негодяи! – высказал своё возмущение водитель.
     Автомобиль медленно приближался к месту происшествия.
       - А это что светится в кювете?
       - Габаритные огни легковых автомобилей! Теперь мне всё ясно! Это автомобили лихачей! Избегая наезда на человека, они свернули в кювет!
     Присмотревшись, они увидели в кювете два автомобиля, лежащие, один за другим кверху колесами. Колёса продолжали ещё вращаться и работали двигатели.
       - Надо спасать пострадавших! – крикнул Владимир и нажал на тормоз.       
    Автомобиль совершил экстренную остановку. Иранец и водитель выскочили из кабины и бросились к перевернутым автомобилям. Не успели спасатели сделать несколько шагов, как увидели: из кабин пострадавших автомобилей выползли двое мужчин и, что было мочи, бросились на дорогу к лежащему мужчине. За ними последовали  наши путешественники. Один из мужчин перевернул, лежащего человека, чтобы оценить его физическое состояние.
       - Коля! Так он же пьян! – закричал мужчина и, привстав, стал пинками безжалостно наносить удары по мужику. – Гадость!.. Сволочь!.. Идиот!.. Мы из-за тебя  чуть не оказались на том свете! Изуродовали автомобили! – кричал пострадавший. К нему присоединился его товарищ.
     Пьяный мужик, как мешок с соломой, продолжал пребывать в бесчувственном состоянии, храпел, не реагируя на пинки.
       - Пойдём, Надер Хусейнович! Мужики сами разберутся в этой ситуации!  Свидетелем этого я не хочу быть!
       - А, что случилось? – спросил иранец, забираясь в кабину, не понимая всего трагизма этого происшествия.
       - Что… Что!?  Идиоты были за рулём!.. Неслись, как сумасшедшие, со скоростью под 200 км\ч и, увидев на дороге этого пьяного мужика, не справились с управлением и оказались в кювете! То, что они колошматят этого пьяницу, - не плохо! Будет знать негодяй, как напиваться до свинского состояния и спать на дороге! А лихачам наука –  дорога-матушка не любит шутить со скоростью!
       - Что делает водка с людьми! – возмутился иранец.
       - Эту комедию ты можешь увидеть только на Украине и в России. От безудержного пьянства наше общество обречено на вымирание! У нас нет эффективной борьбы с этим явлением! А как у вас?
       -У нас сухой закон! И кто его нарушает, рискует подвергнуться очень жестокому наказанию!
     Увиденное происшествие на дороге вызвало у путешественников шоковое состояние. Им не хотелось разговаривать, и каждый погрузился в свои размышления.
        «Доигрались мальчики!.. Доигрались нарушители скоростного режима!.. Нелепая случайность перечеркнула все карты им, - думал Владимир, - перечеркнула, замыслы, стремления, мечты, совершила непредвиденный зигзаг в судьбе. Теперь их будут ожидать судебные тяжбы, переживания, материальные затраты. Сколько нужно человеку иметь  терпения, мужества, чтобы во время нахождения за рулём не расслабиться и не уснуть, не потерять бдительность, не потерять чувство опасности!»
     Практикой установлено, что мимолётные события на дороге недолго будоражат сознание случайных свидетелей. От быстро меняющихся впечатлений из памяти стирается какой-либо кошмарный случай, и движение входит в прежний ритм. Многолетний опыт Владимира научил: ни на секунду не расслабляться, ни на секунду не терять бдительность. Он крепче сжал рулевое колесо и более внимательно стал следить за дорогой и за своим физическим состоянием, которое, как у каждого человека, реагирует на   убаюкивающее плавное покачивание кабины.
       - Знаешь, Надер, время позднее, вижу, что ты устал, да и мне надоело крутить баранку. Давай на полчасика остановимся в Пирятине, попьём кофейку, подремлем и продолжим наше путешествие.
       - Я согласен, хочу пить, да и хочу побыть немного в тишине и покое.
     Пирятин обнаруживал себя ярко освещенным милицейским постом, базаром и площадкой для стоянки автомобилей.
     Короткая остановка у поста ГАИ была недолгой, закончилась регистрацией автомобиля и разрешением на продолжение движения в сторону Киева.
     Найдя свободное место на стоянке, и припарковавшись, Владимир заглушил двигатель и погасил свет фар. Необычная тишина,  как божий дар, сразу овладела пространством.
       - Как хорошо! – потягиваясь, заметил Владимир.
      Он выскочил из кабины, обошел вокруг автомобиля, фонариком осветив колёса, подвеску, внимательно осмотрев всё, что могло информировать о его техническом состоянии. Увидев неподалёку кусты, за которыми простиралось поле, он посетил их. Кусты в этом месте выполняли днём и ночью роль общественного туалета. Они были переполнены человеческими испражнениями и завалены различным мусором: бумагой, упаковками от продуктов, сигарет, пива и др.
       - Эх-хе-хе-хе-хе! – простонал Владимир. – Неужели такое свинство и в других странах? Какой позор! Какое убожество! И это на пороге 21-го столетия!
     Он был вынужден подчиниться этим условиям и, выполнив свои физиологические потребности, вернулся к автомобилю, тщательно вытирая ноги об траву и посылая проклятья хозяевам этого места.
       - Надер, ты хочешь прогуляться вон к тем кустам?
       - Нет! Нет! У меня нет ещё потребности, да и большого желания!.. – ответил Иранец.
     Возле автомобиля появилась молодая женщина в белом переднике с подносом в руках и сумкой, из которой выглядывал термос с кипятком.
       - Кофе! Чай! Пирожки с мясом, с картошкой, с капустой, с яблоками! – предложила она!
       - Надер! А что, врежем по кофейку и пирожкам с капустой и картошкой!
       - Не возражаю! – ответил тот.
     Разовые стаканчики тут же были наполнены напитком и на разовой тарелке появились пирожки.
       - Вы, наверное, поварихой работаете, что у Вас такие ароматные пирожки? – спросил Владимир.
       - Нет, моя детка! – как-то грустно ответила женщина. – Моя профессия фрезеровщик, а т.к. предприятие развалилось, то вот промышляю пирожками, чтобы кормить семью и не подохнуть с голоду!
       - Пирожки очень вкусные! – заметил иранец.
       - Что-что, а женщины Украины отличные мастерицы, умеют не только за станком стоять, но и готовить, и землю пахать, любить и детей воспитывать! – отпустил похвалу женщине Владимир.
     Получив расчёт, женщина скрылась в темноте, выискивая среди прибывающих автомобилей новых покупателей.
     Заморив червячка, экипаж предался дрёме. Перед глазами Владимира проплывали картинки пейзажей далёкого, незнакомого Ирана, страны со своими особенностями, своей культурой, своей самобытностью. Он ясно представил ослика, тряпичный футбольный мяч и девочку, которая явилась первым божественным увлечением пожилого перса; револьвер, который повлиял на дальнейшую судьбу человека. Было видно, что тоска по Родине  не обошла его стороной, а рассказы и воспоминания разбередили его душу. Иранец достал из своей сумки кассету и вложил её в автомагнитолу. Послышалась нежная, душевная песня на иранском языке, непонятном Владимиру, но по исполнению, звучанию, музыкальным оттенкам было ясно, что эта песня о любви, о добром и вечном.
       - Кто исполняет эти песни? Какая замечательная мелодия!.. Они разбередили мою душу! – поинтересовался Владимир.
       - Это известная иранская певица Гугуш! – ответил Надер. – К сожалению, ислам запрещает ей проявить свой талант на Родине! Я приобрёл эту кассету в Алжире.
       - Как запрещает? Я этого не понимаю! Почему человек должен прятать от общества то, что ему послано природой и Богом! Я считаю, что природный дар человека, должен быть достоянием общества!
      - Ты правильно считаешь, но Коран по этому поводу имеет другое мнение, которое не всем понятно! – ответил старый перс.
     Спутники замолчали, находясь во власти своих дум, переживаний и душевных ощущений. В дверь кто-то тихонько постучал. Владимир, приоткрыв её, увидел у подножки молодую девушку в коротенькой юбке, распущенными волосами и сумочкой на плече.
       - Что Вам угодно? – спросил он.
       - Я работаю! Не хотите развлечься и немного отдохнуть?  - сладеньким голоском пропела девушка.
       -  Что значит «работаю»? – недоумённо спросил Владимир.
       - По вашему желанию оказываю любые сексуальные услуги и недорого! Будете довольны! – спокойно ответила девушка.
       - Девушка, мы уже не в том возрасте, чтобы развлекаться и отдыхать подобным образом! Извините, нам нужно просто побыть в тишине! – ответил Владимир и захлопнул дверь.
      В этот момент на площадку зарулила большая фура, возле которой тут же оказалась эта девушка. После недолгих разговоров дверь приоткрылась, за которой растворилась плечевая мадам, двигатель был заглушен и погас свет.
        - Площадка услуг на любой вкус! Поел пирожков, развлекись сексом – всё, что твоей душе угодно! – с грустью заметил Владимир, поудобнее усаживаясь в кресло и предаваясь задушевной мелодии и тишине.   
      Иранец молчал. Он находился под впечатлением своих воспоминаний, задушевной песни Гугуш и не реагировал на происходящее.
      Но недолго длилось их наслаждение покоем, тишиной, беседой и задушевной мелодией. В дверь кабины кто-то настойчиво и громко постучал. Это вызвало у водителя и пассажира растерянность, удивление и неприятные ощущения.
       - Кто это так нахально стучит? – изрёк Владимир и, придвинувшись к дверному окну, стал всматриваться в темноту.
       - Открывай! – послышался грубый приказ. 
      Владимир немного опустил боковое стекло и фонариком осветил пространство. У кабины стояла женщина средних лет, растрёпанная и  пьяная.
       - Убери свет, падла! – прохрипела она.
       - Что Вы хотите? – в оконную щель спросил водитель.
       - Вылазь, поговорим! – требовательно заверещала женщина.
       - Мне с Вами не о чем говорить!
       - А я тебе говорю:  «Вылазь, поговорим!» - закричала она, и кулаком стукнула в дверь.
       - Что Вы хотите? С вами разговаривать я не имею никакого желания! – возмутился Владимир.
     Видя, что экипаж не поддаётся её требованиям, женщина заплетающимся языком сказала:
       - Водила, отвези меня и моих приятелей в деревню! Отселе пять километров! Я заплачу!
       - Извините, мадам, но это грузовик, а не такси! – ответил Владимир и, присмотревшись, увидел в темноте двоих парней, которые стояли неподалёку, поддерживая друг друга.
       - Вези, я тебе говорю! Слышишь, падла! Не то пожалеешь! – женщина пнула ногой по колесу и погрозила кулаком.
       - Отойдите от автомобиля – это не такси! Дайте нам спокойно отдохнуть! – крикнул Владимир.
       - Ну, держись, ****ь, я тебя проучу! Ты у меня поплачешь горькими слезами! – выпалила незнакомка и поковыляла к парням. 
     Все трое исчезли в темноте. В кабине воцарилась тишина и смятение.
       - Что будем делать? – спросил иранец, молчавший до сих пор, терпеливо наблюдая эту сцену печальной  действительности.
       - Давай поедем, чтобы эти твари не прокололи нам колёса или  не сотворили какую-либо гадость! Потом кричи, плачь, зови на помощь, а пожаловаться-то будет некому! Менты на помощь к нам не придут, надежды на них нет никакой! – высказался водитель и, запустив двигатель, вырулил автомобиль на большую дорогу.
      Поездка продолжалась. В кабине воцарилась тишина, которую через небольшую паузу нарушил Владимир.
     - Надер, скажи, в Иране бывают такие сцены? Ведь раньше, у нас в Союзе был другой порядок. Все работали, учились, не зарабатывали на жизнь торговлей, пирожками, проституцией или глушили свою безысходность  пьянством и наркотиками. 
       - Нет, не бывает! В Иране сухой закон! Распитие спиртных напитков, их продажа строго преследуется государством. Злостных нарушителей этого закона ожидает тюрьма и высшая мера наказания для тех, кто склонен к наркомании! Женщин, опустившихся до такой степени, общество просто уничтожит!
       - Молодцы иранцы, - восхитился Владимир, - правильно делают! В этом заключается борьба за здоровье нации! Я считаю, - в этом вопросе компромиссов не должно быть!
       - Какие могут быть компромиссы, если мужчины или женщины  теряют человеческое достоинство под действием алкоголя, или наркотиков, позорят нацию! Наш народ приучен к строгости в данном вопросе и нигде в мире не увидишь подобных сценок с персом, а тем более с персиянкой! Меня всегда мучил и мучает вопрос: «Почему в Украине  и в России приобщение человека к пьянству, наркомании является личным делом самого человека, понимается извращенно философская категория «свобода». А когда эта личность становится обузой для общества, превращается в ничтожество, то его исправлением, лечением должно заниматься общество, государство? Почему?.. Почему такая роскошь?.. Почему из бюджета государства тратятся большие средства на лечебницы, лекарства, на подготовку медицинского персонала? Почему?.. А ведь самое страшное то, что эта зараза передается по наследству! И, в конечном итоге, приводит к вырождению нации! Появляются на свет дебилы,  которые дорого обходятся государству! У нас, в Иране, это понимают и очень строго  борются с этим злом.
       - Я с тобой полностью согласен! Сколько нужно было выжрать этой гадости, чтобы свалиться на скоростной трассе и заснуть?! А из-за этого негодяя пострадали другие люди! Мне этих пострадавших, правда, не очень жалко, ведь они нарушили скоростной режим! Но если бы не было на дороге этого пьяного мужика, то не было бы и аварии! Они же спасали ему жизнь и сами пострадали! А представь, если бы они задавили его?!.. А кто оценит их поступок и компенсирует материальный урон? Ведь с этого пьяндыги, кроме фиги, ничего не возьмёшь! Этого урода могут посадить, конфисковать имущество, которое, не сомневаюсь, давно пропито!
       - Но самое страшное то, - заметил иранец, - что человек в нетрезвом состоянии садится за руль автомобиля!
       - Я считаю, - поддержал его Владимир, - что это очень злостное преступление! Преступник в этом случае должен привлекаться к уголовной ответственности и понести суровое наказание! Сколько людей пострадало из-за таких негодяев! Борьба с этим злом должна быть бескомпромиссной и жесткой, а правительство решительным и смелым!
       - Да, нерешительность власти может принести больше вреда, чем жесткость и смелость! В Иране с подобными субъектами не церемонятся! За наркоторговлю применяется смертная казнь, а за распитие спиртных напитков - публичная порка, невзирая,  на пол! Все знают и не нарушают этот закон! А у вас здесь господствует пресловутая доктрина о правах человека!
       - То, что ты сказал о решительности и нерешительности власти подтверждено временем. Нерешительный трусливый Горбачёв, «гарант Конституции», развалил Советский Союз, принёс много бед и вреда  народам бывшего СССР, а последствия этого мы наблюдаем в этой поездке! Но это не всё! Это мелочи! Мы столкнулись сегодня лишь с малой частичкой айсберга, который господствует в странах СНГ!
       - Владимир, а что мог сделать Горбачёв в той ситуации?
       - Да ту ситуацию он породил своей трусостью, нерешительностью и предательством идей социализма! Сейчас это стало понятно многим! После  престарелых, болезненных руководителей, он выглядел престижно - люди ему поверили! А капиталистический мир ему аплодировал и подогревал его амбиции! Он совершал ошибку за ошибкой, возомнив себя непревзойденной  исторической личностью! Ты спрашиваешь: «Что мог сделать Горбачев в той ситуации?». Как гарант Конституции СССР он должен был арестовать троих предателей (Ельцина, Шушкевича и Кравчука), объявить их врагами народа, судить и расстрелять! Был бы ущерб государству от потери троих подонков?.. Нет! Но тысячи, миллионы граждан не пострадали бы, не превратился бы Советский Союз в сплошной базар, хаос  и  анархию, не было бы  открытого, бессовестного грабежа материальных ценностей громадной страны, которые десятилетиями создавались трудом, потом и кровью Советских людей!
     Водитель сделал небольшую паузу, присматриваясь к выбоинам на дороге, которые неожиданно стали появляться и препятствовать движению. Он сбавил скорость,  аккуратно объезжая их.